Волгоград и пустота

Выборная кампания в городскую думу Волгограда как в зеркале отражает печальное состояние партийной жизни. Можно было бы вести речь о партийной системе. Но употребление слово «система» в таком контексте является обманом или самообманом. Так как сегодня это образование представляет из себя не систему идейно структурированных организаций, борющихся с правящей партией за власть, а идейно-политическую размазню. А размазня не способна бороться за власть.

Изменение законодательства о партиях в сторону его либерализации продемонстрировало во всей красе, насколько далеки оппозиционные участники политического процесса как от реальных запросов граждан, так и от смысла реального партийного строительства.   

Происходившее с 2004 года ужесточение организационных требований для политических партий вызвало истерику даже у т.н. парламентских партий, которым ничто не грозило. Хотя на самом деле оно де-юре и де-факто по существу предоставило им, а также еще нескольким, реальную монополию! Что является огромным конкурентным преимуществом. Но! - только для тех, кто стремится к этой конкуренции.

Как им воспользовались партии? «Единую Россию», как партию власти и объект постоянных упреков остальных в своей доминации, оставим за скобками: ей свое влияние  можно было и не усиливать. А вот остальные свое свалившееся на голову преимущество монополиста просто профукали.

Они так и остались сидеть в своих давнишних нишах. Кто в парламентских, кто во внепарламентских, но одинаково заросших тиной и ракушками. Они не смогли консолидировать вокруг себя оставшийся без широкого выбора электорат, имеющий схожие идейные позиции, но не являющийся их сторонниками.

Что и подтвердил последний год. Вместо семи партий, имевшихся в начале 2012 года, на сегодняшний день их, по данным Минюста РФ, зарегистрировано 72! Кратный рост! Стоит напомнить, что в 2007 году их насчитывалось только 15. И даже в 2003-м, когда никаких особых организационных требований к партиям не предъявлялось, в самый пик «спроса и предложения» - на выборы в Госдуму - зарегистрировались 44.  

Стоит обратить внимание, что семь ранее имевшихся партий, каждая из которых позиционирует себя как выразитель левых, правых, центристских, либеральных, социал-демократических и прочих идей, формально охватывали практически весь их возможный спектр. Ну, может, за исключением националистического сегмента.  И что? Десятки новых партий приходят с теми же самыми идеями на их «поляны». Оказывается-то, эти «поляны» не возделаны, запущены. И право на них прежних пользователей еще требуется доказывать и отстаивать. Даже тем партиям, кто бессменно объявлял себя их «законным владельцем» уже по 20-25 лет.

Почему? Потому, что а). вместо четкого идейного определения объединяющей позиции продолжали ее размывать идейным ренегатством и вождистскими амбициями; б.) самонадеянно отнеслись к избирателям как к политическим крепостным (« а куда им деваться?»); в.) программные предложения электорату окончательно вытеснились мантрами «Власть надо менять, отдайте ее нам»; и г). – у них крайне низкий уровень партийно-политического менеджмента. В приснопамятной КПСС таких даже на уровень райкома не пропустили бы.

Итого: партии поражены идейной и организационной несостоятельностью. Волгоград подтверждает эти выводы со всей наглядностью. КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР вышли на выборы в городскую думу без адекватного плана действий и практически с пустыми руками.

Идейное наполнение избирательных кампаний ничтожно. Вместо него унылое бесконечное повторение заклинаний «власть плохая». Если не видеть логотипа, различить партийную принадлежность заклинателей невозможно.
Идейное размывание прогрессирует: в избирательных списках броско присутствуют явно идейно чуждые и столь же явно материально нужные состоятельные люди. Имеет место существенное  «перебежничество» заметных партийных фигур из партии в партию ради потенциально проходных мест в избирательном списке. Вопреки всякой идейной логике: из «Правого дела» или ЛДПР – в КПРФ, из ЕР – в «Справедливую Россию» или «Альянс зеленых» и так далее.
И двери партий перед такими перебежчиками радушно открыты. Некоторые становятся даже лидерами принявших их парторганизаций и избирательных списков! Ради достаточно меркантильных интересов партийные организации и их лидеры постоянно поступаются принципами. 

Правда, тут усматриваются два мотива. Помимо идейного размывания, в Волгограде оппозиционные партии располагают настолько небольшим количеством даже просто узнаваемых лиц с каким-то общественно-значимым бэкграундом, что любой мало-мальски известный персонаж будет туда принят без вопросов. Ни о политическом прошлом, ни об истинных намерениях. «На безрыбье и рак – рыба».    

Идейная нищета их избирательных кампаний дополняется программной импотенцией. Даже чтобы просто ознакомиться с партийными программами оппозиционных партий к выборам в волгоградское муниципальное депутатское собрание, приходится прилагать какие-то усилия. Потому что так просто программы не найти. Например, волгоградскому избирателю широко известен лишь один посыл ЛДПР: «За власть, достойную Сталинграда». Эта бессодержательная фраза, адресованная избирателю, написана на билбордах. Со страниц агиток взирает бессменный вождь, призывающий голосовать за ЛДПР, но не объясняющий, зачем.

«Справедливая Россия» своими агитационными материалами просто поражает – настолько они далеки от муниципального Волгограда. Федеральный лидер на их страницах рассуждает «о высоком», местный – о федеральном законодательстве, другие партийные кандидаты в городскую думу – об инициативах Волгоградской областной думы. Даже в отношении совершенно конкретного городского дорожного хозяйства звучат ставшие стандартными для муниципальной избирательной кампании «СР» призывы менять федеральные законы.

Предложений микроскопически мало. Но какие! Вместо одних городских улиц отремонтировать за бюджетный счет другие. И, как апофеоз профанации программной политической борьбы за власть, рецепты похудания и самомассажа от №2 в избирательном списке. Вместе с кроссвордом на всю страницу. Вероятно, это и надо рассматривать как партийные предложения волгоградцам. Других же нет.

КПРФ также идет в фарватере выявившейся тенденции подмены местной повестки дня федеральной. Избирателя депутатов муниципального органа представительной власти коммунисты привлекают почему-то акциями, направленными на федеральные цели. Вроде митинга с требованием трибунала над правительством страны. Не чурается партия и другого тренда – бессодержательных заявлений. Таких, как: «Неправда, что партии власти нет альтернативы – мы альтернатива!».

Но волгоградская КПРФ все же сформулировала программу к выборам в городскую думу. В одном из информационных материалов можно было обнаружить эти 12 пунктов. Из которых половина – компетенция не городской, а областной и федеральных властей. То есть, тенденция подмены проявляется и здесь.

Остальные пункты полны зашкаливающего популизма. Пример: «Установить семьям с детьми доплаты в размере суммы содержания ребенка в детсаду». Ни сколько это будет стоить бюджету, ни где эти деньги взять, нет ни слова. Как и с обещаниями создать множество городских программ за все хорошее и против всего плохого. То, что популизм принят на вооружение, подтвердил сам глава обкома КПРФ, в одной из телепередач прямо заявивший, что не смущается, когда партию обвиняют в популизме: «Популист – это тот, кто близко к народу».

Но сегодня не 1992 год, у избирателей есть большой опыт оценки реалистичности обещаний. Однако, предвыборная агитация и пропаганда ведется оппозиционными партиями совершенно без учета этого обстоятельства. Можно предположить две причины такого: некачественная подготовка кампании или преднамеренный отказ от реальной борьбы. И второе предположение, несмотря на внешне некий конспирологический налет, выглядит предпочтительнее.

Итоги предстоящего голосования по выборам в Волгоградскую гордуму, видимо, сочтены предрешенными. Оппоненты партии власти не делают даже попыток по-настоящему работать с избирателями. Такое пассивно-обреченное поведение заставляет поверить в то, что все смирились со статус кво. Судя по одному из последних соцопросов  41,5% опрошенных  поддержат «Единую Россию», тогда как КПРФ – 12,7%, ЛДПР – 8,7%, а «Справедливую Россию» - 8,4%.

В такой ситуации «Единой России» можно вообще ничего не делать. Партия власти – единственная, кто профессионально работал над укреплением своих позиций. Эксперты отмечают, что активная кампания разрушила многие аргументы протестной активности, эксплуатируемые оппозицией. К этому можно добавить, что политическая работа привела менее чем за полгода к росту рейтинга партии власти чуть ли не в 2 раза. Что же мешало другим партиям заняться такой же работой ради привлечения избирателей и получения из их рук мандата на управление?

Вывод напрашивается: это не является их настоящей задачей. Наши оппозиционные партии – пока всего лишь источник статусной ренты для руководителей. Ну и экономический механизм для их же материального благополучия. Политика здесь просто форма. И ход кампании по выборам Волгоградской городской думы подтверждает, что эта форма пуста.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter