Возвращение дипломатии

Безусловно, то, что сейчас происходит на постсоветском пространстве, является недвусмысленной попыткой построить вокруг России своеобразную блокаду, состоящую из кольца недружественных государств, основной целью которых является вытеснение России из зон ее традиционного влияния в СНГ. И нужно сказать, в этом виновата сама Россия, которая все 12 лет существования СНГ продолжает утрачивать свое влияние. Вместо России на ее сопредельные пространства приходят военные советники США и эмиссары Евросоюза и создают мощные неправительственные структуры с сотнями и тысячами разнообразных фондов, чья деятельность носит плохо скрываемый антироссийский характер. Но постсоветские элиты можно понять. Они осознанно поставили крест на России, которая так и не выработала внятной и артикулируемой политики по отношению к партнерам по СНГ. За прошедшие годы так и не создано необходимых опорных структур в сопредельных странах, а все возникающие вопросы решаются только на уровне личных договоренностей. Поэтому политические элиты этих стран сделали соответствующие выводы: если политика России лишена логики и непредсказуема в настоящий момент, то надо ориентироваться на прогнозируемых партнеров, стратегия которых хорошо просматривается, по крайней мере, на десятилетие вперед.

Недавно у меня состоялась беседа с очень высокопоставленным российским чиновником, отвечающим за российские интересы в Приднестровье. На официальном уровне, никого не стесняясь, он заявил, что в Приднестровье все равно нет пророссийских сил и нам там не на кого опереться. Он добавил, что Приднестровье — слишком тяжкий груз для России, который необходимо сбросить и как можно скорее. Далее, по мысли этого чиновника, нужно максимально препятствовать приему российского гражданства жителями Приднестровья, чтобы в случае радикализации обстановки не оказаться втянутыми в конфликт и не отвечать там за "своих граждан". Все равно, заявил этот человек, с потерей Приднестровья надо смириться так же, как и с потерей Калининграда. Комментарии излишни.

Большая проблема заключается в том, что в России в среде мидовских работников есть дурная привычка ориентироваться в основном на дальнее зарубежье, а страны СНГ рассматривать как своего рода дремучую политическую провинцию, куда ссылаются обычно дипломаты-неудачники. Я же считаю, что, наоборот, работой в странах СНГ должны заниматься наиболее перспективные, думающие и понимающие работники, а в страны Европы, где кроме протокольных мероприятий редко происходит что-то интересное, следует отправлять именно неудачников, неспособных к серьезной работе на переднем фронте. Передним фронтом в полной мере сегодня должно считаться направление СНГ.

Тем не менее, Россия еще может начать решать собственные проблемы, особенно в тех странах, где есть традиционные очаги нашего влияния — в непризнанных республиках наподобие Приднестровья. Я все-таки считаю, что саму проблему Приднестровья еще можно решить. Во-первых, не очень верится в тот факт, что Ющенко способен "сдать" Приднестровье. Как бы к нему ни относиться, нужно понять, что любой человек, стоящий у руля Украины в той или иной степени является человеком с имперскими амбициями. Наверное, сейчас уже стоит смириться с тем, что Молдова рано или поздно войдет в Румынию. В связи с этим можно оспорить старый договор 1940 года, по которому Бессарабия входила в состав СССР, а от Украины забрали Приднестровье и отдали эту территорию Бессарабии. Здесь можно произвести мощный размен фигур и сыграть на противоречиях игроков. Нужно понимать, что контрольный пакет акций решения приднестровской проблемы находится сейчас в руках Украины. Если Киев перекроет Тирасполю кислород, то Приднестровью это грозит полноценной экономической блокадой со всеми вытекающими последствиями. Вместо этого логичнее вспомнить о том, что в 1997 году президенты Кучма и Ельцин, президент Молдовы Лучинский и приднестровский президент Смирнов подписали совместный договор о предоставлении Приднестровью права вести независимо от Кишинева внешнеэкономическую деятельность. Самое интересное, что Евросоюз признал этот договор и, если обстановка будет накаляться, то совместно с Украиной имеет смысл вспомнить об этом действующем документе. Европе это может не понравиться, но договор скреплен ее же одобрением. Главное — блокироваться по возможности с Украиной, начав с дружественных жестов, от поставок газа до определенных договоренностей насчет крымского вопроса.

В отношении недружественных государств у нас, между прочим, имеются неплохие средства, чтобы всех наших противников столкнуть лбами. Достаточно только лишь объявить о том, что секретные протоколы пакта Молотов-Риббентроп никогда не существовали в действительности, и это повесит легитимность множества присоединенных разными странами территорий после 1939 года на волоске. Сразу возникнут вопросы, кому все-таки должны принадлежать Приднестровье, Львов, Северная Буковина и добрая треть территории Литвы. Что мешает нам обратиться с жалобой в Евросоюз и обвинить Грузию в ликвидации Республики Аджария как нарушении действующего до сих пор Московского договора между РСФСР и Турцией от 1921 года о предоставлении гарантий этой республике? Тем более, ПАСЕ не так давно сама заявила о существующих нарушениях этих гарантий. Давайте поможем нашим внешнеполитическим недоброжелателям начать, наконец, разбираться друг с другом. Учитывая, что сейчас разворачивается в Молдове и вокруг России вообще, мы можем получить огромное поле для маневра и сыграть на противоречиях, как этого требует классические принципы любой нормальной дипломатии.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram