Метод осадка от ложечек.

Российские депутаты, как с удовлетворением отмечает редакция АПН, в последние годы освоили множество нетривиальных стратегий. Зачастую уровень нетривиальности зашкаливает настолько, что классические вопросы, такие как "глупость или измена?" просто не дают возможности корректно описать ситуацию в ответе.

В качестве очень хорошего примера подобной хитрой тактики мы можем назвать так называемый "антитеррористический законопроект" депутата Государственной Думы Ирины Яровой. Для непредвзятого, но квалифицированного читателя вносимые в нём предложения выглядят смесью не сильно сдерживаемых наглости, некомпетентности и безумия. Законопроект ни много ни мало предлагает фактически плюнуть на установленную Конституцией Россией тайну переписки и обязать всех операторов связи осуществлять тотальную запись коммуникаций граждан и организаций для будущего использования следствием и оперативными работниками.

Предусматривается обязательный автоматический слив государству всех ключей шифрования и ещё много всякого рода "вкусностей", приводящих страну в состояние "электронного концлагеря" – с тотальной слежкой за гражданами и полностью отсутствующими у общества средствами контроля и противодействия злоупотреблениям этой слежкой.

Явная несоразмерность решаемой проблемы и предлагаемого метода её решения вполне очевидна – в конце концов в стране живёт свыше 140 миллионов человек, число осуждённых по террористическим и экстремистским статьям не превышает и сотен в год (хотя постоянно растёт – против  414 человек, осуждённых в 2014 году, в 2015 государство осудило уже 544. Тут, задумывается аналитически настроенный читатель – вариантов только два. Или инициаторы законопроекта хотят резко расширить тихо идущие сейчас политические нанорепрессии до полномасштабных, сталинского уровня и занимаются технологическим обеспечением грядущего судебно-следственного конвеера… либо они исходят из того, что правоохранительные органы вообще не умеют работать. Решать проблему поимки одного человека на 280 000 вместо оперативной работы – тотальной автоматизированной слежкой, стоимость внедрения которой оценивается в несколько десятков миллиардов долларов (!)  – это попросту расписываться в том, что многочисленная армия оперов и следователей УЗКС ФСБ и ЦПЭ МВД попросту зря есть свой хлеб и не умеет должным образом выполнить свои профессиональные обязанности.

Фрустрированная публика мечется в панике – ещё немного и мы все умрём. Ну или превратимся в этакий Китай со своим местным авторитаризмом и Великим Китайским файерволлом.

История, казалось бы, совершенно не смешная, если только исходить из того, что депутаты действительно делают то, что заявляют. Однако, тихий голос за кадром как бы намекает нашей редакции - не всё происходящее следует принимать всерьёз.

В конце концов, сколько было громких и безумных законодательных инициатив, которые не проходили даже думских комитетов? И чем все заканчивалось?

Мы знаем, чем! Ужасность законопроекта частично купировалась вносимыми в него другими депутатами поправками, частично – правоприменительной практикой, в рамках которой дословно соблюдать диктуемые очередным драконовским законом ужасы становилось невыгодно и лень.

На выходе оставался некий осадок – практическое действие очередного законопроекта, который, превратившись в закон, выполняет узкую функцию, реально (а не на словах) заложенную в него инициаторами. Ложечки нашлись – осадок остался, все по анекдоту.

Этот хитрый механизм пугания общества – мол хотели руку откусить по локоть, а полакомились лишь пальцем, депутаты, в последнее время освоили достаточно уверенно. Так же как и другой – прикрытие громким контентом важного, этакое отвлечение внимания от практического содержания законопроекта.

И вот тут мы подходим к наиболее интересной части нашего рассказа.

Зачем вообще нужно было поднимать всю бодягу?

Чтобы вытеснить ИГИЛ (организация запрещённая в Российской Федерации) из закрытых групп Вконтакте? Бред не более лепый, чем история о том, что для ловли одного террориста среди сотен тысяч граждан нет иного способа, чтобы сохранять для их истории все их сонные "Алло?" и яростные "Иди к чёрту!" сказанные в телефон за последние 6 месяцев, а в первоначальной версии законопроекта – аж 36 месяцев.

Ключевое слово, между тем, неоднократно звучало как в прессе, так и в тексте самого законопроекта. Внимательный читатель мог заметить, что Ирина Яровая с её сотоварищами ещё толком не знают (с юридической точки зрения) что такое мессенджеры, но, уже, очень хотят контролировать их работу, расшифровывая трафик зарубежных систем или блокируя их работу на территории России. Последнее – наиболее вероятно, так как сдача ключей шифрования со стороны иностранных поставщиков таких услуг российским спецслужбам не только окажется незаконной в глазах других государств но и приведёт к потере рыночной доли тех мессенджеров, которые это сделают на Западе.

Собственно говоря, вся интрига этой сюжетной истории завязалась вокруг банального – мессенджеры и программы VoIP телефонии за последние 3-4 года полностью съели доходы сотовых операторов от sms и междугородней/международной связи, замкнув информационный поток на себя чуть менее, чем полностью.

Строители башен сотовой связи оказались в крайне неприятном для себя положении поставщиков инфраструктуры "последней мили". Последняя миля крайне важна, капиталоёмка, но с точки зрения маржинальности и близко не стоит с дальней связью и sms – услугами, в которых деньги берутся буквально из воздуха.

Ни национальный чемпион Ростелеком, вкатавший в создание собственного мессенджера – аналога Skype, ни операторы "Большой Тройки", каждый из которых позанимался тем же самым постыдно-бессмысленным делом не смогли оторвать от рынка мессенджеров ни кусочка. У пользователей попросту нет ни малейшего стимула уходить на эти поделки, впрочем, как и по всему миру. Операторы сотовой связи годами безуспешно пытаются придумать стандарт связи для мессенджеров, а интернет-индустрия что за рубежом, что в России – не то что смотрит на эти потуги с иронией… она их просто не заметила.

Но есть последний рубеж обороны. Лоббистский и административный ресурс. Те же 3-4 года по окрестностям Госдумы всякого рода доброхоты "в интересах национальной безопасности" таскали бредовые законопроекты то о полном запрете мессенджеров, то о создании "Национального Оператора Мессенджеров", с которыми все мессенджеры должны будут заключать договора и передавать ему свои сервера в управление, то…

Впрочем, фантазия отраслевых лоббистов, по большому счету, сводилась всё это время к попыткам административно приравнять услуги мессенджеров к услугам связи и потом не дать иностранцам лицензию.

Депутаты, как правило, вполне активно пользующиеся мессенджерами, так же осознавали, что их тянут в коммерческие блудни, что прожекты сии к национальной безопасности относятся слабо и движение игнорировали.

Но времена поменялись, отношения с Западом ухудшились и Ирина Яровая уже могла двинуть законопроект аналогичного содержания, совершенно не опасаясь, что её обвинят в получении денег у Билайна или МТС. Тем более, что импортозамещение.

Со всей этой милой историей есть только одна проблема. По всей видимости, большинство коллег Яровой восприняли эту историю всерьёз и некритически отнеслись к тому, что история то притворная и никакой особой "национальной безопасности" в ней нет. Из судебных материалов нам давно известно, что, при необходимости, наши правоохранительные органы прекрасно читают и/или прослушивают и Skype, и Viber и опенсорсный Jabber и условно патриотичный мессенджер Telegram (Организация пока ещё разрешенная в Российской Федерации).

То есть, на самом то деле, речь вовсе не идёт о том, чтобы дать правоохранительным органам то, чего у них нет. Всё намного банальнее – под видом борьбы с террористами российских граждан хотят вынудить вместо чата в мессенджерах вернуться к написанию sms и оплате операторам за каждое сообщение.

А за строительство многомиллиардной инфраструктуры борьбы с протоколом SSL и прочим "ужасным" шифрованием, включающимся сейчас чуть ли не на каждом веб-сайте, заплатит конечный потребитель услуг связи. Общаться же конечному потребителю, конечно же, станет несколько сложнее и неуютнее.

О тех сотнях тысяч профессионалов IT, которые сейчас удалённо работают на западных работодателей и говорить не приходится – ни одна нормальная компания не согласится, чтобы вслед за её сотрудником-фрилансером в её информационную систему вламывалось иностранное государство и всех этих людей явно ожидают проблемы.

Решаемые, но хлопотные.

По оценкам экспертов, число пользователей мессенджеров в России составляет 50-60 млн. человек. Интересно, стоят ли успешные отношения с бизнесом со стороны отдельных депутатов того, чтобы создавать проблемы такому количеству сограждан или, может быть, "слугам народа" стоит, наконец, привести свои действия к нормам профессиональной вменяемости и хотя бы минимально думать о последствиях своей бурной деятельности?

Редакция АПН приносит благодарность депутату Ирине Яровой за то, что она не додумалась запретить в стране Интернет, которым иногда пользуются террористы.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram