Вести с Новаторов – 2

Завтра, в субботу, исполнится 2 недели с того момента, как в наш двор въехал гусеничный экскаватор. Вот уже почти 2 недели мы живем в ситуации осады – постоянной нервотрепки, круглосуточных дежурств, непрекращающихся обращений в СМИ и постоянного ожидания того, что отогнанный экскаватор возвратится.

В понедельник я встречался с Главой Управы Обручевского района Олегом Александровичем Волковым. Олег Александрович был предельно корректен, но при этом предельно тверд. По его словам, снос нашего храма неотвратим по следующим трем причинам.

1. Подавляющее большинство жильцов двора против храма. В начале беседы Волков настаивал на 90% жильцов, к концу снизил свою оценку до 60%. Тут Олег Александрович, немного форсировав интонацию, добавил: «Поймите, Виктор Юрьевич, у вас во дворе не только православные проживают».

2. У инициативной группы отсутствуют убедительные доказательства того, что спорное здание в прошлом было православным храмом.

3. Инициативной группе никогда не удастся зарегистрировать православную общину. По словам Олега Александровича, в этом его твердо заверил благочинный Андреевского благочиния Московской епархии протоиерей Анатолий Кожа.

Олег Александрович сказал также, что он не может дать никаких гарантий того, что вопрос о сносе здания храма будет заморожен впредь до разрешения конфликта. По его словам, «это здание отсутствует на плане благоустройства территории, а, следовательно, может быть снесено в любой момент. И я, уважаемый Виктор Юрьевич, об этом могу даже не знать». На мой вопрос о том, что для сноса и нового строительства требуется согласие жильцов, Волков ответил: «Согласование с жильцами не является необходимым, поскольку план благоустройства территории утверждался, когда нынешних домов еще не было». На это я возразил, что нынешних домов еще не было, а пятиэтажки, в которых мы все жили, еще были. Тут Олег Александрович немного смутился и сбивчиво ответил что-то вроде «пятиэтажек уже не было, а высоток еще не было».

«И, вообще, - сказал Волков, - поймите, многоуважаемый Виктор Юрьевич, этот вопрос совершенно не моего уровня. Есть же городские ведомства – «Москомзем», «Москомимущество», «Москомархитектура». Они этот вопрос и должны решать. А я всего лишь чиновник. Причем, муниципального уровня. Всего лишь чиновник».

«А я – политтехнолог. И общественник», - ответил ему я. На сем мы тепло распрощались, договорившись о том, что «надо чаще встречаться».

Серьезность официальных заявлений Главы Управы была практически немедленно подтверждена и его действиями. Во вторник, с утра во дворе появилась бригада строительных рабочих, которые, ссылаясь на указания Главы Управы, стали возводить в непосредственной близости нашего храма детскую спортивную «площадку-коробку» для игры в футбол и хоккей.

Работают строители не торопливо, с ленцой и прохладцей. Так сказать, «война войной, а обед по расписанию». Поэтому на сегодняшний день площадка еще не достроена. По словам рабочих, после того, как площадка будет завершена и будет настелен грунт, приедет другая бригада, которая будет сносить наш храм. Таким образом, две наиболее вероятных даты сноса – это завтра, 1-го числа и в среду, 5-го числа.

Думаю, что в выходные дни со 2-го по 4-е ноября никто сносить ничего не будет. Трудовое законодательство у нас пока никто не отменял. Но, может быть, я излишне хорошо думаю о руководителях нашей Управы.

Более вероятной датой сноса считаю 5-го ноября. Полагаю, что сносить храм непосредственно перед Днем народного единства и согласия Управа все же не решится. Во избежание нежелательных аллюзий. А впрочем, кто их, нынешних, знает? Не советские времена, чай.

Так что мы будем «на стреме» и сегодня, и завтра, и все последующие дни.

Перед тем, как перейти к описанию наших планов, хочу сначала ответить на аргументацию Олега Александровича Волкова.

1. По нашим данным, за храм выступают не менее 60% жителей нашего двора. Не зря же мы, в свое время, собрали более 5 тысяч подписей жильцов района за сохранение нашего храма.

2. Аргументы в пользу того, что спорное здание является храмом, я уже неоднократно приводил. И главные из них – это свидетельства престарелых жителей района, которые отлично помнят этот храм действующим. И, кстати, насколько мне известно, эти наши аргументы в «Москомнаследии» в настоящий момент воспринимают вполне всерьез. Ведь профессионалы, в отличие от чиновников, отлично знают, что документов, подтверждающих подлинность храмов, построенных во время Первой мировой войны, почти нет. И часто подлинность храмов, построенных в это время, приходится подтверждать исключительно свидетельскими показаниями и историко-архитектурной экспертизой. Это относится даже к храмам, находящимся в самом центре Москвы.

3. При всем уважении к нашему отцу благочинному, еще раз хочу подчеркнуть, что его точка зрения не является официальной точкой зрения Московской Патриархии. Тем более, что отца Анатолия, участвовавшего вместе с о. Романом Марковым и старостой Вячеславом Чикалиным в 2006 году в переговорах с Префектом ЮЗАО Алексеем Челышевым о выделении землеотвода на улице Челомея для строительства храмового комплекса в обмен на отказ от здания бывшего храма на Новаторов, никак нельзя счесть лицом незаинтересованным. А вопрос о регистрации православной общины будет решать наш епархиальный архиерей – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. И, как говорится, не надо торопить события.

И, кстати, хочу здесь, пользуясь случаем, ответить и на аргументы о. Анатолия, которые он уже несколько раз приводил в своих интервью районным и городским газетам. По его словам: «Мы более 4 лет искали доказательств подлинности храма на Новаторов, но не нашли, почему и были вынуждены согласиться на предложение Префектуры о выделении землеотвода на улице Челомея. Тем более, что это место на улице Челомея гораздо ближе к прошлому местонахождению храма Преображения Господня в селе Дальнее Беляево, чем местонахождение здания на Новаторов».

Я не хочу углубляться в дискуссию о том, где какой храм находился, это чрезвычайно сложный вопрос даже для специалистов, о чем я уже писал в прошлый раз. Но вот остальные аргументы отца благочинного, на мой взгляд, не выдерживают критики. Полагаю, что его кто-то ввел в заблуждение. Кто-то, связанный с храмом на улице Челомея.

Итак. Если до «исторических договоренностей» августа 2006 года свидетельства подлинности храма искались, но не были найдены, то зачем тогда, спрашивается, о. Роман Марков и Вячеслав Чикалин с уверенностью, неоднократно и публично утверждали, что подлинность храма доказана и несомненна? Почему была зарегистрирована в Патриархии православная община храма Преображения Господня в Дальнем Беляево по адресу улица Новаторов, дом 36? Какими аргументами о. Роман убедил Святейшего Патриарха в том, что наш храм подлинный, о чем Патриарх писал мэру Лужкову? Из каких оснований исходили о. Роман Марков и староста Вячеслав Чикалин, когда распространяли по нашим квартирам воззвание, в котором утверждали, что здание на Новаторов – есть храм Божий, и что в случае его сноса и строительства на его месте детской площадки Господь жестоко накажет богохульников. В этом воззвании содержалось даже утверждение, что дети, играющие на спортплощадке, возведенной на месте храма, будут болеть и калечится.

Из каких оснований исходили о. Роман Марков и Вячеслав Чикалин, когда призывали нас собирать уже помянутые выше 5 тысяч подписей в защиту храма? Что имели в виду о. Роман Марков и Вячеслав Чикалин, когда обращались к чрезвычайно авторитетным в нашей Церкви монахам, которых многие в народе почитают за старцев – о. Илию из Оптиной Пустыни и о. Власию из Пафнутьево-Боровского монастыря? Что имели в виду о. Роман и Вячеслав Чикалин, когда публично свидетельствовали о том, что старцы благословили их стоять за храм на Новаторов до последнего, и предупреждали, что в случае сноса храма наш район могут постигнуть бедствия, вплоть до природных катаклизмов? Кстати, насколько мне известно от православных паломников, старцы от своей позиции по нашему храму не отказываются, и высказывают некоторое удивление сложившейся ситуацией.

Так вот я и спрашиваю. Неужели «выделение землеотвода в промзоне Обручевского района ЮЗАО г.Москвы под строительство храмового комплекса» является столь сильным контраргументом, который может с легкостью отменить все названные выше аргументы «за храм на Новаторов»?

Но вернемся от благочиния к Управе. Я, честно говоря, не могу себе ответить на вопрос о том, чем объясняется такая твердость Олега Александровича Волкова по отношению к сторонникам сохранения храма. Подозрений в коррупции у меня нету. Если бы вновь всерьез стоял вопрос о подземном гараже на месте нашего храма, как это было 4 года назад, такие подозрения могли бы возникнуть. Но ведь, насколько мне известно, от этого плана и Префектура и Управа уже давно отказались. На нынешнем плане благоустройства территории весь наш двор изображен как детская площадка. И я не могу понять, что же, в таком случае, мешает Олегу Александровичу согласиться с тем, чтобы в нашем дворе, посреди деревьев, кустарников, травы, детских песочниц, горок, скамеек и спортплощадок находился православный храм? Казалось бы, здесь ему и самое место.

Однако боюсь, именно в этом и заключается суть дела. Боюсь, именно то, что промыслительным образом здание нашего храма оказалось, после реконструкции пятиэтажек, посреди почти 10-ти тысячного по населению двора-колодца, образованного высотными домами, и вызывает кое у кого беспокойство и раздражение.

Мы-то, наивные люди, полагаем, что наш храм идеально расположен для осуществления православной миссии. Именно о таких храмах в спальных районах Москвы многократно говорил Клуб православных меценатов. Именно о таких храмах говорил наш Президент Дмитрий Анатольевич Медведев еще 2 года назад в свою бытность Первым вице-премьером, курирующим национальные проекты.

Но, как мы с вами знаем, очень часто многие предложения, одобренные на федеральном уровне, не находят понимания в нашем немного специфическом регионе-мегаполисе. Боюсь, что самыми главными из слов, высказанных Олегом Александровичем в наш адрес, были: «Поймите, Виктор Юрьевич, у вас во дворе не только православные проживают».

Возможно, они означали, что у нас во дворе проживает один или несколько чрезвычайно авторитетных неправославных граждан, не желающих у себя во дворе православного храма. Слухи об этом давно уже по двору ходят.

Но, самое главное, эти слова можно, судя по всему, понимать как выражающие одну из тенденций градостроительной и идеологической политики городских властей. Эту тенденцию я бы обозначил как запрет на строительство православных храмов внутри спальных районов города. Хотите храмы – имеете право. Но, пожалуйста, в гетто. В промзону. А то у нас, знаете ли, во дворе не одни только православные живут. Вы же знаете, что город у нас многонациональный и многоконфессиональный. Так что, не надо, пожалуйста, нам тут здесь. Вы же православные? Значит, смиренные. Вот и идите себе в гетто. Мы там для вас храмы построим. И даже храмовые комплексы. А внутри дворов – ни-ни! Чай, не мечети.

Впрочем, может быть, я все же чрезвычайно наивен и излишне доброжелателен к нашей Управе, сводя причины конфликта исключительно к вопросам градостроительной и идеологической политики, исключая, таким образом, «вопрос об автопарковке» и, следовательно, о возможной коррупции. Ведь должны же что-то обозначать слова Волкова, сказанные им в интервью программе «Вести-Москва» о том, что на месте храма планируется «детская спортивная площадка-коробка и общедоступная автопарковка». И это при том, повторяю, что на плане благоустройства территории нашего двора никакой такой «общедоступной автопарковки» вроде бы нет. Но пока будем все же исходить из презумпции невиновности.

Теперь о наших планах. Так как угроза сноса здания нашего храма усиливается, то, помимо традиционного воскресного молебна в 14-00 часов 2-го ноября, мы проводим молебен и в 14-00 часов 1-го ноября, в субботу.

А в День народного единства и согласия, в день памяти Спасительницы и Заступницы России – Чудотворной Иконы Божией Матери Казанской, мы проводим большой крестный ход. С 16-00 до 18-00 мы будем сажать вокруг храма саженцы деревьев. А в 18-00 начнем, даст Бог, и сам крестный ход.

Мы приглашаем к нам в этот день не только жителей нашего района, но и всех, желающих нам помочь и с нами помолиться.

В этот день активисты Православного корпуса движения «Наши» и активисты Молодой гвардии «Единой России» традиционно проводят благотворительные акции и участвуют в благоустройстве города. Братья и сестры! Приходите 4 ноября к нам на улицу Новаторов – посадим вместе деревья и проведем крестный ход!

В этот день братчики Союза православных хоругвеносцев принимают участие в Русском марше на набережной Тараса Шевченко. Братья хоругвеносцы! Приходите после Русского марша с хоругвями к нам на улицу Новаторов на крестный ход, как вы уже делали неоднократно!

В этот день «Народный Собор» проводит большой крестный ход с иконами по Бульварному кольцу. Братья и сестры! Приходите после вашего большого крестного хода по Бульварному кольцу к нам на улицу Новаторов. Проведем вместе наш маленький крестный ход в защиту храма!

Мы мирные люди и законопослушеные православные граждане, чуждые политики. Приходите к нам с иконами и хоругвями. Безо всяких зигхайлей и крокодилов, разумеется.

Напоминаем еще раз. Наш адрес: улица Новаторов 36, между корпусами 1,2, 3 и 5, во дворе. К нам можно добраться по красной линии метро до станции «Проспект Вернадского», далее автобусом №661 и маршруткой №300 до остановки «4-й роддом». Маршрутка и автобус останавливаются чуть-чуть не доезжая до дома 36, корпус 1. Также к нам можно доехать по оранжевой ветке метро до станции «Калужская», далее №163 автобусом до остановки «4-й роддом». Этот автобус останавливается там же, где и авт. №661 и №300 маршрутка от метро «Пр-т Вернадского». Либо же от метро «Калужская» идет маршрутка №163, она останавливается у 4-го роддома напротив д.36 корпус 1.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram