РПГ-7: от Гагарина до наших дней

Этот гранатомет хорошо известен всем, он часто появлялся в кадрах кинохроник боевых действий по всему миру, будучи на вооружении как регулярных армий, так и партизанских отрядов. Это, конечно, РПГ-7. Его конструкция оказалась настолько удачной, а боевые возможности настолько велики, что и теперь этот ручной гранатомет, принятный на вооружение Советской Армии в 1961 году, в год полета Ю.А. Гагарина в космос, до сих пор в строю и выдерживает неслабую конкуренцию со стороны более новых одноразовых гранатометов. Даже американцы, столкнувшись с массовым применение РПГ-7 в Ираке, которые поражали "Абрамсы", стали раздумывать на тему организации собственного производства этого гранатомета и гранат к нему.

По всей видимости, РПГ-7 имеет все шансы остаться наиболее массовым типом ручного гранатомета, в особенности на случай большой войны, и это обстоятельство заставляет присмотреться к нему более пристально.

 

Универсал против специалистов

 

В Российской армии есть и другие ручные гранатометы, которые обладают большими возможностями в поражении бронированной техники, такие как РПГ-28, принятый на вооружение в 2011 году, или РПГ-30, принятый на вооружение в 2012 году, тем не менее, ветеран множества войн и вооруженных конфликтов вовсе не собирается сдавать своих позиций. Его преимущество состоит в универсальности, в возможности применения широкого спектра гранат (несмотря на то, что до 1988 года гранаты были кумулятивные, появились уже новые типы гранат: тандемно-кумулятивная, термобарическая и осколочная), большей дальности прицельной стрельбы и большей точности, чем у одноразовых ручных гранатометов. Раньше некоторым преимуществом шедевров типа РПГ-18 (более известная как "Муха") был небольшой вес: 2,8 кг у РПГ-18 против 8,3 кг с гранатой у РПГ-7. Это побуждало солдат брать именно эти легкие, одноразовые гранатометы, невзирая на существенное ухудшение тактико-технических характеристик по сравнению с многоразовым конкурентом. Но более новые одноразовые ручные гранатометы тоже значительно потяжелели и стали весить больше: РПГ-28 - 13 кг, РПГ-30 - 10,3 кг. Только перспективный гранатомет РПГ-32 (в иорданской версии имеющий название "Хашим") будет иметь вес, сопоставимый с РПГ-7, 6-10 кг в зависимости от типа гранаты. То есть, теперь этой весовой разницы нет.

Потом, одноразовые гранатометы определенно эволюционируют в сторону специализации. Например, РПГ-30 имеет бикалиберную конструкцию, вместе с гранатой выстреливает имитатор цели и предназначен для поражения бронетехники с комплексом активной защитой. Той самой, что установлена, например, на израильском танке "Меркава 4", с 2009 года принята на вооружение и немало разрекламирована. Маленький парадокс изготовления гранатомета под систему защиты, которая только-только вроде бы появилась, объясняется просто. В СССР идея комплекса активной защиты была выработана еще в 1950-х годах, а с 1983 года серийная система активной защиты "Дрозд" устанавливалась на танки Т-55АД. Однако, поражение танка с комплексом активной защиты - это специализированная задача, тем более что такая цель далеко не всегда появляется на поле боя. РПГ-28 также имеет уклон в сторону поражения бронетехники с композитной и динамической броней. Результат хороший - 900 мм брони за динамической защитой.

Специализированные гранатометы очень хороши сами по себе, но имеют две тактические особенности. Во-первых, их нерационально применять по другим целям, которые могут оказаться более важными в данный момент боя. Во-вторых, их может не оказаться под рукой, если на поле боя появился танк, оснащенный, скажем, комплексом активной защиты. РПГ-7 за счет универсальности может решить и эти задачи. К нему есть тандемно-кумулятивный боеприпас, как для РПГ-28, а с танком с комплексом активной защиты можно справиться одновременным, залповым обстрелом его несколькими гранатометчиками. Помимо этого, РПГ-7 годится для поражения низколетящих воздушных целей. Только во Вьетнаме северовьетнамские войска сбили из гранатомета 128 американских вертолетов, а всего количество воздушных судов, павших от выстрела РПГ-7, насчитывается около 150.

Вес и здесь имеет значение. Опыт многочисленных войн показал, что даже худосочный, недокормленный гранатометчик вполне в состоянии переносить РПГ-7 и 4-6 гранат к нему (общий вес получается в пределах 14-18 кг, гранаты ПГ-7В). При одинаковой нагрузке в 20 кг, боец, вооруженный РПГ-7 имеет в запасе 6 выстрелов, с РПГ-30 - два выстрела, и с РПГ-28 - скорее всего, только один. Тактическая выгода универсального гранатомета более чем очевидна. Расчет из гранатометчика и подносчика может иметь 15 выстрелов, а если к расчету имеется группа прикрытия из 2-3 автоматчиков, то количество носимого боезапаса свободно можно увеличить до 20 выстрелов. Столько же выстрелов РПГ-28 будут весить 260 кг. Это мы имели в виду худосочного "красного кхмера", отродясь ничего слаще риса не евшего. Полноценный, хорошо откормленный солдат, с боевой нагрузкой в 22 кг, будет иметь 8 выстрелов к РПГ-7, а при маршевой нагрузке в пределах 35 кг - 14 выстрелов.

Потому положение становится довольно очевидным. РПГ-7 должен оставаться основным ручным гранатометом в армии.

 

Смертельный "Карандаш"

 

Бытует широкое мнение, что гранатомет этот прост и неприхотлив. В этом, есть, конечно, доля истины, однако, неприхотливость его несколько преувеличена, и в наставлениях по использованию РПГ-7 рекомендуется в дождливую погоду надевать на вставленную в гранатомет гранату политэтиленовый пакет, дабы не замочить пороховой заряд, выбрасывающий гранату из ствола. Нитроглицериновый порох весьма гигроскопичен и подмоченная граната становится непригодной.

Но если мы рассмотрим конструкцию самой гранаты, то мы увидим что это истинный технологический шедевр. Граната состоит из трех частей: стартового заряда нитроглицеринового пороха на стабилизаторе с раскрывающимся оперением и турбинкой для закручивания гранаты в полете, маршевого ракетного двигателя, начиненного твердым ракетным топливом РНДСИ-5к, и головной части, собственно, кумулятивной гранаты, начиненной взрывчаткой "окфол" и снаряженной пьезоэлектрическим взрывателем ВП-7, две части которого, внешняя и внутренняя, связаны между собой двумя электрическими цепями. При первом взгляде трудно предположить, что этот расходный боеприпас войны имеет столь сложную конструкцию.

Части гранаты сложны в изготовлении, особенно ракетный двигатель, в котором есть выточенная из стали камера сгорания и точено-фрезерованная сопловая часть с шестью соплами. Конструкция необычная, сопла расположены впереди ракетного топлива, и реактивные газы при истечении разворачиваются на 170 градусов. Производство гранаты механизировано только частично, сборка ее ведется вручную. К слову сказать, конструкция гранат в одноразовых ручных гранатометах не менее сложная, только там более широко применяются точеные алюминиевые детали.

С военно-хозяйственной точки зрения широкое использование столь сложного в изготовлении боеприпаса можно объяснить только тем, что основные производители РПГ-7, имевшие крупную промышленную базу (СССР, Китай, Египет; также производят Иран, Судан, Грузия, Румыния, есть сведения о производстве гранат в Армении), сами потребляли очень мало гранат, что и позволяло широко поставлять их союзникам, в том числе и многочисленными партизанским движениям. Конструктивно сложное, но эффективное оружие, ставшее доступным партизанам, неожиданно уравняло шансы инсургентов и регулярных армий.

Хорошо, что с момента принятия РПГ-7 на вооружение не было большой войны, требующей напряжения всего мобилизационного потенциала. В этом случае, гранаты к РПГ-7 быстро стали бы дефицитом. Причина: трудоемкость в изготовлении деталей и сборке, использование дефицитных материалов и веществ (например, нитроглицериновый порох имеет ту неприятную для военно-хозяйственного глаза, что глицерин производится в основном из натуральных жиров, либо из продуктов нефтепереработки; октоген также весьма дорог в производстве, требует азотной кислоты, аммиака и уксусного альдегида). Дефицитность боеприпасов в условиях большой войны быстро поставила бы точку в карьере РПГ-7.

Таким образом, первейшая задача дальнейшего развития РПГ-7 состоит в том, чтобы добиться максимальной технологичности изготовления, сборки и снаряжения гранаты, а также разработки военно-мобилизационных образцов гранат, пригодных для полукустарного изготовления для условий большой войны и максимального напряжения военной промышленности. Во-первых, некоторые шаги к этому уже сделаны.  В 1999 году появилась осколочная граната ОГ-7В "Осколок" (в войсках получившая прозвище "Карандаш" из-за характерной формы). Этот тип гранаты лишен реактивного двигателя и имеет только стартовый пороховой заряд. Несмотря на значительно более простую конструкцию, "Карандаш" имеет дальность 700 метров, а осколки поражают площадь в 150 кв. метров. Если заменить нитроглицериновый порох на порох другой, более распространенной и простой в производстве марки, то можно получить неплохой мобилизационный вариант гранаты. На основе этой очень удачной разработки можно создать еще целый ряд специальных гранат: осветительных, зажигательных, термитных, дымовых, светошумовых и т.д. Кумулятивные гранаты могут также оснащаться дополнительными осколочными элементами, как это делали кустарно чеченские боевики. Поскольку пехота имеет обыкновение в бою прятаться за танком или БТР (что рекомендуется делать наставлениями по пехотному бою), вместе с поражением бронетехники можно также осколками достать и тех, кто за ним спрятался.

Во-вторых, можно упростить конструкцию взрывателя, использовав ударные взрыватели мгновенного действия, аналогичные тем, которые применялись в кумулятивных снарядах во время Великой Отечественной войны (советские БМ и В-229, немецкий A.Z.38.). Для пущей безопасности, взрыватели подобного типа можно оснастить предохранительной чекой, фиксирующей ударник, которая выдергивается перед выстрелом, либо же несъемной чекой, ломающейся при ударе гранаты о препятствие в процессе выстрела.

В-третьих, октоген можно заменить гораздо более дешевой смесью тротила и гексогена, также использовавшихся в кумулятивных снарядах во время Великой Отечественной войны.

В-четвертых, в изготовлении частей гранаты можно использовать штамповку, в особенности стальных деталей ракетного маршевого двигателя, сборку боеприпаса не на резьбовых соединениях, а при помощи запрессовки (кроме, пожалуй, взрывателя и воспламенителей стартового заряда и ракетного двигателя). Очень желательно полностью механизировать изготовление гранаты, или же создать роботизированный производственный комплекс, изготовляющий и собирающий гранату без непосредственного участия человека.

Все эти меры призваны обеспечить массовое изготовление гранат к РПГ-7 в условиях мобилизации и большой войны. Изобилие гранат к этому типу гранатомета даст мотопехоте значительное тактическое преимущество над противником, лишенным такого же массового гранатомета. Опыт Афганской и Чеченской войн наглядно показал, насколько массовое применение РПГ-7 в бою эффективно. Запловый огонь позволяет эффективно бороться с бронетехникой, разрушать полевые укрепления, подавлять огневые точки, живую силу и технику противника. Массированный гранатометный огонь сильно деморализует противника; федеральные войска в Чечне испытали это воздействие на своей шкуре. "Карандаш" также годится, помимо всего прочего, для охоты на снайперов, пулеметчиков и минометчиков. Большое рассеивание осколков компенсирует неточность прицеливания, что позволяет стрелять на слух или на вспышку.

В общем, РПГ-7 еще далеко не сказал своего последнего слова. При доработке конструкции боеприпаса, он сохранит за собой позиции наиболее массового гранатомета, с которым можно выходить на большую войну.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter