Аудиторы обнаружили на Северном Кавказе признаки коррупции

Интернет-газета "Взгляд" опубликовала результаты проверки, проведенной Счетной палатой РФ в СКФО. Доклад "Комплексная оценка эффективности и сбалансированности использования государственных ресурсов, направленных на социально-экономическое развитие субъектов РФ, входящих в СКФО" (за 2009-2010 годы) был подготовлен под руководством заместителя председателя Счетной палаты Валерия Горегляда и аудитора Сергея Рябухина. Докладчики констатировали "признаки коррупции" в регионе. Доклад коллегия Палаты утвердила 25 февраля, направив его в парламент, правоохранительные органы и в Кремль.

Аудиторы обнаружили, что при повышенном финансировании северокавказских регионов, в два раза превышающем среднероссийские показатели по межбюджетным трансфертам на душу населения, уровень безработицы на Кавказе в два–три раза выше, чем в среднем по России. Основной вклад в объем валового регионального продукта вносит не частный бизнес, а государство.

Рекордсменом по нарушениям аудиторы признали Карачаево-Черкесию. Здесь в нарушение действующего законодательства территориальным управлением Росимущества республики не были поставлены на учет в реестр региональной собственности 20 объектов недвижимости, построенных в 2008–2009 годах и с балансовой стоимостью 1395,7 млн рублей. Из-за этого в неопределенном юридически отношении оказалась Канатная пассажирская дорога в поселке Домбай стоимостью 885,7 млн рублей.

Далее аудиторы Счетной палаты установили, что участки Тебердинского биосферного заповедника раздавались новым владельцам без юридического оформления и согласования.  Без должного оформления в республике начали реализовывать федеральную целевую программу строительства новых дорог "Юг России" (без проектно-сметной документации, правоустанавливающих документов на земельные участки и разрешающих документов на строительство объектов).

Еще одна претензия касается договоров и госзаказов - в конце 2009 года минздрав Карачаево-Черкесии заключил ряд договоров на поставку медицинского оборудования без проведения соответствующих котировочных процедур. В результате стоимость медицинского оборудования, приобретенного по данным государственным контрактам, возросла в шесть раз.

Наконец, аппарат предыдущего президента республики Бориса Эбзаева на незивестные цели потратил 2,4 миллиона рублей. Финансовые претензии, как утверждает источник издания в Госдуме, и стали причиной отставки главы Карачаево-Черкесии.

В Дагестане в 2009 году в нарушение бюджетного кодекса ГУП "Дирекция ФЦП «Юг России» по Республике Дагестан" были приняты бюджетные обязательства в сумме 6,3 млн рублей, превышающие установленный лимит бюджетных средств. Позже министерство экономики республики перечислило заказчику-застройщику на строительство объекта в рамках указанной ФЦП 12,4 млн рублей. Однако документально властям региона удалось подтвердить лишь траты в размере 8,4 млн рублей.

Также эксперты Счетной палаты зафиксировали постоянный рост задолженности налогоплательщиков республики по уплате налогов на этиловый спирт и алкогольную продукцию. По их мнению, от 30 до 50% алкоголя в регионе производится нелегально. Эти же выводы подтчердил член комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству, автор ряда "алкогольных" законов Виктор Звагельский. По его словам, в 2000х годах 80% производящих алкоголь предприятий СКФО были закрыты и вовлечены в производство контрафактного алкоголя.

Также в Дагестане, как считают аудиторы, тоже в обход закона проводятся тендеры и размещаются заказы, с нарушениями производятся госзакупки. В одном из райцентов Дагестана чиновники присвоили себе деньги, выделенные Москвой на субсидирование оплаты коммунальных услуг населения - свыше 100 млн рублей.

Сомнительные действия с госзакупками аудиторы нашли и в Ингушетии. Там без проведения торгов администрацией президента Юнус-Бек Евкурова и правительством республики были заключены сделки на сумму 208,8 млн рублей. Кроме того, добавляют авторы доклада, минимущества Ингушетии "в нарушение статьи 29 закона о республиканском бюджете на 2009 год произвело 50-процентное авансирование по госконтракту на поставку сельхозтехники в размере 100 млн рублей".

Меньше всего нареканий аудиторы предъявили к Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Чечне. Однако, в последней республике они обнаружили "статистически необъяснимый" факт. В Чечне в 2006–2009 годах официально было введено в строй 0,255 млн кв. метров, а официальный прирост жилищного фонда составил 9 млн кв. метров, что составило разницу в 35 раз.

В целом аналитики Счетной палаты отметили, что власти большинства регионов распределяли деньги из госбюджета с нарушением принципов прозрачности и открытости. Были выявлены нарушения, общий объем которых составил свыше 2,9 млрд рублей. В ряде выявленных нарушений присутствуют признаки коррупции. Даже в рамках федерально-целевой программы по развитию республик Северного Кавказа распределение средств носило зачастую стихийный характер. Зачастую адресаты целевого распределения федеральных денег оставались неизвестны.

Республики обвиняются в систематическом нарушении Бюджетного кодекса, приказов Минфина и соглашений с Минфином, заключенных правительствами самих республик. В частности, органы власти в Карачаево-Черкесии, Ингушетии и Дагестане превышали установленные правительством нормативы на свое содержание, отказывались отменять налоговые льготы, установленные в своих регионах, и не принимали мер по сокращению объема недоимок по платежам в бюджет России.

В результате выросли налоговые долги северокавказского региона. В 2009 году в Ингушетии объем недоимок в бюджеты всех уровней увеличился на 69,1 млн рублей (более чем на треть). В Дагестане объем недоимок в федеральный бюджет возрос на 951,9 млн рублей (в два раза). Небрежность местных чиновников, по мнению аудиторов, привела к образованию нереальной к взысканию дебиторской задолженности и, как следствие, к возможным потерям бюджетных средств в сумме 664,4 млн рублей, в том числе в Дагестане – 405,2 млн рублей, в Карачаево-Черкесской Республике – 196,6 млн рублей, в Ставропольском крае – 62,6 млн рублей.

Одновременно были выявлены случаи неполного освоения средств федерального бюджета. В Дагестане остаток неиспользованных средств федерального бюджета по ФЦП в 2009 году составил 144,4 млн рублей, или 19,7% от общего объема неиспользованных средств федерального бюджета.

Сумма недоимок, как сказано в докладе, не превышает 1 млрд рублей.


Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram