Северокавказская цивилизация – социо-психологические типы

Анализируя северо-кавказскую цивилизацию, необходимо выделить основные социо-психологические типы её представителей. Т.е, важнейшие стабильные психологические типы людей, занимающие опредёлённую социальную, профессиональную нишу. На практике эти типы встречаются часто в смешанном виде. Но, тем не менее, выполняют роль узлов социальной решетки.

Воин (разбойник).

Самый знаменитый, знаковый психологический тип Кавказа. Смел, агрессивен, инициативен. Предпочитает добиваться своих целей путём насилия. Алчен. Не всегда дальновиден. ( В кавказских условиях долгосрочные прогнозы часто не работают).

При этом кавказский воин, как правило, гибок. Умеет при необходимости отступать. Умеет использовать в своих целях дипломатию. Очень часто вероломен, умеет наносить неожиданные удары.

Может быть опасен даже для своих соплеменников, членов коллектива выживания. Может стать эксплуататором, наносить ущерб интересам коллектива. Часто предпочитает отъединятся не с близкими по крови, а по мироощущению.

Однако воин, как хороший защитник, жизненно необходим для кавказского коллектива выживания. В силу традиционно неспокойной обстановки. Например, карачаевские таубии добились своего статуса охраной от набегов пастбищ соплеменников. Которых они в последствии достаточно активно эксплуатировали.

Как видно, представители этого психологического типа целенаправленно формировались в среде северо-кавказской аристократии (пши, орки, уздени и пр.). Такой воинственный психологический тип считался в их среде единственно нормальным. Огромной популярностью он пользовался и в других социальных стратах. Зачастую в условиях непрекращающихся внутренних и внешних войн выбора не оставалось. «Хищничество» часто было едва ли не единственным способом добычи богатства и высокого социального статуса. Недаром войной, набегами, угоном скота во все времена постоянно занимались многие кавказцы любого происхождения.

Существовали интернациональные братства скотокрадов и разбойников. «Уход в леса» для многих из них был сезонным явлением. Тогда разбойники под руководством своих предводителей собирались в укромных местах. Иногда они желали остаться анонимными, носили маски. Грабили члены таких объединений в том числе и своих соплеменников. Такие сборы часто заканчивались большими набегами.

Формирование военно-набегового образа жизни происходило и под влиянием степных кочевников. Начиная со скифов и заканчивая крымскими татарами, оно в той или иной степени контролировали предгорья Кавказа. Оказывали давление на северо-кавказцев, влияли на их образ жизни. При этом северо-кавказцы перенимали преимущественно традиции воинской верхушки кочевников. Они были наиболее значимыми и престижными. Само слово «джигит» имеет тюркское происхождение. Двухтысячелетнее влияние степняков весьма способствовало укреплению на Северном Кавказе военно-набеговых традиций.

Воинская культура сохранялась в горах и после того, как ослабла в среде кочевников. Последние жили на равнине. Это делало их более уязвимыми для воздействия имперской цивилизации. К тому же кочевнический образ жизни и хозяйствования оказался исторически бесперспективным.

Горы оказались более закрытыми от внешних влияний. К тому же способ хозяйствования, основанный на земледелии и отгонном скотоводстве (или преимущественно чем-либо одном) оказался в горных условиях более перспективным. Поэтому там воинская субкультура так же сохранилась в гораздо большей степени, чем на равнине. Вместе со всем традиционным укладом жизни.

Предприниматель (труженик). Трудолюбив, достаточно умён. Сообразителен, инициативен. Агрессивен. Такой кавказец может многого добиться мирным трудом. И не только.

Природно-климатические и социальные условия Северного Кавказа всегда позволяли накапливать богатства. В старину, за счёт скотоводства и торговли. В наше время – за счёт торговли, туризма, освоения бюджетных средств, выделяемых из центра. А так от дохода со строительства и транспортных перевозок.

Но чтобы разбогатеть и сохранить богатство, северо-кавказец имел не слишком много возможностей. Имущество не защищали власть и законы. Оно всегда было под угрозой расхищения. Поэтому северо-кавказский предприниматель должен был быть особенно ловким, гибким, готовым к любым переменам. Он должен был уметь защищать своё имущество с оружием в руках. И преумножать его за счёт военной добычи. Быть готовым к огромным убыткам и иметь возможность раз за разом их восполнять.

Труженику (предпринимателю) всегда было что терять. Поэтому он был гораздо более лояльным к своему коллективу выживания. Кавказский предприниматель часто был его основой, становым хребтом. Ведь только этот коллектив мог гарантировать ему хоть какую-то стабильность.

Исторический предпринимательско-трудовой элемент был представлен зажиточными крестьянами-тфокотлями у адыгов, дагестанскими ремесленниками металообработчиками. Крупными владельцами скота и даже нефтепромышленниками российского Северного Кавказа рубежа XIX – XX вв. (таки как бизнесмен и политик Тапа Чермоев). От включения Северного Кавказа в состав России предприниматели только выиграли. Они получили стабильность и широкое поле приложения для своей энергии.

Что касае6тся современным предпринимателей – северокавказцев, то последним очень помогли традиции бизнеса в нестабильных условиях, самозащиты и самоорганизации. Они очень хорошо соответствуют современным российским реалиям, позволяют добиваться успеха.

В соответствии с исторической традицией воин должен был защищать хозяина предпринимателя. Но воин на Кавказе был слишком хищным, а предприниматель – самостоятельным и вооруженным. Это порой приводило к конфликтам. Таким, как война против князей и дворян в западноадыгских племенах в XVIII в. Противостояние воина/разбойника и труженика очень ярко показано в романе классика адыгской литературы Т. Керашева «Одинокий всадник».

Подручный (нахлебник).

Безынициативен, ленив, но лоялен. Следует правилам, принятым в коллективе выживания. Всегда готов поддержать более успешных. За это пользуется благодеяниями воинов и тружеников, членов своего коллектива выживания. Верен своим благодетелям, потому что зависит от них.

Естественно, что многие северокавказцы не обладали способностями и возможностями, чтобы стать успешными воинами или предпринимателями. Они не могли состоятся как самостоятельные единицы общества. Но могли использовать возможности тех, кто этими единицами стали. В обмен на лояльность и поддержку.

В условиях постоянной вражды и неустойчивости, незащищённости имущества и личных прав многие кавказцы ощущали бессмысленность активных трудовых усилий. С трудом нажитое имущество раз за разом терялось. А стать успешным профессиональным разбойником всё же мог не каждый. К тому же это было слишком опасно. Поэтому многие кавказцы постоянно или в течении долгого времени жили за счёт своего коллектива выживания. Особенно часто такое случались после крупных военных столкновений. Далеко не все после них могли восстановить своё имущество. Так в разряд на хлебников попадали и вполне адекватные и дееспособные люди. Психология подручного у них формировалась лишь со временем. А их личные способности с успехом могли применять воины и предприниматели.

Представители социо-психологического типа подручных часто становились зависимыми людьми знати. Более воинственные становились боевыми спутниками влиятельных воинов.

В то же время, опираясь на влиятельных родственников, ленивый и безынициативный северокавказец мог жить весьма неплохо. Сила коллектива выживания компенсировала его собственную слабость. Последняя ситуация стала особенно распространённой в советское и постсоветское время.

Распространенность социо - психологического типа подручного /нахлебника затруднила складывание на Северном Кавказе профессиональной рабочей ментальности. Северокавказец активно трудится тогда, когда чувствует себя самостоятельным хозяином. Т.е, тружеником-предпринимателем. Быть наёмными работниками северокавказцы не любят. Они предпочитают эксплуатировать коллектив выживания, платя ему лояльностью и поддержкой.

С вкулючением Северного Кавказа в состав Российской Империи постепенно сложился социо-психологический тип северо-кавказского чиновника. Полностью он оформился уже в советско-постсоветский период. Зачастую имперским чиновником на Северном Кавказе был (и есть) воин. Но это другой психологический тип. Северокавказский чиновник – это нахлебник - подручный. Только более ловкий и оборотистый. Став посредником между соплеменником и имперским центром, он паразитирует и на тех, и на других. Силу и сплочённость соплеменников он предъявляет империи. Соплеменникам он демонстрирует возможности централизованной государственности. От последней он и получает большую часть благ. Лоялен северокавказский чиновник по большей части самому себе. Он использует в своих целях противоречия между центральной властью и соплеменниками. Использует внутренние противоречия с6верокавказского общества. Выступая посредником, он получает громадные дивиденды. Поэтому в благополучном и окончательном разрешении проблем и трудностей северо-кавказский чиновник не заинтересован.

Несколько слов можно сказать и о северо-кавказских интеллектуалах. Они не образуют единого социо-психологического типа. Некоторые из них – типичные нахлебники, посаженные на свои места влиятельными родственниками. Другие интеллектуалы вполне серьёзные, порою мирового уровня. Одни не акцентируются на своей этничности. Считают себя в большей степени россиянами, европейцами. Или представителями исламского мира. Другие же осознают себя рупором своего народа, его авангардом. И у тех, и у других этническая специфика часто достаточно стёрта.

Местный интеллектуал на Северном Кавказе чаще всего представитель крупного культурного ареала (Россия, Европа, исламский мир). Иногда это его весьма тяготит. Что проявляется в гипернационализме, всяческом возвеличивании своего, стремлении представить культурную периферию центром.

В современной экспансии за пределы традиционной территории проживания северо-кавказцам очень помогают коллективы выживания. И не только заранее сложившиеся. Но и образовавшиеся на местах миграции. Воины / разбойники и труженики / предприниматели берут на себя роль едра коллектива. Вокруг них группируются подручные / нахлебники. Последние, хотя и безынициативны, могут проявлять свои лучшие качества, выполняя указания более активных. Это схема образования кавказского коллектива выживания хорошо отработана. Воины / разбойники проникают в криминальные и силовые структуры. Труженики / предприниматели – в сферу предпринимательства.

В коллективах быстро и чётко распределяются роли. Поэтому коллективы действуют весьма слаженно.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram