От никаба до Чикатило

Волна запретов на ношение никабов и хиджабов, полностью скрывающих лицо и тело мусульманских женщин, в странах Европы не стала одной из центральных тем обсуждений в СМИ за последние месяцы. Тема эта слишком горяча, и не все СМИ, включая даже самые крупные и влиятельные, желают оказаться в ситуации, когда они будут вынуждены выбрать сторону баррикад.

Бельгия, Франция, Германия, Испания — все эти страны так или иначе запрещают ношение никабов. По мнению антрополога Рут Манделл из Лондонского университета, это вызвано опасением людей тем, что никабы — это начало слишком сильного изменения доселе либеральной и свободной Европы. Континента, в конституции практически всех цивилизованных стран которого присутствует пункт о свободе вероисповедования.

И в цивилизованных странах так привыкли к этой свободе, что, давно получив свою, благородно готовы сражаться за чужую. Запрет на никабы-хиджабы вызвал возмущение не только среди тех, кого этот запрет непосредственно касается, но и среди не-мусульман, в том числе и людей, считающих себя борцами за права женщин.

В праве исламской женщины закрывать лицо, эти люди видят проявление ее религиозной свободы — но почему-то не видят аналогии с совсем другой ситуацией, когда лицо женщины тоже закрыто.

Если послушать тех европейских мусульманок, которые носят никаб и согласились поделиться своими чувствами с прессой, то они ссылаются на ощущение духовного подъема и религиозного экстаза, божественного вмешательства в их жизнь, которое они испытывают, надев скрывающую лицо одежду. Это удивительно похоже на некоторые симптомы душевного расстройства, носящего название "деперсонализация". Человек воспринимает все свои действия как бы со стороны. Но это еще не все, что интересно знать о деперсонализации.

Деперсонализация, как определяет словарь криминальной психологии — это то, что преступник делает для того, чтобы стереть личность в жертве, и эти действия могут варьироваться от закрытия ее лица до избиения жертвы до полной неузнаваемости. Цель этих действий не всегда и не только в том, чтоб уменьшить шансы на опознание трупа, а в первую очередь в том, чтоб не видеть в жертве человеческое существо. Той же цели служат безличные обращения к жертве и обращения к ней и с ней как с неодушевленным предметом, существующим только для удовлетворения потребности преступника.

Рассмотрим теперь, по каким причинам полагается скрывать свое лицо мусульманке. На самом деле, ни по каким: Коран (сура Ан-Нур) призывает мужчин и женщин одеваться скромно, но нигде не уточняет, до каких пределов эта скромность должна распространяться. Пророк Мухаммед, как рассказывала его юная жена Айша, однажды высказался, что женская одежда может оставлять открытыми только лицо и кисти рук. Зачем же, в таком случае, понадобилось скрывать лицо?

Лицо требуется закрывать для того, чтобы не привлекать мужских взглядов и не провоцировать мужчин таким образом на мысли о сексе — по крайней мере, такое обоснование никабу дает шейх Мухаммед Нассреддин аль-Албани, проповедник, скончавшийся в 1999 году.

Удивимся тому, как мало нужно для того, чтоб повергнуть доброго мусульманина в пучину греха, и зададимся вопросом: отчего бы этим добрым мусульманам не последовать рекомендации суры Ан-Нур (30-31) и не опустить глаза, дабы сохранить благочестие (сура рекомендует делать это и мужчинам, и женщинам)?

Ответ очень прост: ответственность за соблазнение лежит на женщине, а не на мужчине. Женщина по определению виновна в том, что она может дать повод для мыслей о сексе, поэтому ей положено скрывать свое тело для глубокой старости, да и после наступления оной лучше избегать сомнительных одеяний (Ан-Нур, 60). 

Исламские ученые разрешают женщине защищать себя от изнасилования, но сравнения, которые они приводят в доказательство того, что Аллах не запрещает убивать в таком случае, относятся не к сфере защиты личной неприкосновенности, а к сфере защиты имущества: как пишет наш современник, шейх Мухаммед Салих Аль-Мунаджид, "если разрешается защищать свои деньги, которые вообще могут быть выброшены, то разрешается и женщине защищать себя и свою честь, которая не может быть выброшена". Этот же шейх поддерживает точку зрения, что если женщина была принуждена к сексу мужчиной, то не следует забивать ее камнями, хотя для нее все равно будет лучше, если она умрет. Вина мужчины в принципе не обсуждается.

Это отсутствие ответственности за свои действия и перекладывание вины на жертву, которой отводится роль предмета для развлечения, характерно для серийных убийц на сексуальной почве. Лица своих жертв закрывали и/или уродовали Тед Банди, Чикатило, Серебряков.

Кто наиболее активно поддерживает ношение никаба? Салафииты. Эта ветвь суннитского ислама, в основе которой лежит строгое следование тому, что они полагают изначальным, исходным исламом, без толкований и новшеств. Любая попытка адаптации под изменившиеся условия, любое нововведение есть зло, т.к. подразумевает то, что люди понимают ситуацию лучше Аллаха или его пророка. Примерно с середины 90-х годов салафииты начали поддерживать джихад, и тогда появился термин "салафитский джихадизм".

Несмотря на то, что в принципе салафиизм не считается агрессивным исламом, многие салафииты ощутили, что их отторжение всего "немусульманского" хорошо сочетается с желанием насильственным путем переделать мир под законы ислама. Вышеупомянутый Мухаммед Нассреддин аль-Албани, требовавший закрывания лица женщинами, является одним из идеологов салафиитского джихада, который поддерживает "Аль-Каида" и ряд других террористических организаций по всему миру.

А с террористическими организациями и их методами в современном мире отчего-то принято считаться, так что распространяющаяся "мода" на запрет ношения никаба в Европе, "мода", не обращающая внимания на то, что европейские мусульмане все еще раздражены запретом на минареты в Швейцарии и обещают бунты, жалобы и переезд в другие, лояльные к никабу, страны — несомненно хороший знак.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram