Русские святки, земля казанская – от Рождества до Крещения

(Cлава Богу, что нет Иродова правления)

От Рождества Христова 7 января до Крещения Господнего 19 января у православного народа – Святки. Дни высочайшей духовной радости – Спаситель в мир пришёл.

Затаив дыхание, ежегодно встречаем Его приход в наш мир в церкви на ночной Рождественской службе после сочельника. Во внутреннем убранстве церквей и снаружи – ёлочки, а где и вертеп рождественский соорудят, и радует это сооружение, композиционно олицетворяющее эти таинственные события двухтысячелетней давности, народ православный – все Святки.

Фото у входа в старейшую Церковь Ярославских Чудотворцев г. Казани (освящена во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев), Святки, воскресенье 11 января 2015 года после литургии. Вертеп устроен прямо в сугробе

На литургии в этот праздник священство, хор и все прихожане торжественно и благоговейно поют рождественский тропарь «Рождество твое, Христе, Боже наш, возсия мирови свет разума…» и величание.

А ещё поются колядки. Это - хоть и сверх церковных канонов, но тоже – очень трепетно и высоко духовно, ну, посудите сами хоть только по словам:

 

Небо и земля, небо и земля

Ныне торжествуют.

Ангелы, людем, Ангелы, людем

Весело спразднуют.

 

Пр. Христос родися, Бог воплотися,

Ангелы воспевают, Цари притекают,

Пастыри играют, поклон отдают

Чудо, чудо возвещают.

 

Во Вифлееме, во Вифлееме,

Весела новина.

Чистая Дево, чистая Дево,

Породила Сына!

 

Ангели служат, ангели служат

Рожденному Царю.

И во вертепе, И во вертепе

Творят Ёго волю.

 

И мы рожденну, и мы рожденну,

Богу поклонимся.

Слава в вышних ,Слава в вышних,

Ему воспоем вси.

 

… а какова мелодия!

Торжественно, Божественно!

 

К слову сказать, эта колядка была в обиходе не только в Казанском крае, но во всей, как говорилось, Великия и Малыя и Белыя Руси, разумеется, с отклонениями по местным диалектам. В приведённом, кстати, тексте этого народного духовного стиха явствует след южно-русских и украинских диалектов.

Вообще же, колядок достаточно много, и не только «церковных». В Святые дни колядки традиционно выходили на улицы – молодёжь, совсем дети и люди в возрасте – все могли ходить по дворам, колядовать. Были, а кое-где сохранились и сейчас, целые обряды колядования. Смысл их – не только прославление Рождества, но и своего рода народная забава с очень простым игровым замыслом: колядующие «выступают», а хозяева, к кому они пришли – щедро одаривают их – праздник ведь, и к столу дома много чего припасено – что Бог послал. Вот и делятся – ради Бога. Издавна на Руси в семьях считалось, что приход колядовщиков – благо для семьи, в которую они нанесли визит. Ну как тогда пожалеешь гостинцев и даже денег?

Кроме духовных стихов, прославляющих рождение Спасителя, колядки - это и прибаутки вроде «я маленький хлопчик, принёс Богу снопчик! С Рождеством Вас!» - при этом мальчик держал впереди перевязанный клок соломы. В традициях русского народа есть немало колядок и просто прославляющие хозяев и их семьи – эффективный ход, чтобы те надарили поболее, не правда ли? Вот, например, характерная для казанских краёв, и не только, так называемые «Таузи» (с местным диалектом):

«Как у месица, как у ясныва - залотые рога. У Григория-то, у Ивановича - молодая жена, жена-барыня. Она по двыру идет, как лебедушка плывет», и так далее.

Припев «Таузи, Таузи» постоянно чередует эти слова. Во многих северо-восточных краях России «Таусеньки» пели в Васильев вечер – по-современному – в канун Старого Нового года – дня Василия Великого.

Есть и почти откровенно «попрошайные» колядки – «Эй, богатые мужички, открывайте сундучки, доставайте пятачки!»- это красные девицы воззывают, если на празднующую компанию попали, а  самый маленький может в конце выступления выдвинуться вперёд и выдать: «Что ты, тетя, наварила, что ты, тетя, напекла? Выноси поскорей, не морозь-ка детей!».  Куда тут деваться – всё отдашь! Но на самом деле – здесь нет ничего «наглого», как бы, может быть, понял какой-нибудь иностранец, или человек, совершенно не знающий русского народа – на самом деле, во всём этом – очень много игры, шутки и доброжелательности.

Ну, например, в нашем Казанском крае, и не только, одна из визитёров может нарядиться козой, выдать добрые пожелания, и приговаривая «Где коза хвостом – там жито кустом! Где коза ногою – там жито копною! Где коза рогом – там жито стогом!» - проимитировать  воображаемое, а в конце, наступая ногой на носок каждому из хозяйской семьи, нажелать всяких желанностей…

Вообще, традиции колядования идут ещё из дохристианской славянской древности. Даже термин «колядки» – от  языческого божества Коляда, хотя сакрального смысла в древне-языческом понимании в святочные обряды никто давно не вкладывает. Поэтому эти забавы и не осуждает наша Церковь, а если в составе колядок есть хотя бы составляющая духовного события, нет перебора с «шутливостью» или ещё чем, уже вредящим духовному состоянию кого-либо, или откровенного богохульства, практически любой священник, скорее всего, даст благословение на колядки. В русском народе традиции, даже в истоке самые древние – не отделимы от Церкви и православия, и в этом единстве могучего духа предков и Святого Духа, наполняющего Церковь небесную и земную – наша величайшая сила.

Вот тут – стоп! Оговорка нужна про древность, шутки и сакральное. Нельзя переборщить с этим всем. Например, когда пьяная команда наряжается разным зверьём, иногда – непонятного свойства, и прётся  по дворам абракадабру бормотать – это перебор игры, неуместная клоунада с признаками бесовщины. Даже в некоторых сёлах Казанского края бывало раньше, рассказывали старики, когда во второй половине Святок такие чрезмерно заигравшиеся компании разгоняли мужики кнутами. Не зря издавались и церковные (соборные) указы, строго запрещавшие рядиться, в зверей особенно. Или, вот, девки-дуры в канун Рождества, в Рождественский сочельник, когда самый строгий пост, забираются в баню, и под призыв «Девки, снимай кресты! Гадать будем!» начинают ворошиться в своём «будущем», обращаясь к неким потусторонним силам – тут уж, точно - бесовским. Да что говорить, даже веселье и пляски, если в  безудержной форме, когда человек теряет разум и чувство меры – не уместны, и это, как говорится - только бесов тешить. Хотя  люди «со стороны» из разных краёв мира почему-то почти всех нас считают обезумевшими, посмотрев хотя бы ту же вполне безобидную «Играй гармонь» по Первому каналу. Но мы-то, давайте зададимся вопросом, и ответим на него себе честно: много ли участников этой знаменитой передачи, предположительно, забъётся под лавку, случись БЕДА? Я себе честно отвечаю – почти никто! Но меру всему знать – надо, конечно.

Благо – мирян благочестивых и самого благочестия на Руси всегда было так много, что сберегали Божественное и избегали укоренения иного.

И, слава Богу, что в Казанском крае, и повсюду в России этот вполне благочестивый обряд святочных колядований возрождается.

Вот, на  прошедшей неделе в деревне Пермяки Высокогорского района Республики Татарстан ходили с колядками и по самой Высокой Горе.

Колядки в д. Пермяки Высокогорского района Республики Татарстан 8 января 2015 года. Ансамбль «Яблоневый ряд»

По Высокой Горе с колядками 9 января 2015 года

Высокая Гора Республика Татарстан 9 января 2015 года. С колядками в русско-татарской семье.

Ещё до Великой Отечественной войны Высокая Гора  была исключительно русской, первый татарин по фамилии Валеев здесь поселился в 1942 году. А сейчас – половина на половину, и семей смешанных русско-татарских – очень много. И кроме старой церкви Рождества Пресвятой Богородицы – мечети – есть, конечно, и не одна. Вот, и мы оказывались с нашими колядками не только в русских домах, но и в русско-татарских, и даже чисто татарских, мусульманских. Принимали колядовщиков радушно везде – слушали, одаривали.

Колядки – как колядки, со звездой Вифлеемской и с той самой «козой». А начинаются – с духовного стиха, конечно. Простая такая и одухотворяющая, тоже распространённая некогда в этих краях и по многим весям необъятной Святой Руси:

 

В Рождество Христово, Ангел прилетел,

Он летел по небу, людям песню пел:

“Все люди, ликуйте, все днесь торжествуйте,

Днесь Христово Рождество!”

 

Пастыри в пещеру первые пришли

И младенца Бога с Матерью нашли,

Стояли, молились, Христу поклонились –

Днесь Христво Рождество!

 

Много мы грешили, Спасе, пред Тобой,

Все мы, люди, грешны – Ты Один Святой.

Прости прегрешенья, дай нам оставленье –

Днесь Христово Рождество!

 

Восстановила местный обряд колядования и организует колядки в современной Высокой Горе и окрестностях - руководитель местного фольклорного ансамбля, педагог Татьяна Ивановна Зеленяк – сама на половину русская, на половину украинка – та, что и есть «коза» на фотографиях. Хочет в будущем сорганизовать на колядки младшее поколение, чтобы приобщались к родным традициям и передавали их потомкам.

А что мешает возрождать добрые традиции? В сущности – почти ничего. Вот, пожалуй, более всего – доминанта Нового Года, приходящегося на Рождественский пост. Ведь его дух (не поста, а Нового Года, к моему сожалению) занимает почти всё информационное пространство уже с середины декабря, а ведь ещё – корпоративы, корпоративы, корпоративы… И, вот, уже некоторые дурни и дурёхи  русского происхождения начинают вовсю продвигать католическое Рождество в нашем православном Отечестве, чтобы 25 декабря начать веселиться. А уж во  встречу Нового Года – столько сил и творчества вкладывается, что как будто это не обычное начало года – а последний день в жизни, в который только и разрешено, и даже все обязаны максимально есть, пить и веселиться.

А если подумать, даже если неверующий, то что, разве обязательно в эту ночь с тридцать первого на первое нажираться-напиваться и валяться под ёлками или в папуасских плясках участвовать?

Не настаиваю, что опишу «образец», но расскажу про встречу Нового 2015 Года в моей семье.

В новогоднюю ночь были дома. Без шумных гостей, диких плясок, переедания, а также - без упоительного поглощения многочисленной ужасающей телепродукции, врывающейся на экраны сразу после поздравления президента. Если честно, тошнотворные чувства вызывает вся эта беснующаяся шобла –  метко окрестил этот бомонд-звездопад писатель Захар Прилепин. После часу - сон.

Иначе – ну, правда – срамно как-то перед Богом, пост ведь.

1-го января выспались как следует, дела поделали, а 2-го с утра поехали к матери в деревню под Казанью, брат тоже прибыл издалёка. Вот там - настоящий праздник, но не тела - души! И, как мы думали - не только живущих душ, но и тех, кто ТАМ, высоко. Кульминация - вечером. Суть – в том, что из сугробов снега сформировали с помощью снегоуборщика "ёлку", по периметру наставили свечей и зажгли, а в вершину - лампу на палке. Думали покойного отца ТАМ порадовать, и других всех заодно, кто не с нами. В основании – костёр, любил отец костерки тёплые, и умел управляться с огнём в любых условиях…

Наивно, конечно, для людей, не обладающих знанием об ином мире, но священники говорят – любое ваше дело в память об усопших, как и молитвенное и даже простое поминовение – благо для их душ, если только не вредит другим людям. Думалось и то, что с пролетающего самолёта и даже из космоса – интересная картинка получается на краю этой деревеньки. Необычная.

Вот, и такой он может быть, Новый Год.

Ну, а в Рождество, после службы и отдыха – вместе опять, конечно, с братом, матерью, жёнами. Гусь рождественский, общение, и попеть вместе – в радость.

И, вот, ещё какие мысли родились в эти Святки, которые сейчас уже подходят к концу.

Правитель Ирод – имя нарицательное, образец зла во власти, это почти всякий элементарно образованный человек знает. И то, что Он приказал казнить Иоанна Крестителя. И, конечно, что он велел казнить всех младенцев, родившихся в Вифлееме, которым отроду было менее двух лет, в уверенности, что среди них будет и новорождённый будущий Царь иудейский – сам Христос. И что было их казнено почти пятнадцать тысяч. Умер Ирод лютой смертью – сгнил постепенно заживо в ужасных муках, поедаемый червями – от вони люди избегали находиться рядом. Что ещё сказать – ирод он ирод и есть. И чего о нём говорить-то много, на Святки тем более? Хуже только Иуда, Бога предавший.

Но вот, что поразительное открылось мне во время проповеди простого священника, произнесённой после литургии в один из святочных дней. Батюшка сказал примерно так: зачем Ирод детей поубивать велел? Он размыслил как главный в человеческой истории представитель власти БЕЗДУХОВНОЙ, не ведая, что человеку смертному, какой бы земной властью он ни был облечён – не возможно предотвратить Божий промысел, тем более – такой, который уготован был Богочеловеку – Господу нашему Иисусу Христу.

И ещё, ссылаясь на толкование Евангелия от Матфея, написанное Феофилактом Болгарским, напомнил, что младенцы убиенные – со Христом и всеми святыми после смерти, а кто сомневается в том, зачем же Господь попустил казнь неповинных малюток, сказал, может это лучше, чем они бы всего через 30 лет кричали «Распни! Распни!»…

Последнее для верующего – очевидно, но «бездуховная власть» и царь Ирод, как её абсолютное олицетворение –  зацепило! Вообще, власть ругать сейчас – можно, и даже модно. Но иродова ли власть сейчас в России и на её территориях? Нет, конечно, и это - очевидно! Есть возможность правителям стать властью более духовной, чтобы их духовное око вовремя узрело божественное, и помогло народу обрести это божественное? Да! Может кто-то посчитает это верой в волшебство, но и сейчас, в наши дни есть много людей, которые не просто верят – ЗНАЮТ, что возможно и большее. Особенно – по молитве (вот почему каждый день Церковь молится за правителей и воинство).

И особенно, конечно  – в Святые дни.

Михаил Щеглов,

председатель Общества русской культуры Республики Татарстан,

православный христианин

г. Казань

16 января 2015 года. Святки.

 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram