Любите книгу

Любите книгу – источник денег. (Сергей Бурмистров)

28 марта сего года в Москве прошел абсолютно уникальный аукцион книг. Вот что писали СМИ до аукциона: «Уникальное частное собрание антикварных и редких книг, среди которых старопечатные и иллюстрированные издания, а также с автографами авторов, выставит на двойные торги «Дом антикварной книги в Никитском» в четверг, 28 марта.

Подобное собрание, по мнению директора антикварного дома Сергея Бурмистрова, за последние 20 лет впервые появляется на открытом российском рынке. Он отметил, что аналогов аукционных продаж такого уровня книг еще не было.

Собрание выставлено на торги частным коллекционером, который собирал его более 40 лет».

А вот еще цитата: «По оценкам экспертов, этот аукцион — беспрецедентное событие, не имеющее аналогов по своему значению в современной России и сравнимое лишь с лучшими книжными собраниями, когда-либо представленными на аукционах Christie’s и Sotheby’s, или с несколькими наиболее известными дореволюционными каталогами русских книжных редкостей».

Аукцион прошел более, чем успешно. И вот, что писали после:

«В конце марта в Москве прошел беспрецедентный для книжного рынка аукцион, на который была выставлена крупнейшая частная коллекция редких русских книг XV-XX веков.

Аукцион был подготовлен «Домом антикварной книги в Никитском». Представленная коллекция уникальных книг собиралась более 40 лет одним человеком, пожелавшим остаться неизвестным. Общая оценочная стоимость коллекции — 120 млн. рублей. На торгах было представлено 403 лота: книги XV-XIX веков, за многими из которых уже не одно столетие охотятся многие библиотеки и частные коллекционеры.

«Книги, представленные в собрании, действительно являются редчайшими и уникальными, и мы были уверены в огромном интересе со стороны коллекционеров. Но могу сказать, что торги намного превысили наши самые смелые ожидания — итоговая выручка аукциона только по первой часть коллекции уже превышает ее общую оценочную стоимость», — прокомментировал совладелец и генеральный директор «Дома антикварной книги в Никитском» Сергей Бурмистров».

Итак, подытожим: в конце марта 2013 года прошел аукцион уникальных книг. Проводил его Сергей Бурмистров. Выручка составила почти 4(!) миллиона долларов США! Хозяин коллекции пожелал остаться неизвестным.

Это была лишь преамбула. А теперь вы узнаете удивительную детективную историю.

Коллекционер.

Собиратель и хозяин книг, человек, «пожелавший остаться неизвестным», к огромной горести всех, кто его знал, ушел из жизни 7 марта, не дожив до аукциона ровно три недели. Теперь можно и нужно произнести его светлое имя: это Игорь Семенович Горбатов.

Вот выдержка из некролога: «7 марта после тяжелой и продолжительной болезни на 63 году жизни ушел из жизни известный антиквар и букинист Игорь Семенович Горбатов. Он хорошо известен московским библиофилам в качестве одного из первопроходцев частной антикварно-букинистической торговли в нашей стране».

А вот трогательная цитата из его интервью журналу «Про книги». № 2, 2008: «Когда я учился в девятом классе школы, мне на глаза попалась книга А. Блока, где я прочёл строки, которые меня тогда очень впечатлили: «А я склонён над грудой книжной, высокий, сгорбленный старик…». Слова эти надолго запали в мою душу. Я думал, как должно быть прекрасно, провести жизнь среди книг, и представлял себя в роли героя этого произведения Блока».

Почему же он решил расстаться со своим любимым детищем - библиотекой, которую собирал более 40 лет? Все очень просто. Игорь Семенович был мудрым и (теперь можно это с уверенностью сказать) очень сильным и мужественным человеком. Когда врачи объявили, что он болен раком и срок жизни его ограничен, он и принял решение продать свои любимые книги . Игорь ясно осознавал, что его жена, Дина, не сможет сохранить коллекцию. Чтобы содержать такую библиотеку требуются средства. А он почти не оставляет денег, только книги. Кроме того, будучи профессионалом, Игорь понимал, что, если Дина захочет продать книги, то непременно будет обманута. Она не компетентна и не знает цен. А честность у многих наших антикваров совсем не в цене, это очень хорошо было известно Игорю Семеновичу по личному опыту.

И, самое главное, у Игоря оставался 14-летний сын. Его любовь и надежда. Сына надо вырастить и обучить. Только о нем и были все помыслы обреченного отца. И Игорь Семенович решил оставить своей семье деньги, а не книги.

Решение продать библиотеку, которое далось «с кровью сердца», было у Игоря осознанным и взвешенным. Он не сомневался, что на оставленные деньги его жена, с которой он счастливо прожил последние 15 лет своей жизни, сможет вырастить их сына.

Если бы он мог предположить, как обернутся его благие намерения…

Совладелец и генеральный директор аукциона

Совладельцем и директором заведения, на котором была продана библиотека И.С. Горбатова, как явствует из вышесказанного, является Сергей Бурмистров. Несколько слов необходимо сказать о трудном пути в антикварный бизнес этого молодого человека.

Еще недавно Сергей работал директором другого аукциона – «Про книги», под руководством бессменного главы Роспечати М.В. Сеславинского. Вот, что говорил Бурмистров в своем тогдашнем интервью (21.07.2011) :С. Б.:«Наш журнал (а также и аукцион.Прим. автора) «Про книги» выходит под эгидой Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Председатель редакционного совета журнала — руководитель агентства Михаил Вадимович Сеславинский. К слову, он является одним из крупнейших библиофилов, владельцем крупной коллекции книг (собирает прижизненные издания русских классиков, издания серебряного века, автографы, детские книги и многое другое)».

За что же выгнал буквально в шею и со страшным скандалом М.Сеславинский директора своего аукциона С. Бурмистрова?

Во-первых, из-за систематической продажи на аукционе краденых книг. Невероятно? Смотрите, вот цитата из того же интервью (язык сумбурный, но смысл понять можно) Бурмистрова:

«Корр.: Наверняка существует и огромная проблема краденых книг?

С. Б.:Проблема в том, что в перестроечные годы огромное количество ведомственных библиотек перестало существовать, они официально закрывались, а книги выбрасывались на помойку (Это, кстати, полная чушь. Никогда книги не выбрасывались. Всегда были желающие их купить. «Бурмистровы» жили во все времена. Прим. автора). Поэтому гуляет огромное количество книг с библиотечными штампами. В этом нет ничего криминального до тех пор, пока нет данных, что книга украдена из какой-то ведущей библиотеки страны.

А в штампах ведомственных библиотек нет ничего страшного, если книга некраденая, если штампы погашены или библиотека перестала существовать, а факт передачи фондов в другие государственные хранилища не зафиксирован. Но в любом случае книга с печатью или сведенной печатью сильно теряет в цене. Хотя есть масса людей, которые их покупают. Особенно со сведенной печатью. Хотя, на мой взгляд, это еще хуже. Вот если печать сведенная, то непонятно, дореволюционная она была или советская (что хуже). Стертая печать оставляет больше вопросов».

А вот, что писалось об аукционе «Про книги» в статье, которая привела в ярость Сеславинского:

Сразу поражает обилие книг (выставленных на аукционы. Прим. автора) с библиотечными штампами. А ведь старые библиофилы помнят, что в СССР наличие в личной собственности только одной (!) книги с библиотечным штампом могло привести к тюремному сроку и конфискации всего (!) имущества, по статье за скупку заведомо краденного. В то время все граждане обязаны были знать, что книги, даже из некоторых дореволюционных библиотек, прекративших свое существование, должны были передаваться в фонды других, действующих библиотек. А списанные книги из советских библиотек вообще никогда не поступали в продажу. Поэтому книгу с любым библиотечным штампом боялись взять даже в руки. Но оказывается, и сегодня существует статья 175 УК РФ. Цитирую: «… приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, - наказываются штрафом в размере …, …либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти часов до …, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет».

В этой же статье приведены многочисленные случаи продажи книг на аукционах «Про книги» как раз со сведенными печатями, и это несмотря на то, что Бурмистров считает: «Стертая печать оставляет больше вопросов». Но эти вопросы, видимо, не для него, нашего голубчика. Как и статья 175 УК РФ его сильно не беспокоит.

Второй причиной изгнания Бурмистрова стала его анекдотическая некомпетентность. Вот выдержка из той же статьи: « Цитирую. "Вести ФМ".: «… самый любопытный лот аукциона представлял собой не книгу и даже не брошюру. Повышенное внимание привлек пакетик из-под аспирина, который хранился в аптечке Пушкина. Как пушкинское лекарство попало на аукцион? На этот вопрос отвечает Сергей Бурмистров: Это лот из частной коллекции. Происхождение его, как нынешний владелец рассказал, таково - он был подарен ему Григорием Григорьевичем Пушкиным, правнуком поэта. В каком году он был выписан (поэту) Пушкину, неизвестно… Упаковка из-под аспирина ушла с молотка за 30 тысяч рублей, увеличив свою начальную стоимость ровно в три раза.

Мы прочли в Википедии: «Ацетилсалициловая_кислота (аспирин) синтезирована Ф. Хоффманом (Bayer AG) в 1897 году. В 1897 году А. Эйхенгрин, работавший в лабораториях Bayer первый раз получил образцы ацетилсалициловой кислоты в форме, возможной для медицинского применения. Bayer зарегистрировала новое лекарство под торговой маркой «аспирин».

…великий поэт А.С.Пушкин был убит Дантесом в январе 1837года. Правнук поэта – Г.Г.Пушкин – видимо был большим шутником, а работники аукциона предстали перед просвещенной публикой некомпетентными и бездарными бездельниками, мягко говоря…»

Кстати, после этой анекдотичной истории с аспирином Пушкина, Бурмистров получил в среде антикваров ласковое прозвище «Пирамидон». Прозвище прижилось.

Но, выгнанный со скандалом, Пирамидон - Сергей Бурмистров оказался непотопляем. В марте прошлого, 2012 года в Москве открылся «Дом антикварной книги в Никитском».Совладельцем и генеральным директором этого заведения оказался Сергей Бурмистров! Он умудрился найти нового покровителя, человека, кстати, достойного во всех отношениях. (Но не о нем здесь речь). Может быть, Пирамидон резко повысил уровень своей компетенции? Посмотрим: вот, что он говорил в своем интервью:

Корр.: Сколько же стоит прижизненное издание Пушкина?

С. Б.: Первое издание «Евгения Онегина» — полный комплект всех тетрадок в обложках — может стоить от миллиона долларов. А вообще предела нет, поскольку количество таких экземпляров можно пересчитать по пальцам одной руки.

А вот что получилось у Сергея Бурмистрова лично и совсем недавно: «23 мая 2013 г. «Дом антикварной книги в Никитском» провел 15-й аукцион «Редкие антикварные книги, рукописи и автографы». Главным же событием вечера, самым дорогим лотом аукциона ожидаемо стало первое издание «Евгения Онегина» в восьми тетрадях, выходившее с 1825 по 1832 год и являющееся наиболее редким и дорогим прижизненным изданием А. С. Пушкина (лот 62). За 8 000 000 рублей (250 000 долларов США) «Евгений Онегин» достался одному из претендентов.»

Вот и «от миллиона». Ошибся наш специалист «всего» в 4 раза. И это при том, что во всех своих интервью Бурмистров уверяет, что цены на антикварные книги только растут. Нет, не повысил он свой профессиональный уровень, увы. Теперь, когда читатель знаком со всеми героями нашей истории, перейдем непосредственно к её изложению.

Детективная история

19 февраля этого, 2013 года, Игорь Семенович Горбатов в сопровождении помощников и друзей прибыл к Сергею Бурмистрову. Он привез последнюю партию своих книг для аукционной продажи. Игорь Семенович очень плохо себя чувствовал и уже не мог передвигаться по городу без сопровождения. (Забегая вперед: все, сопровождавшие его в этот день люди, позже согласились выступать свидетелями на суде). Оставалось только оформить надлежащим образом документы приема – передачи книг. К несчастью, именно в этот момент Игорь зашелся долгим, страшным кашлем и потерял сознание. Он был срочно госпитализирован. Из больницы уже не вышел. Его смерть наступила 7 марта.

Сергей Бурмистров на своем аукционе 28 марта продал библиотеку уже покойного Игоря Горбатова почти за 4 миллиона долларов. Все это мы уже писали. Теперь кульминация истории.

Когда Дина, вдова и единственная наследница (по официальному нотариальному завещанию) Игоря, пришла к Сергею Бурмистрову за деньгами, оказалось, что денег нет! Пирамидончик уже отдал их первой жене Игоря Горбатова! При этом Бурмистров был очень близко знаком с Игорем и знал, что с первой женой Горбатов разошелся 15 лет назад. Знал Сергей лично и хорошо Дину, законную жену Игоря. Обычно супруги вместе сдавали книги на аукцион. Т.е. Бурмистров отдал 4 миллиона долларов по сути абсолютно постороннему человеку!

К слову сказать, своей первой жене и их взрослому сорокалетнему сыну Игорь Семенович оставил неплохую коллекцию картин. Одна только картина Б. Кустодиева «Масленица», которая сейчас выставлена первой женой Игоря - Еленой Дмитриевной - на торги, оценивается в 3, 8 миллиона долларов. Не тот был человек, Игорь Семенович, чтобы забыть о своей первой семье и, конечно, заранее о ней позаботился. Его бывшая жена с сыном могут жить безбедно до конца своих дней.

Чего уже не скажешь о его второй семье.

Кстати, по условиям аукциона, Бурмистров получает 10% от продажи. Казалось бы, что 400 тысяч долларов это совсем неплохо. Но, видимо, аппетит приходит во время еды.

Дина подала в суд на Сергея Бурмистрова и его контору. 17 июля состоялось первое судебное заседание в Тверском районном суде г. Москвы под председательством судьи Мустафиной Д.И.

Представители ответчика – С.Бурмистрова - не смогли предоставить суду ни договора приема-передачи книг, подписанного якобы первой женой И.С.Горбатова, как клялся Бурмистров, ни вообще каких - либо документов. Суд перенесен.

До решения суда мы никого не имеем право ни в чем обвинять. Но вправе задать вопросы.

Сергей Бурмистров просто так отдал 4 миллиона незнакомой женщине? Не получил «отката»? Не входил с ней в преступный сговор? (А, любопытно, они поделили 4 миллиона долларов честно пополам? Или кто-то кого-то надул, как водится у мошенников?)

Бурмистров и впредь собирается отдавать деньги, вырученные от аукционных продаж, не их законным владельцам, а посторонним людям по своему усмотрению?

Сергей собирается еще провести несколько аукционов и срочно эмигрировать? Он надеется, что суд будет длиться достаточно долго, и он успеет перевести все свои деньги за границу?

Бурмистрову наплевать на репутацию аукционного дома, где сейчас работает? И, заодно, на очень уважаемого человека, который его пригрел?

И, что он , наконец, посоветует людям, у которых были браки в прошлом, дети от прошлых браков, просто родственники: стоит ли им вообще участвовать в бурмистровско-пирамидоновских аукционах? Есть ли у них шанс получить свои деньги?

Но есть один вопрос, который мы задавать не собираемся. Мы абсолютно уверены, что просвещенный антиквар и библиофил Сергей Бурмистров никогда не читал такую книгу, как Библия. Иначе, он бы знал эти слова, обращенные прямо в его душу:

«Вдову и сироту не притесняйте. Если притеснишь их, то, когда возопят ко Мне, Я услышу вопль их, и возгорится гнев Мой, и поражу вас мечом, и будут жены ваши вдовами, а дети ваши сиротами» (Исх. XXII, 21-23).».

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram