Золотой взрыв. Секреты инвестиций в искусство

(Александр Айзенштат  (1951 г.р.  Москва). В конце 1960-х учился живописи в мастерской художника С. П. Скульского. Покинул СССР в 1974 году. А. Айзенштат — гражданин Франции, в настоящее время проживающий в Израиле. В России регулярно бывает с 1989 года. Известен не только как художник, но и как религиозный деятель ортодоксального иудаизма — основатель и руководитель Центра Изучения Торы в Москве.)

Простой вопрос: можно ли предугадать какой художник станет со временем великим и дорогим? В кого инвестировать?

Приходим в музей. Зал голландских художников XVII века. Рядом с Рембрандтом висят картины других художников.  Ученики Рембрандта. Школа Рембрандта. Работы высочайшего профессионального уровня. На первый взгляд они не хуже Рембрандта. Но почему эти художники не стали известными и дорогими?  А потому, что там нет искусства.

А у Рембрандта есть искусство?  И что есть искусство?

 Возьмем, например, его картину «Возвращение блудного сына».  Библейская история. Но дело не в сюжете.  Главное в этой картине - золото, которое вырывается из темноты! Детали картины образуют некую симфонию этого золотого прорыва.   Цветовые пятна, свет и тень объединяются в симфонию.  Форма, конечно, тоже играет свою роль.  Каждый мазок - это шкатулка с двойным секретным дном.  А секрет в том, что на картине существует мир параллельный нашему миру.  Свой внутренний мир картины. В результате, с одной стороны мы видим фигуративную картину, с другой – симфонию золотого взрыва.   Абстракцию. 

Другой пример. Испания, тот же XVII век.  Портрет Папы Иннокентия Х Диего Веласкеса. Портрет жестокого, неприятного человека.  Но Веласкес создал не только реалистический портрет, здесь изображена оранжевая бомба!  Картина буквально живет своей внутренней жизнью.

Фрэнсис Бэкон, самый знаменитый и дорогой британский художник прошлого века, создал целую серию картин кричащего Папы Римского, вдохновившись этой картиной Веласкеса.   Бэкон делает из Папы дьявола в своем варианте.  И в картине Бэкона тоже есть симфония бури. Выплеск красоты. Красоты выражения.  Не красоты, а именно красоты выражения.  Всплеск эмоции. Цвет и форма имеют свой некий формальный язык. Потому любую картину можно рассматривать как абстракцию. Даже реалистическую.

Любую реалистическую картину можно рассматривать, как абстрактную?

 В абстрактной живописи есть свои фигуры – полоски, круги и т.д., а в фигуративной живописи есть абстракция. Изображение — это некая внешняя форма, которая содержит в себе искусство.  А искусство заключается в том, что картина или другое произведение живет своей жизнью, своими законами. Личность человека соединяется с этими законами и выражает себя на картине. Любая личность: Пикассо, Веласкес, Рембрандт, Бэкон. Значит, законы личности связаны с законами возникновения произведения искусства.    

Любая личность?

Возьмем любого очень простого человека. Например, некоего условного сантехника. Он любитель выпить, любитель женщин, а еще он любит детей, любит свою старенькую мать. Он очень простой, но он человек и у него есть свои понятия добра и зла.  У него есть свой внутренний мир. Кто-то скажет, что примитивный мир. Так вот: если бы он мог этот свой мир, пусть даже очень простой мир, отобразить в красках, то он был бы великим художником. В чем же фокус?  Сами по себе формы, цветовые пятна, светотень имеют самостоятельный язык. Они образуют свой мир. Параллельный мир. Так вот: уникальная личность человека, его мир, может быть неким образом соединен с этим другим параллельным миром. Это соединение и создает высокое искусство. Уникальное в своем роде.

Конечно, Пикассо гораздо сложнее нашего условного сантехника, как личность. Он писал разными стилями, работал в разных направлениях.  Но говорил он очень простые вещи. Такие художники, как Пикассо не были мыслителями и интеллектуалами, они были «животными от искусства».  Они больше чувствовали, чем говорили. Руководствовались животными инстинктами в работе. И эти инстинкты их не подводили.  На последней предсмертной выставке Пикассо многие его поклонники с удивлением увидели работы, выполненные в очень примитивном стиле.

Некоторые считают, что художники выбирают концептуальный или абстрактный жанр потому, что не умеют рисовать в классическом, реалистическом стиле.

И в классическом, и в современном концептуальном искусстве заложен один и тот же принцип. В классическом искусстве есть общепринятые формы выражения, соответствующие эпохе. Внутри этих форм есть личность художника, влияющая на эту форму.  Реалистическое или натуралистическое искусство состоит из трех элементов: перспектива, светотень и форма. У живых организмов форма – это анатомия.   В средневековье искусство было фигуративное, но не реалистическое.  Есть такой взгляд, что переход от фигуративного к реалистическому искусству произошел в результате позитивного развития, прогресса. Я так не думаю. Например, некий мастер в Африке всю жизнь вырезал из дерева стилизованных котиков. Поставим перед ним задачу вырезать абсолютно натурального котика.  Сначала он очень удивится: зачем нужен повтор того, что создала природа? Какой в этом смысл? Но, думаю, если ему будут хорошо платить, то за год или два он научится делать изумительно натуральных котиков.

Законы творения едины для всех жанров искусства?

 Литература.  Достоевский описывает некую историю. Сюжет – это только внешняя сторона –форма, а настоящее содержание - это то, как он это описывает.  Другими словами, сюжет прост: убил старушку топором, долго мучился и раскаялся. Но Достоевский так это делает, что история превращается в отдельно живущий организм. Или «Война и мир» Толстого. Мы теперь так и представляем войну 1812 года. В реальности, наверное, все было по-другому.  Но это не важно. Толстой создал свою реальность. Настоящее, великое литературное произведение живет своей жизнью. Самостоятельной жизнью.  Независимо от жанра. Настоящий роман реалистический или сюрреалистический, даже фантастический - это самостоятельный мир!    

 Песня, вокал. Там две составляющие: мелодия и слова. Мелодия создается голосом.   Слова имеют второстепенное значение.  Более того, в современной песне смысловое значение иногда доводится до абсурда.   Красота заключается в самой в музыке, в голосе. А музыка совершенно абстрактна.   Каким образом бессмысленные звуки несут содержание?   В классических симфониях нет литературного содержания.   Но люди воспринимают некую сверхинформацию.   А ведь музыка самое массовое искусство. Без музыки нет свадьбы, гулянья и проч. Даже хоронят с музыкой.

Есть тайна бытия, и она отражается внутри человека. Образуется тайна личности каждого человека.  Картина, музыкальное или литературное произведение тоже должны жить своей собственной самостоятельной жизнью.

Вопрос скорее шутливый: человек прибил свою мошонку к мостовой на Красной площади. Поджог дверь в известном здании на Лубянке. Это искусство?

В некотором смысле это искусство. Дверь эта – центральный вход в здание КГБ.  Эта контора десятилетиями нас гнобила, оставаясь неприкосновенной.  А он поджог дверь и нанес символический ответный удар по КГБ. Но этот человек вызывает у меня лишь сострадание и жалость. Поясню. Например, человек очень болен. Лежит в кровати и ходит под себя. Это жизнь или не жизнь? Трупы не ходят под себя. Только живые люди. Значит, он жив.  Но конечно, такой человек может вызывать только сострадание и жалость.

Подытожим. Значит настоящее искусство появляется там, где художник создает свой уникальный параллельный мир?

Что является главным и единственным моментом в искусстве?  Создание в ограниченном пространстве, в рамках произведения искусства, самостоятельной жизни! Своего мира.  Живого мира. Тогда рождается и истинная красота.

У каждого человека свое восприятие красоты. Значит красота - понятие субъективное?

Есть чудо творения. Всевышний создал массу людей, и все они уникальны. Не может быть двух идентичных людей. Отпечатки пальцев, радужки глаз, формы ушей и проч. Нет абсолютно одинаковых лиц. Даже у близнецов.  Также и личности людей абсолютно уникальны. Значит ли, что у каждого человека есть свое уникальное мнение?

Например, школьный класс. Обычно все мальчики единогласно считают некую девочку самой красивой в классе.  Почти нет спора.  Значит, есть объективное ощущение красоты.   Значит, есть некая тайна, связанная с формой. Увидеть красоту и понять эту тайну дано многим людям.  Личности людей разные, и мнения у них разные, но существует общее понимание красоты.

И не только красоты.  Самые простые и самые непростые люди одинаково воспринимают оскорбления или похвалу. В одинаковых случаях испытывают жалость, проявляют милосердие.

Личность человека отображается в искусстве. Например, в живописи. Люди смотрят жанровую сценку, изображенную на картине, но понимают, что речь совсем о другом. Чувствуют. Воспринимают гармонию, изображенную на картине.  Значит Красота – это вещь объективная и обладает своим смыслом. И большинство людей одинаково чувствуют Красоту.  Красота их радует, приводит в восторг, но они не всматриваются, не ищут законов, по которым появляется Красота.  А художник ищет, он профессионально занимается Красотой.

Но Красоту нужно уметь увидеть. Так же как надо уметь услышать магию классической музыки или понять мудрость классического литературного произведения.  Для этого нужна некая культура. Можно любого человека научить видеть красоту изобразительного искусства.  Реалистического и абстрактного. 

Вы можете научить видеть такую красоту?

Я думаю, что могу. Я имею некоторый опыт проведения бесед на эту тему. Но я никого не учу. Это не уроки. Это беседы на равных.

Но у каждого человека есть свой взгляд на искусство. Свой вкус, о котором не спорят. Считается, что коллекционер должен покупать те картины, которые ему нравятся.

Ко мне в мастерскую приходят состоятельные люди. Бизнесмены. Они уверены в себе, что естественно. Они привыкли руководить и повелевать. Принимать решения. Да, часто я слышу: «Я покупаю то, что мне нравится».  Это никто не оспаривает. Но я думаю, если человек хочет сделать   хорошую инвестицию в современное искусство, то лучше посоветоваться со специалистами.

В романе Ремарка «Тени в раю» главный герой работает в галерее, где продаются картины импрессионистов. В романе есть эпизод, когда он приезжает к клиенту домой, чтобы повесить картину Дега.

(Я нашел этот эпизод, цитирую: «Над широкой кроватью в стиле модерн висела картина в позолоченной раме: лесной пейзаж с трубящим оленем, несколькими косулями и ручьем на переднем плане. Я безмолвно рассматривал эту низкопробную мазню.

-Мистер Купер написал это сам? - поинтересовался я. - Или получил в наследство от родителей?

… Я разгадал тайну Купера. Здесь, в собственной спальне, ему незачем было притворяться. Тут было то, что ему действительно нравилось.  Все прочее было показухой, бизнесом, возможно, даже увлечением, кто мог это знать, да и кому это было интересно?»)

Это пример того, как коллекционер вкладывает в картины огромные деньги, а нравится ему то, что ничего не стоит.  Однако он достаточно умен, чтобы прислушиваться к мнению специалистов. Специалист сразу видит интересную работу.  

Где их найти, специалистов, которым можно доверять?

У меня в мастерской недавно была директор Третьяковской галереи Зельфира Исмаиловна Трегулова. Очень понимающий искусствовед. Настоящий специалист.  Она проходила стажировку в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке.

Мне известно, что у вас осенью будет выставка в Третьяковке, между постоянными экспозициями Малевича и Шагала.

Другой пример суперспециалиста - Ирина Александровна Антонова (Президент ГМИИ им. А. С. Пушкина. Академик АПН СССР. Академик РАХ).  Обратимся к Трегуловой, Антоновой и еще третьему человеку такого же уровня.  Три человека создают некий статус. В России говорят, что Бог любит троицу.

Надо проконсультироваться с ними. Сначала нанять агента, который пойдет в ателье художников и будет фотографировать их картины. Скажем по 10 работ каждого. Как представитель некоей фирмы.  Потом инвестор покупает время трех суперспециалистов по отдельности и просит оценить качество картин по фотографиям. Их мнение действительно представляет огромную ценность, за это можно заплатить.  Думаю, что существует высокая вероятность того, что художник, на которого укажут все три специалиста будет со временем известным и дорогим. Вот вам ответ на вопрос в кого инвестировать.

Многие покупают картины уже известных, раскрученных художников. Но среди них часто встречаются искусственно раздутые персонажи. Особенно в нашей стране.

В коллекционировании живописи есть два аспекта: экономический потенциал и имиджевый. Настоящее искусство дорого и растет в цене. Но ваша коллекция - это еще и ваша скрытая элитарность. Если к вам в гости приходит человек, разбирающийся в искусстве, то он сразу видит ваш уровень по вашей коллекции. Ваше лицо.  Если вы покупаете искусственно раздутого художника, то вы, как сейчас говорят, лох. Со временем он непременно сдуется. И надо понимать, что посредственного художника раздуть до миллионов долларов невозможно. Когда цены на картины поднимаются до миллионов долларов, то появляются фильтры из очень серьезных искусствоведов.

В определенных кругах существует мнение, что все покупаются и продаются. И серьезные искусствоведы не исключение.

Представьте некоего миллиардера, у которого жена или дочка рисует. Плохо, но рисует. Он хочет, чтобы ее картины продавались на Sotheby’s  (аукционный  дом Sotheby’s с капитализацией на Нью-Йоркской фондовой бирже - $1,6 млрд.) А Sotheby’s не хочет. Тогда наш герой покупает Sotheby’s. За пару миллиардов, допустим. Затем он говорит управляющему, что хочет выставить картины жены на продажу. Управляющий ответит: «Вы хозяин.  Вы можете делать что хотите, но мне придется уйти.  Я руковожу престижным аукционным домом. Вы понимаете, что хотите его ликвидировать?  И ваши деньги пропадут, поскольку вы уничтожаете «бренд».  Я уверен, что скоро появится Sotheby’s 2 или что-то в этом роде. Я уйду туда». Если серьезный искусствовед подпишется, что жена нашего миллиардера очень талантливый художник, то потеряет свое лицо и репутацию. 

Я был на ваших многих выставках и хочу задать вам провокационный вопрос: вы большой художник?

У меня нет амбиции быть великим художником.  Я не могу играть эту роль.  Да, и не хочу. Я религиозный человек. В шляпе, с бородой. Представьте меня на светском приеме - это же смешно, это посмешище. Хорошо, что художник не должен быть артистом. К высокой оценке моих работ я отношусь критически. Я искренне этому удивляюсь.  Я всегда боялся, что занимаюсь ерундой. Я дедушка, скоро у меня будет 20 внуков.   Для меня главное –это сознание того, что мы живем ради другой жизни. Будущей жизни.  И дети. Дети - это мое всё. Вы это понимаете? 

Мне запомнились слова Ирины Антоновой, сказанные не так давно на открытии выставки Айзенштата в музее частных коллекций ГМИИ им. Пушкина. Я набрал на youtube.com «Ирина Александровна Антонова о художнике Александре Айзенштате».  Ее словами и хочу закончить: «В истории всего мирового искусства на каждом этапе были фигуры художников, крупных художников, которые как-то несопоставимы что-ли, то есть они не продолжают чью-то линию развития. Создают свой собственный мир. Мне он (Айзенштат) кажется очень независимым, самостоятельным как в своем выборе художественной формы, так и тех эмоций, впечатлений и переживаний, которые он передает».

 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram