Власть камикадзе-4

В недемократическое советское время на публикации в СМИ о проблемах на территории СССР реакция следовала немедленно. Работала прокуратура, КГБ, обкомы, райкомы КПСС, исполкомы, профсоюзы… Сразу давались ответы, проблемы ставились на реальный жесткий контроль на всех уровнях власти.  Увы, в наше демократическое время, когда вертикаль власти основывается в основном на юристах, чекистах и олигархах, на проблемы, поднимаемые в СМИ, реакция чаше всего бывает вялая, или вообще никакая, если это не касается власти имущих или их личных интересов.

К сожалению, и в этот раз получилась та же история. На предыдущие – к несчастью, сбывшиеся – прогнозы в статьях «Власть камикадзе» реакции не последовало.

В этой связи хотелось бы обсудить одну частную, но, возможно, ключевую проблему, которая делает террористическую угрозу неотразимой. Это проблема кадровой политики на высшем уровне власти. Есть ведомства, отвечающие за «антитеррор». Это, прежде всего, ФСБ РФ и МВД РФ. В ситуации, когда их руководители являются а) неприкасаемыми (неувольняемыми) фигурами, вне зависимости от провалов в подведомственной сфере, б) не являются высокими профессионалами в сфере общественной и национальной безопасности – рассчитывать на эффективность антитеррористической политики трудно.

За те 12 лет, пока питерцы Н. Патрушев и Александр Бортников возглавляли Лубянку, в «подведомственной» сфере не произошло явных улучшений: как рубили тайгу на Дальнем Востоке России, так и рубят сейчас, как уходил лес контрабандно миллионами кубов в КНР, так и уходит, как грабили биоресурсы, так грабят и далее, они тоже контрабандно уходят в КНР, Корею, Японию, как шла ежемесячно многомиллиардная утечка  капиталов из РФ, так и идет, как отмывались миллиарды долларов ОПГ от проституции и наркомании через банки РФ, так и отмываются. На это время пришелся рассвет Черкизона и скандал с Тремя Китами. Ничего не меняется.

В этом году через депутата ГД ФС РФ В. Илюхина я передал руководству ведомства документы о международной контрабанде в РФ на миллиард долларов фирмами ANSELL  SA, ЗАО «Медком-М», ООО «Медком-МП», со схемами обмана таможни, банковскими проводками, списком нескольких сот фирм однодневок, подтверждением из Интерпола, публикациями в СМИ. Ответ из ФСБ РФ меня потряс: оказывается, это вне компетенции ФСБ РФ. Хотя Федеральный закон "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ глава 2 ст.10, глава 3 ст. 12 говорит об обратном. Теперь приходится все эти документы передавать в ЦРУ и ФБР США, спецслужбы Европы – возможно, они помогут оградить граждан РФ от деятельности международной ОПГ.

Список подобного беспредела можно продолжать практически до бесконечности, СМИ об этом пишут в открытую и много, хотя уж кому как не А.Бортникову эти проблемы известны – наверное, не зря он работал с 2004 по 2008 г.г. в центральном аппарате ФСБ РФ, возглавляя департамент экономической безопасности. Вероятно, в силу выдающихся успехов на этом участке, он и пошел в рост, заняв должность директора ФСБ РФ (примечательно, что предыдущий директор ведомства Н.Патрушев, тоже перешел на должность главы ФСБ РФ с этого департамента).

Особенная тема – борьба с  терроризм, которая к ФСБ РФ имеет все-таки самое непосредственное отношение. Каковы успехи в этой сфере? Количество терактов в  стране с 750 в 2000 году увеличилась до 2100 в 2010 году, т.е почти в 3 раза.  Несмотря на то, что подразделения ФСБ РФ по борьбе с терроризмом были преобразованы Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму»  и был создан  Национальный антитеррористический комитет (НАК). Этим же Указом президента Председателем НАК по должности является А.Бортников, а заместителем Р.Нургалиев. Уже 3 года, как они являются главными, кто отвечает за борьбу с терроризмом, им в помощь в закон о ФСБ РФ были приняты дополнительные спорные поправки о борьбе с экстремизмом, которые развязывают борцам с террором руки, но количество терактов за этот период остается на уровне 2000 в год, и тенденции к снижению, увы, нет, есть тенденция к увеличению. Теракты становятся все более циничными и дерзкими, т.е в «качественном плане» идет совершенствование методов террора. После взрыва в московском аэропорту Домодедово можно говорить о резком ухудшении ситуации. На заседании Национального антитеррористического комитета 22 февраля во Владикавказе А.Бортников в своем докладе рассказал больше о намерениях, но не объяснил, почему за столько лет они не реализованы и ситуация продолжает ухудшаться. Хотя в преддверии этого заседания 18 февраля 2011 года в Кабардино-Балкарии произошел очередной теракт, были расстреляны туристы. Как вообще стали возможны 900 терактов совершенных на Северном Кавказе в 2010 году при «блестящей» работе ФСБ РФ и НАК РФ в регионе?

Интересный взгляд на события на Северном Кавказе недавно высказал сенатор Совета Федераций,  генерал-майор МВД, чеченец А.Аслаханов, который фактически возложил ответственность за очередной виток террора на политическое руководство РФ и спецслужбы. На пресс конференции 16.03.2011 г. в МИД РФ Аслаханов заявил, что Дудаева, Мосхадова, Басаева в первую военную компанию десятки раз задерживали и сразу поступала команда их освободить; что Доку Умарова, по его предположению, вообще не существует или его ищут как неуловимого Джо. Больше того, взрыв в аэропорту «Домодедово» он увязал с началом предвыборной кампании в РФ. Это выглядит как очередной вызов, брошенный ФСБ со стороны элит северо-кавказских республик. В состоянии ли спецслужбы дать адекватный ответ?

Еще более явный и демонстративный вызов бросают ведомству сами террористы – атакам подвергаются здания и сотрудники  ФСБ РФ на Кавказе, взрывы раздаются на метро «Лубянка» под главным зданием ФСБ РФ.  После теракта в московском аэропорту «Домодедово» и визитов президента Д.Медведева с А.Бортниковым на станцию метро «Охотный ряд», где ДАМ испуганно рассматривал рамку, которая до сих пор стоит в стороне и пылится, визитов на вокзалы и в аэропорты, где тоже установили рамки, безопаснее в Москве не стало. После этих мер и визитов взрывы прогремели возле Академии ФСБ на Мичуринском проспекте 9 марта 2011 г., возле ведомственного дома ФСБ 11 марта 2011г., 2 апреля 2011 г. – на Новой Басманной.

В очередной раз прошла террористическая разведка боем (репетиция). Значит, в конце апреля – начале мая в Москве почти со 100% вероятностью опять рванет, и мы опять по заведенному сценарию будем видеть сотрясение воздуха в телевизоре, нахмуренные брови первых лиц, громы и молнии в Твиттере, получать соболезнования из-за рубежа.

При этом я еще раз хочу напомнить об обострении ситуации в мае на Кавказе и Центральной Азии, возможных взрывах в Москве, все может сойтись в одно и то же время. Несменяемость и непрофессионализм руководителей главных «антитеррористических» структур в этой ситуации может обойтись власти довольно дорого. Пике власти камикадзе продолжается.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter