Сроки исковой давности в делах о приватизации, в том числе в 1990-е годы, должны исчисляться не с момента заключения сделки, а с того времени, как завершится прокурорская проверка продажи, такую норму закрепил Конституционный суд России.
Решение закрепляет приоритет публичного интереса в сохранении социальной инфраструктуры перед частной собственностью, что позволяет властям обращаться с иском об истребовании собственности в любое время.
Поводом для оценки стали жалобы компаний ООО «Мираж» и ООО «Геатон», связанные с приватизацией в 1994 году госпредприятия Производственное объединение «Третий государственный подшипниковый завод» в Саратовской области.
В состав реализуемого имущества 30 лет назад областной комитет включил медико-санитарные части. После ряда реорганизаций здания оказались в собственности вышеупомянутых компаний. Прокуратура потребовала вернуть объекты и земельные участки в связи с несоблюдением условий и порядка приватизации. В марте 2023 года Арбитражный суд Саратовской области удовлетворил требование. Отклоняя доводы ответчиков об истечении срока исковой давности, судьи указывали, что отсчитывать его надо с момента прокурорской проверки, а сами сроки давности не должны использоваться для легализации имущества, приобретенного в ущерб интересам публичного лица и помимо его воли. Конституционный суд объяснил, что суд должен учитывать, когда публично-правовому образованию стало или должно было стать известно о нарушении.
По мнению юристов, такое решение разрешает государству оспаривать любые сделки о продаже госсобственности спустя десятилетия.