Экономика иллюзий

Пустыня по имени Финкап

Новая эпоха – эпоха финансового капитализма, породила особый тип производства. Сверхвысокая доходность в сфере финансовых спекуляций вызвала фантом «новой экономики», то есть появление ряда отраслей реального производства, доходность в которых чрезвычайно высока и как бы стремится приблизиться к доходности в сфере финансов.

Костяк этой «новой экономики» - производство «гаджетов», модных технологических новинок, как то: сотовых телефонов, плазменных панелей, бытовой электроники, компьютерной техники и т.д. Сюда же примыкает производство отдельных товаров в секторах традиционной экономики, в конечной стоимости которых высока доля «ренты моды». Таких как строительство элитного жилья или выпуск престижных марок автомобилей.

Эти производства - своего рода «финансовые пирамиды», производящие и продающие материальный продукт, в котором, однако, конечная цена сильно завышена относительно реальной полезности изделия.

Финансовый капитализм делает большинство традиционных производств низкорентабильными. Все инвестиционные ресурсы, все соки экономики оттягиваются на рынок финансовых спекуляций. В результате в пустыне финансового капитализма выживают лишь верблюжья колючка и многочисленные миражи.

Трубка ценой в тонну пшеницы

«Клянусь хлебом» говорили мы в детстве, чтобы доказать правдивость своих слов. Вообще, отношение к хлебу в нашей стране раньше позволяло считать его некой исключительной ценностью, универсальной мерой оценки, характеризующей не только сложившееся соотношение цен товаров и услуг, но и несущей в себе характеристики сферы нравственности, обычаев, эстетики.

Увы, времена изменились. Сегодня хлеб, этот товар товаров, жизненно необходимый и незаменимый продукт, стоит невероятно дешево на фоне товаров «новой экономики».

Средняя цена сотового телефона, проданного в России в розничной сети, в 4 квартале 2008 г. составила 202,5 доллара или 6885 руб., по нынешнему курсу рубля. Это заметно дороже, чем, к примеру, цена целой тонны продовольственной пшеницы, которая колеблется в диапазоне 5 тысяч рублей.

Этот простой пример подчеркивает противоестественные диспаритеты стоимостей в современной российской экономике. Как видно из таблицы 1. в 2008 г. от продажи всей пшеницы выращенной на территории РФ, ее производители получили немногим более, чем продавцы сотовых телефонов и в 2,5 раза меньше, чем операторы сотовой связи. По данным Росстата в 2008 году объем услуг сотовой связи в России в 2008 году существенно превысил совокупный объем всех медицинских услуг и объем услуг системы образования.

Табл.1. Диспаритеты отдельных товарных групп или соответствующих отраслей традиционной и «модной» экономики

Стоимость товара или объем рынка изделий традиционной экономики

Цена, руб.

Стоимость товара или объем рынка изделий «модной экономики»

Цена, руб.

Стоимость пшеницы, мягк. 3 кл., руб. за тонну

~5000

Средняя цена сотового телефона, проданного в России в розничной сети, в 4 квартале 2008 г., руб., по курсу рубля на апрель 2009 г.

6885

Общий урожай пшеницы в России, в 2008 г., тонн

63 млн.

Объем продаж сотовых телефонов в России в 2008 году, шт.

32 млн.

Объем медицинских услуг в России, в 2007 г.

167,5 млрд. руб.

Объем рынка услуг сотовой связи в России, в 2007 г.

667 млрд. руб.

Объем услуг системы образования, в 2007 г.

231,7 млрд. руб.

Стоимость российской пшеницы урожая 2008 года, «на корню», оценочно

~412 млрд. руб.

Объем рынка услуг сотовой связи и продаж сотовых телефонов

887 млрд. руб.

Стоимость всей продукции рыболовства и рыбоводства в России, в ценах 2008 г.

80,2 млрд. руб.

Рыночная стоимость жилья, проданного в Москве в 2008 году

322 млрд. руб.

Стоимость комбайна Тульского комбайнового завода ПН-100 «Простор», 2009 г.в.

800 000

Средневзвешенная стоимость нового автомобиля, проданного в России в 2008 году, по курсу рубля на апрель 2009 г.

749,1 тыс. руб.

Количество проданных в России в 2008 году новых зерноуборочных комбайнов

8,2 тыс.шт.

Количество проданных в России в 2008 году новых автомобилей

3 млн. шт.

Общий объем проданной в России в 2008 г. отечественной и импортной сельхозтехники (комбайны, трактора, сельхозмашины и пр.)

181 млрд. руб.

Стоимость новых автомобилей и подержанных иномарок, проданных в России в 2008 г., по курсу валют на апрель 2009.

2,4 трлн. руб.

Кстати, предприятия «новой экономики» - ключевое звено в международном разделении труда. Их центр - в промышленно развитых странах мира. Сверхвысокая доходность обеспечивает последним получение непропорционально высоких доходов в товарообмене с развивающимися странами. На примере вышеупомянутого телефона можно сказать: всего за одну «трубку» можно получить урожай зерна с нескольких гектаров пашни. В этом смысле «новая экономика» стала частью международного механизма эксплуатации ресурсов беднейшей части мира.

Не трубкой единой

Ценовые диспаритеты товарных групп и целых отраслей не безобидны для экономического организма в целом. Товары традиционной экономики часто необходимы для обеспечения фундаментальных потребностей человека. А вот полезность товаров «модной экономики» - нечто, требующее специальных исследований и открытого общественного диалога об их целесообразности и предельной цене, которую может платить за их прогресс общество.

На какое-то время растущий нарыв «новой экономики» создает видимость прогресса общества. Поскольку товары в секторе «новой экономики» отличаются высокой стоимостью, а бизнес на них – высокой доходностью, создается даже впечатление, будто экономика растет высокими темпами. На самом же деле даже в период относительного прогресса реально может иметь место падение производства жизненно важных товаров. Так, из приведенной ниже таблицы видно, что в последние пятнадцать лет имело место существенное уменьшение объемов производства продуктов питания в России.

Табл. 2. Производство основных продуктов питания в России

Россия

1992

2007

Зерно (в весе после доработки), млн. т

106,9

81,8

Картофель, млн.т

38,3

36,8

Молоко, млн. т

47,2

32,2

Производство рыбы и рыбопродуктов, млн. т

21,3

11,7

Яйца, млрд. шт.

42,9

37,8

Скот и птица на убой

(в убойном весе), млн. т

8,3

5,6

Между тем с 2000 года экономика России росла неплохими темпами. Но этот рост, прежде всего, имел место в финансовой сфере или в отраслях «новой экономики».

Однако звонок по модному сотовому телефону не может заменить человеку комплексный обед. Равно, как успех «новой экономики» не может компенсировать глубочайшие провалы в производстве жизненно необходимых товаров и продуктов питания.

Разумеется, эта проблема касается не только России. В каком-то смысле гипертрофированность «новой экономики» стала тормозом на пути реального прогресса всего человечества. Вместо решения глобальных задач, таких как переход на новые виды энергии, создание новых поколений лекарств, решения проблем экологии, освоения океана и космоса мы увлеклись миниатюризацией телефонов и максимализацией плазменных панелей. Поскольку НИОКР, перманентная перестройка и модернизация производственного оборудования, кредитование на современных финансовых рынках обходится дорого, то потребитель неизменно платит высокую цену за товары и услуги «новой экономики». В итоге мир получил экономику, которая перманентно производит меньше, чем потребляет.

Продажа средств зомбирования

Тяга людей к обладанию «модными» изделиями представляется подчас аномальной, не объяснимой «нормальной логикой» традиционной экономики. Вместе с тем эта тяга создается вполне земными средствами, как-то маркетинг, удачное инвестиционное планирование или, что особенно важно, массированная реклама.

«Новая экономика» тесно интегрирована в процессы информационного обмена. Она производит необходимые его компоненты и потому всегда может гарантировать высокий спрос производимым изделиям. Особенность нынешнего этапа развития мировой экономики в том, что прогресс в первую очередь достигается в сфере хай-тек, где создаются технические средства, оказывающие воздействие на мысли, поступки, чувства людей. Прогресс окупается высоким спросом на «модные» вещи, гаджеты. Спросом, который навязываются посредством этих самых технических средств.

Образуется странный замкнутый круг. Представьте, что сегодня вы купили современный плазменный телевизор. Но уже через год-два появится еще больший или принципиально новый (например, гибкий), и посредством телевизионной рекламы; посредством вашей сегодняшней покупки вас убедят купить и его – задолго до физического износа нынешней модели.

Но даже если какая-то продукция «новой экономики» не относится к сфере хай-тек и не вовлечена непосредственно в процессы информационного обмена, все равно высокая доходность отрасли дает возможность тратить часть доходов на рекламу, что очень редко встречается в отраслях традиционной экономики.

В итоге мир получил экономику, создающую и продающую иллюзии. При всей иллюзорности продукта, эта экономика высокодоходна и агрессивна; она поглощает все инвестиции и оставляет все меньше ресурсов для традиционных отраслей.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram