За несоблюдение правил маркировки товаров будут сажать в тюрьму

Госдума приняла на рассмотрение законопроект об уголовной ответственности за подделку индивидуальной маркировки товаров. До трёх лет там предполагается.

Бред с индивидуальной маркировкой стартовал больше двух лет назад, но общество его особо не заметило, потому что маркировались дорогостоящие высокомаржинальные товары. Когда покупаешь шубу, пяток лишних рублей в её цене незаметны. Да и продавец не станет повышать ценник, такую мелочь он спокойно отнесет на счет своей маржи (безобразной, к слову сказать, но вот дикие наценки в таких сегментах государство совершенно не собирается регламентировать).

Но теперь, обвалив в период карантина рынок лекарств сбоями централизованных маркировочных систем, дело переносят на дешёвую и ежедневно касающуюся всех продуктовую розницу – на молоко, в частности. И тут уже не до шуток. Потому что рост цены пакета молока на несколько рублей – это 3-4%, и это чувствительно. Фактически одной рукой пытаясь удержать цены на такие продукты путём жёсткого регламентирования и запретительных экспортных пошлин, правительство обеспечивает ещё больший в процентном отношении рост за счет маркировочного проекта.

С вершин, где живут глобальные цифровизаторы всего всё выглядит в высшей степени логично: они будут просматривать товарные цепочки от производства сырья до конечной продажи готового изделия. Им будет удобнее следить, планировать, облагать налогами. Но публике это подается как некая гарантия от контрафакта, гарантия качества и подлинности. Что, естественно, является прямой ложью, полагают эксперты телеграм канала Новый Век.
 
Маркировка свидетельствует лишь о том, что товар произведен вот этой фирмой вот на этом предприятии. Или что ввезён вот той фирмой через вот этот таможенный терминал. Или тому подобные вещи. Т.е. прослеживается цепочка перехода товара от юрлица к юрлицу. Более ничего. О соблюдении технических регламентов на соответствующих производствах маркировка никак не свидетельствует. И никак не мешает разбодяжить партию товара контрафактом тоже. Не говоря уж о том, что маркировка никак не связана с интеллектуальной собственностью (а контрафакт, в ряде случаев, определяется только через этот юридический блок). Но главное - в тех сферах, куда лезут с маркировкой, контрафакта и так нет: кто когда-нибудь слышал о контрафактном кефире? И какому дураку придет в голову его делать?

Контрафакт давно не является проблемой рынка. Он является проблемой владельцев товарных знаков, причем только хорошо раскрученных. Качество «контрафактной» шоколадки, произведённой на фабрике, чьи права на товарный знак, размещённый на этикетке, могут быть оспорены, никак не отличается от «правильной» шоколадки. Что там законно, что незаконно – потребителю глубоко безразлично и никак на его качество жизни не влияет. Все изъятые на сегодня партии немаркированных товаров были единственно чем плохи – отсутствием маркировки, никаких претензий к их качеству и даже к уплате налогов по ним не было. Но за ненужную возможность поставить на телефон специальное приложение «Честный знак», чтобы сканировать через него маркировочные коды перед тем, как положить пакет молока в корзинку в супермаркете, возможность, которой никто и никогда не воспользуется, покупатель в конечном счете должен заплатить– процентов 3-5 от стоимости товара.
 
Проценты эти складываются из 50 копеек за каждую марку, которые пойдут государственным откупщикам, и перекладываемого на потребителя расходника производителя. Производителю-то нужно купить и смонтировать оборудование, обеспечить технологический процесс, создать отдел компьютерщиков, которые будут грузить коды в специальные базы и устаканивать вопросы некорректной работы централизованных государственных баз и установленного на производстве кривого государственного программного обеспечения. По сливаемым производителями расчетам – человек 10 надо набирать и каждому из них рабочее место обеспечивать по цене примерно 130-150 тыс. руб. за штуку.

Соответствующая нагрузка ляжет и на торговлю, где эти товары надо будет учесть и потом провести через кассу, где нужно не только соответствующее оборудование, но и кассиру с маркированным молоком, как с бутылкой водки должен будет провести минимум две операции, вместо одной. Только сколько покупают той водки, а сколько молока, кефира и прочей молочной продукции. И все эти издержки тоже переложат на покупателя, причем не только на его кошелек. Представьте очередь в час пик в супермаркете, где покупатель не только отдаст дополнительные рубли с каждой маркированной единицы товара, но и личное время…

Вы давно не видели, как возмущенная толпа разносит магазины? А теперь представьте, что в час пик, когда стоит очередь с маркированным молоком, хлебом, кефиром и сметаной, сыром и колбасой, макаронами и изюмом зависает государственная система регистрации всех этих марок.
 
Понятно, что производители пытаются ловчить. Скажем, использовать одну марку несколько раз. Они-то понимают, что кто первым введёт сплошную маркировку и соответственно нарастит цены, тот первым и с рынка вылетит – покупатели тупо возьмут ещё немаркированные и более дешёвые продукты конкурентов. Вот этих-то ловкачей и намерены сажать на 3 года. Но сядут ещё и те, у кого «задвоения» возникнут из-за некорректной работы программного обеспечения: а таких случаев порядком больше, чем случаев ловкачества: от сигарет до лекарств статистика сбоев колоссальная.

Идиотизм срочно надо останавливать и отменять, но шансов на это никаких нет. Как нет шансов на то, что государство займется реальной заботой о потребителе и борьбой с маркетинговыми уловками типа фасовки килограммовых товаров по 785 граммов, выноса на упаковку больших рекламных цифр типа 100% качества, забивающих цифры поменьше (например, 72% сливок в масле – это не масло), мельчайшим шрифтом состава продуктов, который при детальном рассмотрении честно показывает омерзительное качество товара, но только именно детального рассмотрения и не позволяет.
Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram