Двигатель для «сирийского экспресса»

Отечественный ВМФ после распада СССР столкнулся с целым «букетом» проблем, вследствие которых к началу нового столетия практически ушел из океанов. Численность российских кораблей, реально способных оперировать на большом удалении от своих баз стала очень невелика. Между тем, изменившаяся геополитическая обстановка все более настойчиво диктовала необходимость активного присутствия российских «вымпелов» за пределами государственных вод. Одним из ключевых условий такого присутствия стал оперативный и качественный ремонт кораблей, и главное, все более изнашиваемых двигательных установок – самого сложного и массивного оборудования. 

Совсем недавно все ведущие СМИ обсуждали намеренно опасное сближение эсминца USS Gravely со сторожевым кораблем ВМС РФ «Ярослав Мудрый». Не все знают, что практически до самого момента выхода в дальний поход сохранялись серьезные сомнения в технической готовности «Мудрого» отправиться на боевую службу. «Ярослав Мудрый» прошел серьезный ремонт, сложность которого стала серьезным испытанием для российской промышленности. Не так давно в «Российской Газете» вышла публикация под говорящим заголовком «Операция на сердце», где упоминается промышленная группа «Новик», сыгравшая ключевую роль в реанимации газотурбинной установки  «Мудрого».

Переворот в Киеве и режим санкций в отношении России заставил российских судостроителей экстренно приступить к решению принципиально новой для себя технологической задачи – освоению ремонта газотурбинных двигательных установок (ГТУ) отечественных боевых кораблей. Только ее успешное решение позволит обеспечить российским ВМС необходимый объем присутствия в мировом океане и поддержание на должном уровне боеспособности кораблей всех наших четырех флотов. 

Ключевая роль в достижении этой цели на сегодня возлагается на группу «Новик» и входящие в ее состав подразделения – профильное по ГТУ проектно-конструкторское бюро и расположенную в Самаре Волжскую производственно-техническую базу, где выполняются непосредственные работы по ремонту и сервису ГТУ.

Для самого «Новика» быстрое освоение технологии ремонта ГТУ стало возможно именно благодаря хорошему кадровому заделу в проектно-конструкторской сфере. В приобретении такового помог случай. Несколько лет назад ЗАО «Завод «Киров-Энергомаш», всю свою историю выпускавший паротурбинные установки и главные турбозубчатые агрегаты (ГТЗА) для надводных кораблей ВМФ, серьезно пересмотрел свою стратегию. Новое руководство предприятия решило сделать основную ставку на выпуск продукции для энергетиков. В связи с реструктуризацией было решено избавиться от непрофильных активов, в число которых попало и КБ турбостроения, возглавляемое Леонидом Беловым, проработавшим к тому моменту на Кировском заводе 33 года. В итоге уникальный коллектив, носитель знаний советской школы проектирования корабельных турбин, внезапно оказался не у дел. На то, чтобы принять решение о приеме на работу в «Новик» всего личного состава бывшего кировского КБ турбостроения, главе «Новика» понадобилось всего полчаса. Так в составе «Новик» «вынужденно» появилось свое проектно-конструкторское бюро.

Как уже было сказано, освоение ремонта корабельных газотурбинных установок стало для отечественной промышленности принципиально новой задачей. Со времен СССР производством и сервисным обслуживанием таких ГТУ занималось предприятие в украинском Николаеве, сменившее в 2001 году название на «Зоря — Машпроект». В России предприятий подобного профиля не имелось. Чтобы как-то ослабить критическую зависимость российского флота от украинских контрагентов, группа «Новик», участвовавшая в плановом ремонте СКР «Неустрашимый», достигла с представителями «Зоря — Машпроект» договоренности не только о ремонте ГТУ корабля на Украине, но и о параллельном обучении в Николаеве своего персонала. События в Киеве, воссоединение Крыма с Россией и начало боевых действий на Донбассе привели к разрыву украинской стороной военно-технического сотрудничества с РФ. «Новику» и его ПКБ пришлось в аварийном порядке искать альтернативный вариант возвращения в строй ГТУ не только «Неустрашимого», но и добавившегося к нему большого противолодочного корабля (БПК) «Адмирал Чабаненко».

Бюро в кооперации с ОАО «Металлист-Самара» на территории цеха, ранее занимавшегося производством авиационных газовых турбин, уже летом 2014-го начало работы над ГТУ СКР и БПК. В конце февраля 2015 года случился форс-мажор – на Балтике вышла из строя форсажная турбина «систершипа» «Неустрашимого» - СКР «Ярослав Мудрый». Теперь приоритетным стало возвращение в строй именно этого корабля. В конце 2015 ПКБ и Волжская производственно-техническая база «Новика» полностью восстановили работоспособность форсажной турбины «Ярослава Мудрого». Это позволило «Ярославу Мудрому» уже 1 июня 2016 года выйти на боевую службу, что было особенно важно с учетом откровенной нехватки кораблей в составе нашей группировки, действующей у побережья Сирии.

 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram