Читаю в новостях, что Духовное управление мусульман (ДУМ РФ), которым руководит муфтий Гайнутдин, вручило медаль татарской сепаратистке. А ещё раньше в ДУМ РФ издали фетву, разрешающую многожёнство, и запретили курьерам-мусульманам развозить алкоголь и свинину. Это сопровождалось медиа-скандалами всероссийского масштаба, но с Гайнутдина всё сходит как с гуся вода.
Распоясавшиеся гайнутдиновцы – это симптом полного коллапса государственной политики в сфере регулирования российского ислама. Вернее, такой политики попросту не существует. Потому что для начала надо хотя бы создать единую мусульманскую организацию, которая бы могла проводить её в жизнь.
Вместо этого у нас существуют десятки мусульманских объединений: Центральное духовное управление мусульман России, Координационный центр мусульман Северного Кавказа, отдельный от него Муфтият Республики Дагестан, Духовное собрание мусульман России, Духовное управление мусульман Республики Татарстан (ну путать с ДУМ РФ) и т.д. и т.п.
Гайнутдиновцы – это просто одна из множества мусульманских структур на территории России, которые действуют по принципу «кто в лес, кто по дрова». С ними абсолютно невозможно работать. Нельзя вызвать на ковер главного российского муфтия и сказать: в пятницу в мечетях надо произнести такую-то проповедь. Или: издай фетву, запрещающую ношение никабов. Это вам не РПЦ с её жесткой вертикалью. Здесь каждый сам по себе, и никто никому не указ.
Удивительно, что за 25 лет российская власть с её любовью к централизации всего и вся так и не удосужилась создать единую официальную организацию мусульман России. Хотя, казалось бы, всё к этому подталкивает: исламский терроризм, проблема радикализации мусульманской молодёжи, массовая миграция из мусульманских стран. Но наша власть сидит такая: «ой, что такое, я в домике», и плывёт по течению в вопросе ислама.
А ведь мы могли бы поучиться у нашего стратегического партнера Китая. Там такого бардака нет. В Китае существует единственная на всю страну Китайская исламская ассоциация, действующая под строгим надзором партийных органов. Все имамы в мечетях должны получать от неё лицензию, которая продляется раз в пять лет. Нет лицензии, не прошёл курсы политической грамотности – не имеешь права проповедовать.
Во всех китайских мечетях стоят видеокамеры – ляпнул что-нибудь экстремистское, и за тобой сразу выехали. Все молитвы и проповеди должны звучать только по-китайски. Арабский язык в мечетях запрещён – вместо арабской вязи там иероглифы. Имамы должны использовать одобренный властями перевод Корана. Всё это делается в рамках политики «синизации» ислама – почитайте про неё в свежем докладе британских авторов.
Например, минареты и купола мечетей в Китае сносят и заменяют китайскими пагодами. Не разрешают мусульманам ездить на учёбу в арабские страны – они должны обучаться правильному патриотичному исламу в китайских медресе. В некоторые мечети на молитву прихожан созывают не муэдзины, а звуки китайского государственного гимна.
Мне кажется, наши власти могли бы перенять практику друга Си Цзиньпиня. Пусть мечети будут украшены российскими флагами, пусть муфтии объясняют пастве, что правильный джихад – это СВО, и при каждой мечети стоит столик, где можно подписать контракт с Минобороны. Пусть пятничная молитва начинается с российского гимна, а религиозную деятельность пусть ведут только люди с лицензией от какой-нибудь Центральной организации российских мусульман, одобренной властями. Ну а всех, кто собирается подпольно без видеокамер – пусть отправляют в лагеря перевоспитания, как в Синьцзяне.