24 августа завершился проходивший в течение 10 дней фестиваль «Средневековые дни в Выборге». Впервые он длился столь долгое время, включив в себя множество разнообразных мероприятий и активностей. Надо сказать, что в этот раз фестиваль нес гораздо больше просветительской функции, чем в прошлые годы. Гости «Средневековых дней в Выборге» могли не только великолепными зрелищами рыцарских поединков и конных состязаний, но и узнать немало исторических фактов, касающихся самых разных сторон средневековой жизни.
Фестиваль реализовался Общероссийской физкультурно-спортивной общественной
организацией ИСБ России при поддержке Президентского фонда культурных инициатив
и при содействии ГБУК ЛО «Выборгский объединенный музей-заповедник», ГБУК ЛО
«Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Парк
Монрепо», администрации Выборгского района Ленинградской области, ГБУ ЛО
«Информационно-туристский центр» г. Выборг, МОО СРВИР «Доблесть веков»,
Комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области,
Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и
проекта «Археономика: экономика наследия» и Российского военно-исторического
общества.
Фестиваль поддерживали «Лига белого доспеха», Межклубное военно-историческое
объединение «Кавалерия» и Клуб исторической реконструкции «Командория».
Обеспечением безопасности как гостей, так и участников фестиваля занималось
объединение добровольных спасателей «Экстремум».
14 августа, в четверг, на дуэльных ристалищах Анненских укреплений стартовали
бои финала кубка школ ИСБ. С 14 по 17 августа прошло несколько номинаций боев,
как мужских, так и женских, в том числе бои 2 на 2, щит и меч, алебарда,
полуторный меч. Стоит отметить, что если взрослые участники сражались в
доспехах, то школьники и юниоры принимали участие в боях на безопасном
спортивном снаряжении. Также состоялись командные бои 3 на 3, 5 на 5 и 12 на 12
человек.
Посетителей Выборгского замка и Анненских укреплений в дни фестиваля развлекали
ансамбль старинной музыки Schola Cantorum, а также музыкальные группы, среди
которых были «DarkRiver», «Bee Celtic» и «Тролль гнет ель». Со средневековыми
танцами посетителей знакомили ансамбль «Vento del Tempo» и студия исторического
танца «Гельвеция», были и выступления средневекового театра «Pentola».
Выступления проходили в разные дни на территории Замкового острова и Анненских
укреплений. В самом городе было сразу несколько площадок, на которых можно было
познакомится поближе с историческим оружием и доспехами, посетить различные
мастер-классы и короткие лекции по истории ремесел и особенностям
средневекового быта.
Как и на предыдущих фестивалях, гости «Средневековых дней в Выборге» наблюдали
несколько показательных выступлений от команды фехтовальщиков «Marxbruder».
В субботу, 23 августа, в Выборгском замке продолжился стартовавший накануне
пеший латный турнир Святого Олафа по правилам 15 века, являющийся фактически
«визитной карточкой» фестиваля. Одним из маршалов турнира стал Дмитрий Тростин,
Президент федерации ИСБ.
За подготовленным для рыцарских сражений ристалищем расположился помост с
украшенным столом, предназначенный для Суда Дам. Четыре Дамы были выбраны из
числа девушек-реконструкторов. После представления почтенной публике Суда Дам
последовало представление рыцарей, которым предстояло принять участие в турнире
Святого Олафа. Среди них были Андерс Шварцвальд (самый старший из рыцарей,
которому исполнился уже 61 год), его сын Раймунд Шварцвальд и Алексей Нефотенко
из Красноярска, Олег Смайкевич из Минска, Владислав Бурмистронок, Евгений
Барабанов, лишь в этом году ставший дебютантом турнира Святого Олафа (несмотря
на то, что Евгений в реконструкции более 20 лет и является платнером, мастером,
делающим доспехи), Юрий Бедрин из Новосибирска, Ефим Юдин, также ставший одним
из дебютантом турнира, Дмитрий Молодой, Александр Семин, Михаил Федотов (также
являющийся платнером) и Александр Никитин из Санкт-Петербурга, Антон Перлов и
Роман Федин из Москвы, Антон Коротаев из Иркутска, Сергей Маркелов из Выборга и
Валентин Белоусов, директор Выборгского замка и организатор турнира.
В этом году турнир Святого Олафа состоялся по новым, совершенно особым и
безусловно весьма интересным правилам. На этот раз зрителям был представлен не
обычный турнир, а падарм (турнир, имеющий в себе элементы театрализованного
представления и сюжета). Падарм «Охота Святого Олафа» подразумевал, что его
участники разделяются на охотников и мифических зверей, таких, как дракон,
мантикора, лев, гипокамп (морской конь), грифон, овен, вепрь, феникс и
единорог. Будет ли рыцарь выступать за охотника или же зверя, определялось
жеребьевкой при помощи специальных жетонов с римскими цифрами.
В отличие от охотников, каждый зверь обладал индивидуальным набором тактик и
допустимого к использованию оружия, имея некое преимущество перед охотником.
Если же охотник побеждал зверя, он сам на время следующего поединка примерял на
себя его роль. Исключением стал лишь Валентин Белоусов, - будучи директором
замка, принимающего турнир, он решил, что рыцарю не должно быть зверем в
собственном замке.
Гипокамп должен был использовать в качестве оружия две булавы. Ристалище в боях
с участием этого мифического зверя делилось на две неравные части. Большую
занимало «море», меньшую – «суша». Морской конь не имел права покидать море, -
в случае, если это происходило, ему сразу же присуждалось поражение в поединке.
Охотник же имел право заходить в море, но не более чем на двадцать секунд; если
он проводил в «воде» больше времени, считалось, что рыцарь утонул и,
соответственно, охота не удалась, бой им проигран.
Оружием единорога становился двуручный меч, символизирующий собою рог
мифического зверя. Его особенностью было то, что единорог неуязвим, покуда
видит прекрасную даму. Соответственно, во время боя рыцарь, исполняющий роль
единорога, стремился оказался лицом к Суду Дам, а его противник старался
развернуть его так, чтобы лишить возможности видеть их и получить шанс нанести
засчитываемый маршалами поля удар.
Кабан имел возможность только колоть противника, нанося удары двумя мечами.
Считалось, что шкура кабана настолько толста, что поразить его можно только
лишь ударом в подмышку.
Лев был неуязвим, покуда охранял львят. В качестве «львят» на ристалище
представала исторического вида табуретка с любезно выдаваемой Судом Дам живой
розой. Покуда роза пребывала на табуретке, лев оставался неуязвим, поэтому
первейшей задачей противника было сбросить цветок на камни ристалища. Только
тогда он мог начать наносить льву результативные удары.
Рыцарю, которому доставалась роль грифона, к шлему прикреплялся плюмаж. Покуда
плюмаж оставался в целости, мифический зверь был неуязвим. Противник должен был
срубить плюмаж, причем именно срубить, а не лишить грифона оперения иным
образом. Ограничением был недопуск дробящего оружия.
Такое же ограничение накладывалось на орла, которому также выдавался плюмаж.
Отличие орла от грифона состояло в том, что с гордой птицы плюмаж следовало
сорвать рукой, и никак иначе. Учитывая, что все рыцари выходили на ристалище в
латных перчатках, это дополнительно усложняло и без того нелегкую задачу.
Феникс спустя каждые семь пропущенных ударов «погибал» и возрождался, меняя вид
используемого оружия. Охотнику требовалось нанести ему целых тридцать ударов,
чтобы выиграть поединок.
Рыцарь, исполнявший роль мантикоры, использовал копье и клинковое оружие, символизирующие
хвост и когти хищной твари. Его преимуществом было то, что, войдя в клинч с
противником, мантикоре достаточно было удержать охотника в близком контакте в
течение двадцати секунд, и тот признавался побежденным.
Овен являлся обладателем золотого руна. Рыцарю, которому доводилось стать
овном, прикрепляли сзади маленький плащ. Охотник должен был сорвать с овна
золотое руно, чтобы тот стал уязвимым для ударов, при этом плащ нельзя было
колоть, рубить и пр. – необходимо было сорвать его именно рукой.
В случае, если на ристалище согласно жребию, выходили два охотника, они могли
выбрать для поединка любой вид оружия, а также оговорить дополнительные
условия. Например, вести бой до такого-то числа результативных ударов или до
момента, когда будет срублена роза, украшающая шлем каждого из них.
Рыцарь-дракон мог использовать цеп, символизирующий мощный хвост зверя, и два
кинжала. Чтобы поразить дракона, следовало попасть его в голову. Иные удары,
кроме попадания в шлем, попросту не засчитывались.
Правила поединков были достаточно гибкими. Рыцари могли сами договориться о
ряде условий, к примеру, сколько попаданий следует нанести, чтобы победить
противника. В последнем поединке, где участвовал феникс, касающиеся его правила
оказались также изменены - теперь смена оружия следовала после трех ударов, а
всего их требовалось нанести фениксу двенадцать, а не тридцать. Также свои
вериги (дополнительные условия) мог налагать и Суд Дам, например - ограничить
время поединка одной минутой. Под завершение первой субботней части турнира на
ристалище, опять же по желанию Суда Дам, вышло сразу четверо рыцарей, двое в
роли охотников, двое – гипокампов, причем на этот раз не только охотники-рыбаки
могли заходить в «воду» на двадцать секунд, но и мифические твари могли на
такое же время оказываться на суше. Если же поединок заканчивался ничьей, что
случалось неоднократно, то объявлялся «добой» - сражение до первого
результативного удара, который и приносил нанесшему его рыцарю окончательную
победу.
Одним из самых выразительных поединков стал бой между Семиным в роли мантикоры
и Бедриным в качестве единорога. Мантикора честно пыталась взять соперника в
клинч, но возникала проблема – пока единорог был повернут лицом к прекрасным
дамам, он был неуязвим… В конце концов рыцарь, отчаявшись развернуть
противника, успешно прижимавшегося спиной к ограде ристалища, попросту закрыл
ему забрало латной перчаткой, к тому же приподняв голову, - и правила
двадцатисекундного клинча заработало, единорог был повержен.
Вторым запомнившимся поединком стал бой между Юдиным в роли грифона и
Коротаевым в роли льва. Лев почти проиграл, быстро потеряв неуязвимость из-за
ловко сбитой противником на камни ристалища розы, но затем один из рыцарей
умудрился зацепиться шлемом за ремень щита другого, оба бойца рухнули наземь и
лев, ловко воспользовавшись моментом, содрал с грифона перо, лишив
неуязвимости, и тут же добил.
Турнир Святого Олафа закончился, но победители принципиально не были объявлены
широкой публике, это так и осталось секретом, который узнали вечером лишь сами
участники и судьи турнира.
Фестиваль продолжили конные состязания, проходившие на Анненских укреплениях в
воскресенье. Здесь были свои правила, и уже не было мифологических легенд
поединков.
Вначале рыцари участвовали в различных упражнениях. Первым из них стали
квентина (во время прохождения этого испытания рыцарь должен был снять копьем
одно из двух повешенных на стойку украшенных лентами колец) и сарацин
(требовался выраженный удар копьем в маленький щит, прикрепленный в
горизонтальной перекладине-вертушке). Вторым – поднятие платков копьем с земли
на галопе, при этом необходимо было не только подцепить клочок ткани концом
копья, но и суметь поднять его выше крупа лошади. На время третьего
устанавливались четыре столбика-стойки, на которые сверху крепились кочаны
капусты и зеленые яблоки, по одному на стойку. От рыцаря требовалось на галопе
поразить вертикальным ударом меча как можно большее число целей.
Далее зрителям демонстрировались сшибки на конях. Допускались удары в щит и в
доспех рыцаря, но не по коню. Идеальным раскладом считается преломление копья,
но на турнире в этом правиле был свой нюанс - отломанная часть была длиной не
менее локтя.
Одним из ярких моментов во время джостинга стало попадание рыцарей наконечником
копья в наконечник, коронелем в коронель - редчайший случай, вызвавший громкие
аплодисменты публики.
Сходные упражнения выполняли не только закованные в доспехи рыцари, но и
прекрасные дамы, облаченные в исторические платья. Выраженным отличием стало
то, что дамам было предложено дополнительное упражнение в виде метания в цель
короткого копья – сулицы, и были смягчены ряд правил. К примеру, Судом Дам и
маршалами было засчитано снятие кольца с квентины не только копьем, но и рукой,
и во время рубки разрешены не только вертикальные, но и горизонтальные удары.
Последним конным выступлением, в котором принимало участие семь рыцарей, стало
меле. Двоим из них выдавалась широкая красная перевязь, к которой крепилось
керамическое сердце. Разделившись на две команды, по трое и четверо человек соответственно,
рыцари пытались сбить сердце противника (соответственно, обладатели сердец
выступали за разные команды). Их носителям разрешалось прикрывать сердца щитом,
но никак не латной перчаткой - в первую очередь ради того, чтобы рыцарь не
получил серьезной травмы руки.
Прошедший фестиваль «Средневековые дни Выборга» 2025 года стал ярким и масштабным
финалом летних городских мероприятий, и одним из самых крупных фестивалей,
проводившихся в Выборге.