Смерть специалиста широкого профиля

В пятницу министр образования Андрей Фурсенко выступил перед депутатами Государственной думы. Его доклад был посвящен грядущему этапу реформы системы образования. Министр заявил: "Важно научиться распоряжаться ресурсами, а для этого надо изменить сами механизмы управления". Причем, судя по докладу, реформированию подвергнется не министерство (хотя качество его работы оставляет желать лучшего), а более низкие уровни: школы, ВУЗы и т.д. Таким образом, от предстоящей реформы могут пострадать именно те, кто наиболее стойко и преданно выполняет свои обязанности, несмотря на невыносимые условия работы.

Хотелось бы остановится на одном аспекте предстоящей реформы, а именно: о влиянии бизнеса на разработку новых стандартов образования и оценку его качества. (О том, что в бизнесе представлены не методологи, в министерстве, видимо, даже не подозревают.)

То, что предложил министр, необходимо, если цель реформы — переход всей системы высшего образования в России на двухуровневую систему обучения (бакалавр, магистр). Привлечение бизнеса и представителей производства к процессу обучения позволит выпускать бакалавров и магистров, которые будут хоть и узкоспециализированными, но специалистами, имеющими возможность найти себе работу в определенной отрасли. Предложенная система обучения будет эффективна только в том случае, если основная научно-теоретическая база во всех ВУЗах будет единой. Тогда выпускник будет обладать возможностью "горизонтальной мобильности". Однако сохранять стандартизацию процесса обучения Министерство образования и науки не собирается.

По странному стечению обстоятельств в пятницу также были объявлены результаты конкурса по аналитической ведомственной целевой программе "Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)". На конкурсе среди прочих был представлен проект "Стандартизация процесса обучения в рамках перехода российских ВУЗов на европейскую систему образования". Данный проект предполагал сохранение единых стандартов научно-методологической базы в отечественной Высшей школе, и увеличение влияния бизнеса при определении спецкурсов и дополнительных предметов. Это позволило бы каждому ВУЗу иметь свое "уникальное лицо", определяемое сотрудничеством с определенной бизнес структурой, а так же позволяло оставаться включенным в общую систему образования. Данный проект Министерство образования не поддержало. Причем, если при оценке в Федеральном агентстве по образованию этот проект занимал одно из первых мест (эта информация была получена от специалистов, проводивших независимую оценку), то после второго этапа проверки в Министерстве образования он уже не значился среди победителей.

Можно предположить, что в будущем Министерство образования не планирует существования в российских ВУЗах единых унифицированных образовательных дисциплин. Следовательно, ВУЗы будут абсолютно автономны при разработке своих учебных планов. При таком положении дел привлечение в эту сферу бизнеса приведет к диктату с его стороны. ВУЗы превратятся в производственные школы, где специалистов будут обучать под определенное производство. Данная ситуация будет напоминать ситуацию советских времен, когда выпускник автоматически шел на работу в шефское предприятие, не имея права выбора. Но как же тогда понимать слова господина Фурсенко, который заявил, что "советские стандарты для нас давно уже не ориентир"?

Существенное отличие заключается в том, что в советские времена выпускник обладал научно-теоретической базой, которая помогала достаточно быстро изучить иную специфику производства, и после отработки "обязаловки" сменить работу. В системе, которую предлагает Министерство образования, выпускник института будет не способен работать на ином производстве, т.к. бизнесу, курирующему ВУЗ, будет экономически не выгодно обучать специалиста теории. Бизнесу необходимы специалисты узкого профиля, а не интеллектуалы.

Картина выглядит пессимистично. Кроме того, с 31 декабря 2005 года в законодательную базу России были внесены поправки, суть которых заключается в том, что через 2-3 года вся система занятости будет переведена из федерального бюджета в региональные. Зная о "богатстве" наших регионов, можно предположить, что система профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов (которая входит в систему занятости) будет финансироваться по остаточному принципу. Сменить специализацию сможет лишь небольшое количество счастливчиков, остальным же придется продолжать работать на предприятии, которое определяло специализацию при обучении в ВУЗе. Таким образом, будет происходить постепенное закабаление работников.

Известно, что в нашем государстве вертикальная мобильность в настоящее время серьезно затруднена, а осуществление данной реформы в нынешнем варианте приведет к тому, что также будет невозможна и горизонтальная мобильность. Все это может накалить социальную обстановку, которая впоследствии может перерасти в революционные настроения.

Не допустить крах сложившейся социально-политической системы на данном этапе еще можно. Для этого необходимо внести изменения в положение об автономности ВУЗов: не допускать абсолютную независимость институтов, ограничить ее общими и обязательными для выполнения государственными стандартами в области теоретической подготовки специалистов. В то же время необходимо допустить бизнес в образование, но только в область специализации. Бизнес пойдет на такую сделку, т.к. иных источников кадров, кроме отечественных ВУЗов, он не имеет. Но, похоже, что российское правительство в первую очередь задумывается о сиюминутных потребностях крупных бизнес-структур, совершенно забывая о себе, о своем шатком положении.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram