Художник – снайпер

В настоящее время нет надобности напоминать об актуальности темы Войны. Очень важно, чтобы жители РФ знали, что после любой войны жизнь только начинается. Мирная жизнь, в которой каждый участник прошедшей войны может найти себе достойную профессию.

Раиса Зенькова пример тому, как боец-снайпер превратился в Заслуженного художника РФ, снискав на этом поприще признание и любовь своего народа. Её картины можно рассматривать часами, поскольку там сама живая жизнь.


Что общего между художником и снайпером? Точность и внимательность к деталям. Правдивость. Беспощадность к цели. Мгновенная реакция на любое изменение, движение, перемену.

Йозеф Оллерберг в своей книге «Снайперская «элита» III Рейха» мрачно шутит: «Снайпер, как и художник, останавливает твоё время – ты будешь вечно молодым».

Вглядитесь в эту картину, её нарисовал реальный снайпер: детали, свет, цвет. А какая эмоциональность и трогательная простота, при удивительной ясности и чёткости. Выразительность фигур при очень сложном их ракурсе. Художник не боится трудностей, наоборот – он смело идет с ними в бой. Это работа настоящего мастера, высокого профессионала. Трудно поверить, что это дебютная работа молодого художника.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«На освобождённой земле». 1949г.

 

 

 

Вот отзыв о ней современника:

«Потрясающе живописно, детально и правдиво, правда? Чем больше рассматриваем, тем интереснее! Детали простой деревенской избы, разрушенной войной, где-то подлатанной, помогают окунуться в момент, изображённый художницей.

Мы видим, как две женщины, мама и дочь, принимают гостей - два солдата остановились на ночлег. Жарко натоплена печка, на ней чайник. Один солдат в красках рассказывает что-то женщине, другой прикуривает папиросу.

Ребятишки слушают, раскрыв рты, и, судя по улыбкам на лицах взрослых, -- рассказ о победе над врагом, приправленный юмором и солдатскими байками. Картина удивительна! Она радостна и показывает именно жизнь, которая только начинается. Под охраной сильных рук.»

 

А много ли вы знаете снайперов, которые становились художниками? А женщин снайперов – художников? Мне известен только один случай. Уникальный случай.

Начну с краткой биографии.

Раиса Дмитриевна Зенькова родилась 31 мая 1919 года в селе Графское в Приморье. Обучаться живописи начала в 1933 году в Благовещенском художественно-педагогическом училище. Поработав учителем рисования в школе посёлка Лесозаводская Приморской области, она, для продолжения образования едет в Ленинград. В 1940 году поступает на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств.


 

Начинается Великая Отечественная война и Раиса Зенькова добровольцем уходит на фронт медсестрой. Кто-то заметил в медсестре талант снайпера: её выбирают из многих, обучают и вот она -- снайпер 13-й стрелковой дивизии Ленинградского фронта.

А теперь внимание: на личном счету Раисы Зеньковой 18 убитых фашистов!

В конце войны по ходатайству Всероссийской Академии художеств Зенькова откомандирована в распоряжение ЛИЖСА имени И. Е. Репина для продолжения учёбы. В 1949 году она окончила институт по мастерской Б. В. Иогансона с присвоением квалификации художника живописи, представив дипломную картину «На освобождённой земле».

Начинается её жизнь советского художника. Зенькова выбирает, пожалуй, самый технически сложный и трудоёмкий жанр изобразительного искусства: многофигурные композиции с развитой сюжетной основой. Она пишет картины на близкую ей военную тему, картины исторической тематики, а также портреты современников, пейзажи и натюрморты. Но повторю: её коньком и отличием от других советских художников всегда оставались сложные многофигурные композиции.

С 1952 года Зенькова переезжает в Москву, вступает в члены Московского Союза советских художников.

Среди основных произведений, написанных Р. Зеньковой, картины «А. В. Суворов в Кончанском» (1950), «Весёлая радиопередача» (1951), «Трутни» (1954), «Радиостроители» (1957), «Парад красногвардейцев», «Лимон» (обе 1959), «Смена отважным» (1961), «Космонавты» (1963), «Всемирный конгресс женщин в Москве» (1964), «С. Ковпак и П. Вершигора» (1967), «Парад красногвардейцев» (1969), «Во фронтовом лесу» (1971), «Виноград» (1972)‚ «На переднем крае» (1973), «Разведчики», «Корзина с овощами» (обе 1974), «У костра», «Тыква» (обе 1975) и другие.

Специалисты отмечают, что в её картинах присутствует необычная «глубина резкости»: все детали выписаны точно, но без навязчивой гиперреалистичности. Фигуры людей дышат непосредственностью несмотря на очень сложные ракурсы. Зенькова избегает соблазна увлечения псевдоимпрессионизмом, столь типичного для многих художников того времени. Широкий, быстрый мазок псевдоимпрессионизма позволял сократить время написания картины: мы помним, что в СССР приветствовался только сюжет, фабула произведения искусства, которые славили достижения социализма, воспевали «поэзию трудовых буден», патриотизм и духоподьёмность советского человека. Мастерство художника, его стиль, его манера уходили на второй план. Важно было не «как», а «что»!

Зенькова никогда не могла позволить себе работу спустя рукава. В «халтуре», которой увлекались многие «художники» того времени, её никогда нельзя было заподозрить.

Сюжет у Зеньковой всегда был исполнен с невероятным трудолюбием, тщательностью, любовью к предметам быта, снайперской точностью к любым деталям – можно сказать, что она достигла высочайшего уровня того художественного стиля, который называется «социалистическим реализмом».

При глубоком, часто многоплановом смысле, наполняющем её работы, она не забывала о живописности: великолепный колорит, яркие, но образующие гармонию цвета, свет, композиция, фактура.

 

Уже давно работы советских художников того времени поднялись в цене и стали предметом охоты многих коллекционеров, как у нас в стране, так и за рубежом. Это легко объяснимо: не было в мировой живописи больше никогда таких жизнеутверждающих, позитивных, радостных картин, наполненных искренним счастьем, творчеством и пресловутой уверенностью в завтрашнем дне.

Потому «соцреализм» не перестаёт расти в цене, особенно работы его лучших представителей: художников, которые искренне верили в социалистические идеи, не жалея сил и таланта воплощая их в своих работах. Зрителя не обманешь: сегодня легко отличить картины халтурщиков, которые гнались за деньгами и славой, -- от настоящих идейных патриотов, но при этом обладающих талантом от Бога. Таких, разумеется, было крайне мало, а как их может быть много?

Сочетание высокой идейности, большого таланта и трудолюбия встречается только у гениев, да, зачастую пока непризнанных. Но все непризнанные раньше или позже становятся признанными и соответственно баснословно дорогими. Примеров тому не перечесть.

 

 

За большой вклад в развитие отечественного изобразительного искусства Раиса Дмитриевна Зенькова было удостоена почётного звания Заслуженного художника Российской Федерации.

Раиса Дмитриевна Зенькова скончалась в 1992 году в Москве. Её произведения находятся во многих музеях и частных собраниях в России и за рубежом.


 


Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram