О дальнейшем отделении мух от котлет

От редакции: в минувшие выходные президенты России, Украины и Белоруссии отмечали 60-летний юбилей освобождения Минска. Накануне В.В.Путин поздравил А.Г.Лукашенко с днем независимости. И характер поздравления, и изменившийся тон федеральных телеканалов свидетельствуют о заметном потеплении информационного климата российско-белорусских отношений. Реверансы Москвы в сторону старого союзника вполне объяснимы на фоне обвального сокращения ее влияния на постсоветском пространстве. Разумеется, нас в этой связи интересуют не колебания информационной конъюнктуры, а перспективы стратегических отношений России с западным соседом по СНГ, которые мы обсуждаем с минским политологом директором Центра по проблемам европейской интеграции Ю.В. Шевцовым.


Как вы оцениваете состояние российско-белорусских отношений?

Редкостно сложные отношения. С момента произнесения слов о «мухах и котлетах» почти три года тому назад фактически остановился процесс интеграции двух стран: не принят Конституционный акт Союзного государства, ослабло значение органов управления Союзным государством, произошел «сбой» в создании единой валюты Союзного государства, российский капитал не был допущен к массовой приватизации крупных белорусских предприятий, РФ начала восстановление таможенной границы с Беларусью, между двумя странами прошли несколько полноценных информационных «войн», резко уменьшилось значение союзных программ финансирования некоторых производств. По сути, в последние годы мы имеем лишь два пункта, где был прогресс в двусторонних отношениях: заметно вырос транзит через Беларусь российских нефти и газа в Европу и очень заметно вырос двусторонний товарооборот РБ и РФ.

Самое главное: меркантилизация внешней политики РФ привела практически к исчезновению той идеологии, на которой много лет выстраивались белорусско-российские отношения. На место общим ценностям и «братству» пришел голый расчет.

В этом году Украина выбирает президента, а Казахстан и Белоруссия — парламенты. Как известно, велика вероятность, что на Украине и в Казахстане к власти придут антироссийские силы. А какова ситуация в Белоруссии? Не готовятся ли там «сюрпризы»? Какова вероятность «бархатной революции» в Минске?

Не совсем понимаю, что значит «антироссийские силы» в белорусском контексте: является ли антироссийским курс на сохранение и развитие Союзного государства РБ и РФ, которого придерживается Беларусь? Ведь именно Союзное государство, его философия и основные программы подверглись методичному сокращению именно российской стороной. В ходе предстоящих в октябре парламентских выборов, скорее всего, победят силы, ориентированные на поддержку нынешней власти в РБ и ее нынешнего внешнеполитического курса. Рейтинги оппозиционных организаций — невысоки, в провинции влияние оппозиции — мизерно. Кроме того, в Беларуси нет партийных списков и нельзя ожидать появления в числе депутатов политических партий, минуя сами округа.

Скорее всего, выдвиженцы с мест будут представлять новую генерацию правящего класса, связанную прежде всего с крупным экспортным промышленным производством, особенно крепко ставшим на ноги в последние годы. Эта генерация будет нацелена на быструю реализацию крупных инвестиционных и, возможно, приватизационных проектов на крупных заводах ради усиления конкурентоспособности этих производств на внешних рынках. В этом смысле очень красноречивы конфликты последних нескольких лет вокруг белорусской нефтехимии и Белтрансгаза, когда государство не допустило перехода этих предприятий в руки внешних «сил» или банкротства этих предприятий в интересах «внешних сил». Думаю, новый состав парламента будет нацелен на очень плотное сотрудничество с президентской вертикалью в ходе необходимого реформирования системы управления крупными заводами и реализации крупных инвестиционных проектов.

Скорее всего, на базе такого сотрудничества можно ожидать выстраивания новой структуры политической власти в РБ и изменения Конституции: парламент может получить гораздо больше полномочий, нежели имеет ныне, а президент — прочную поддержку парламентом его политики по модернизации промышленности, да и всей страны.

Каковы шансы Лукашенко на третий срок?

Мне кажется, альтернативы третьему сроку нет, или почти нет: экономика РБ развивается очень динамично, внутренняя политическая стабильность «крепка», как никогда, за все время президентства А.Лукашенко, оппозиция внутри страны уже 2-3 года не в состоянии собрать на свои политические акции даже тысячи человек, в ходе российско-белорусских информационных войн последних лет произошел плавный безболезненный переход внутри Беларуси от идеологии восстановления некоей политической общности на месте бывших СССР-России к идеологии защиты прежде всего собственных национальных интересов, выявилась неспособность никаких внешних сил эффективно влиять на белорусское политическое пространство. Самым слабым звеном в политике А.Лукашенко и единственным серьезным препятствием для безболезненного «получения» им «третьего срока» я бы считал сопротивление этой идее Запада и, скорее всего, России. Это — проблема всей политической системы Беларуси. Но, мне представляется, пусть со мною поспорят, что это тоже не фатальная проблема.

Отношения с Западом при всей их сложности, постепенно улучшаются: РБ изменила законодательство об участии военнослужащих в миротворческих операциях вне национальной территории, буквально на днях в Стамбуле объявила о готовности предоставить НАТО военный воздушный транзит в регион Средней Азии и Афганистана, о готовности предоставить военно-транспортную авиацию для проведения операций НАТО в Афганистане, о подготовке некоторых своих воинских частей в качестве резерва миротворческих сил. Примерно треть всей внешней торговли РБ ныне приходится на страны ЕС и эта торговля очень динамично растет. В ходе газовых блокад со стороны РФ именно позиция Европы обеспечила Беларуси «победу». Мне кажется, что степень накала белорусско-«западных» противоречий не стоит преувеличивать. Не исключено, что и тут возможны какие-то компромиссные варианты. В том числе и по «третьему сроку». В конце концов, основной проблемой НАТО в Стамбуле объявлена ситуация в Афганистане и Средней Азии, основной проблемой для себя США видят ситуацию на Большом Ближнем Востоке. Я бы не исключал, что неприятие идеи «третьего срока» Западом окажется не очень активным и в основном пропагандистским.

Как вы оцениваете политику России по отношению к Белоруссии?

Россия — очень предсказуема и ведет очень логичную политику. Это — политика зависимого устойчивого сырьевого государства. Россия ныне не нуждается ни в каком духовном единстве, напоминаниях о своей когда-то великой культуре и о братстве с кем бы то ни было. РФ заинтересована, прежде всего, в обеспечении своих экономических интересов, а эти интересы касаются в основном сырьевого сектора и облегчения условий для увеличения сырьевого экспорта в развитые страны. Конфликты вокруг приватизации белорусского ТЭКа и химической промышленности, вокруг Белтрансгаза и цен на газ — это абсолютно логичные конфликты. Иных тем для конфликтов как-то всерьез и не возникало…

В обмещанивании страны есть плюсы: Россия вряд ли может представлять угрозу безопасности какой бы то ни было страны. Это, согласитесь, в принципе, прекрасно. Белорусскому обществу сложно привыкнуть видеть на востоке устойчивую сырьевую страну, нацеленную в основном на меркантильные ценности, вместо великой страны, которая гордилась своей верой, духом и имперскими ценностями. Но это, думаю, пройдет постепенно, и выгоды от соседства с государством, где есть большие «массы» нефте- и газодолларов заставят забыть про ныне сочащиеся обиды. Экономическая же безопасность Беларуси, как видим, уже в ходе газовых блокад была обеспечена Западом. По мере усиления западной составляющей в обеспечении устойчивости Беларуси, думаю, уменьшится заинтересованность Беларуси в поиску внутри России союзников на базе общих духовных ценностей, чтобы, опираясь на этих союзников, сдерживать тех, у кого в уме только цифры прибылей от падения или повышения цен на нефть и газ… Стабилизация большой Европы в белорусском случае обязательно влечет за собою все большее вовлечение Беларуси в деятельность ЕС и в европейскую экономику.

Такая не очень идеологизированная Беларусь перестанет, думаю, пугать всех тех в РФ, кто побаивается белорусского присутствия на собственном информационном или политическом поле, рассматривая это присутствие как угрозу реформам и даже демократии.

Мне кажется, что оптимальной политикой РФ относительно РБ является содействие улучшению белорусско-европейских отношений и вовлечению РБ в дела Европы посредством новых коммуникационных или иных транзитных проектов и разного рода политических шагов. С другой стороны, по-моему, РФ могла бы больше не повторять ошибок с неверной оценкой собственного потенциала давления на РБ. За прошедшие три года можно было понять, что ни разу это давление не привело к достижению публично поставленных целей. К чему опять наступать на те же грабли? Ну и, раз Россия готова в основном к экономическим отношениям с Беларусью, то их и надо наращивать еще быстрее, нежели это происходит сейчас. От объемов двусторонней торговли и степени взаимной дополняемости экономик сейчас зависят отношения РБ и РФ, раз уж пришла эпоха «отделения мух от котлет».

Беседу вел Павел Святенков

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram