Читать всем, способным носить оружие...

...Но в целом обе книжки — правильные, особенно, повторюсь, вторая — где все получили по заслугам. Написано исключительно злобно, то есть так, как надо. Лично я такое вижу впервые. Не шедевр Высокой Словесности и Стиля, нет. Но написано ровно так, как надо — обе книги прочитал не отрываясь, чего не замечал за собой уже лет двадцать как. Рекомендую к прочтению обои — две. Книжки — чистый термояд.

Опер Гоблин

Среди огромного количества книг, которые сейчас можно купить или скачать из интернета, есть несколько текстов, которые следует прочитать обязательно. Просто для того, чтобы понимать неочевидные с первого взгляда механизмы окружающего мира и мотивы поведения людей. Чтобы, как минимум, иметь в виду существование сил, во многом определяющих жизнь вокруг, но при этом в глаза не бросающихся и о себе без причины не напоминающих — подобно тому, как не рекламирует себя далёкая насосная станция, подающая воду в квартиру или не спешит излить душу высокопоставленный чиновник, решающий, насколько завтра подорожает хлеб.

Конечно, список таких книг у каждого свой. Одному достаточно учебника арифметики и Пятикнижия, другой включит в перечень пособие по оказанию первой медицинской помощи, «Дао дэ Дзин» Лао Цзы, «Приключения майора Звягина» Михаила Веллера, «Моги и их могущества» Александра Секацкого... и ещё с полсотни названий. Третий вообще ограничится «Богатым папой» Роберта Кийосаки.

Тем не менее, есть несколько текстов, которые имеют больше прав на попадание в список обязательных к прочтению, чем любые другие. И это не только Библия, Коран и Алмазная Сутра.

Так вот. Дилогия Беркема аль-Атоми («Мародёр» и «Каратель»), несомненно, относится к этой категории — текстов, обязательных к прочтению.

Благодаря следующим своим выдающимся особенностям:

Во-первых, дилогия написана невероятно увлекательно.

Автор мастерски владеет искусством развития сюжета. Действия и диалоги, лирические отступления и технические подробности — всё находится на своих местах и подаётся в темпе, близком к идеальному. Благодаря этому оба романа читаются взахлёб (особенно второй). Произведение реально поднимает планку, отделяющую шедевры от абы какой литературы.

Далее. У автора потрясающий язык. Не буду распространяться долго, приведу лишь одну деталь. Лично меня очень коробит употребление в письменной речи нецензурных выражений. Обнаруживая в тексте мат при первом беглом просмотре, откладываю книгу в сторону, не считаясь ни с какими её достоинствами. Но дилогия Беркема аль-Атоми оказалась исключением — читая «Мародёра» с «Карателем», где «экспрессивная лексика» попадается чуть ли не в каждом диалоге, понимаешь, что иначе написать было нельзя: эти люди в этих обстоятельствах говорили бы именно так. Диалоги у Беркема аль-Атоми вообще не воспринимаются как письменная речь, они буквально звучат. А мысли героев текут, ветвятся, обрастают образами и воспоминаниями, ощущаясь как свои собственные (что, кстати, далеко не всегда приятно, ибо среди хорошо проработанных персонажей полно законченных мерзавцев).

Кстати. Второй роман дилогии лучше первого. Это при том, что и первый-то чрезвычайно впечатляет. Все знают, что продолжение почти всегда получается слабее первой части; большим успехом можно считать уже хотя бы не слишком существенное падение уровня. Тем не менее, факт есть факт: «Каратель», наследуя всё самое замечательное, что было в «Мародёре», выигрывает у него идейной и духовной насыщенностью - в самом лучшем значении этих слов.

Если «Мародёр» — «всего лишь» история главного героя, вынужденного выживать в хронически враждебных обстоятельствах, то «Каратель» — вещь эпическая, мировоззренческая, содержащая в себе целый ряд завораживающих находок и концепций. То, что в «Мародёре» едва намечено, в «Карателе» акцентируется, получая непредсказуемое, но при этом парадоксально логичное продолжение. Мимолётные догадки героев становятся прозрениями, прозрения приводят к поступкам, а последствия поступков разворачивают мир ещё более неожиданной стороной. Перманентное впечатление при чтении «Карателя» можно выразить примерно такими словами: «Вот это да!.. Кто бы мог подумать?!.. Однако, действительно, всё закономерно, иначе быть не могло... Но, всё-таки, ну ничего ж себе!..».

Романы написаны удивительно достоверно. Вернее сказать — пугающе достоверно. Поскольку повествуют они о ближайшем будущем, а будущее это изображено кошмарным. Собственно, оба романа представляют собой изложение трагедий — трагедий как отдельных людей, так и всей нашей Родины, в результате тотального предательства власть имущих поделённой между НАТО и Китаем и превращённой в так называемую Северную Центральную Азию. Причём эти трагедии выписаны с убедительным, гипнотизирующим реализмом — психологическим, историческим, техническим и всем остальным прочим.

Вообще, если уж препарировать шедевр Беркема аль-Атоми (точнее, свои впечатления от его прочтения), то именно убедительность обоих романов поражает сильнее всего.

Ибо достоверность художественного произведения штука чрезвычайно нежная, мгновенно испаряющаяся от первого же значительного «ляпа». А романы Беркема аль-Атоми в этом отношении выше всяких похвал — их реализм настолько безупречен, что чувство противоречия немедленно вызывает желание на чём-нибудь автора «подловить».

И, действительно, потом, после прочтения обоих романов, вспоминая отдельные эпизоды и справляясь в интернете, выясняешь — мелкие ляпы всё-таки есть.

Ну да, высокочастотное оружие на самом деле существует, используется армией США для разгона толпы и, фактически превращает гектары открытой местности в нутро микроволнововки... Но подобные устройства невозможно использовать для подавления противника, засевшего в городских руинах, где от электромагнитной энергии эффективно защитят и влажный грунт, и армированный бетон, и всевозможные протяжённые металлические конструкции.

Да, главный герой, Ахмет-Ахметзянов грамотно выстроил убежище и защитил его от непрошенных гостей... Только вот желающие поживиться его добром не стали бы штурмовать хорошо укреплённый дом-крепость, а просто подловили бы Ахметзянова тогда, когда он бы оттуда вышел. Да, огромный авиалайнер на сотни пассажиров действительно нелегко посадить без радиоподсказок с земли... Но всё-таки отнюдь не невозможно.

Да, Аркадий Гайдар на самом деле командовал полком в семнадцать лет... Однако обстоятельства и цена этого «карьерного роста» таковы, что ориентироваться на них как на пример и прецедент, мягко говоря, странно.

Да, мог прошедший через смерть Ахметзянов сделать несовершеннолетнего парнишку Серёжика Базарного авторитетным вождём отряда взрослых вооружённых мужиков... Но лишь на то время, пока сам стоял за его плечом. И уж наверняка бы весь авторитет Серёжика закончился вместе с убийством Ахмета: если предводителю позволено застрелить в спину того, кто сделал его вождём, вытащив с самого дна, чем этот предводитель так хорош и почему с ним нельзя поступить точно так же?.. Впрочем, конец второго романа оставлен открытым, финальный выстрел в нём так и не прозвучал… Но тем не менее.

Однако на все эти немногочисленные шероховатости обращаешь внимание уже потом. Да и те ляпы, что замечаются сразу, удивительным образом не портят общей картины, не «выталкивают» внимание обратно в реальный мир и воспринимаются скорее просто как спорные места.

В конце концов, какая разница, каким именно оружием оккупанты «зачищали» разрушенный город от остатков коренного населения или почему именно разбился самолёт с одним из высокопоставленных негодяев? Важно не это, важно другое.

Ну, например:

«...Люди могут это делать, и могут делать многое другое, но не хотят знать о своей силе. Почему-то слабость кажется им сладкой. Им нравится быть слабыми, нравится быть рабами. Конечно, те великие Знающие, которые называют себя Мастерами, те, которые сделали людей такими для своего удобства — тоже причина, но главное в самих людях. Когда человек не хочет чего-то всем сердцем, то никакой Мастер не сможет ничего изменить. Знание и незнание не главное. Главное — сердце, оно сильнее всего в мире, потому что больше мира; даже сам Тенри только часть сердца любого, самого жалкого и слабого человека...»

Или вот:

«...Ахмет бросил взгляд на искренне обеспокоенного Сережика, протягивающего ему зажженную сигарету, прикоснулся к его человеческому, и его едва не скрутило по-новой. Пацан, которого он своими руками загнал в подвал, спокойно дал убить его родителей, лишил, по сути дела, всего — искренне сочувствовал ему, не желал его смерти. Безо всяких там, чисто от души. Ахмет очень ясно понял — его детство, счастливое и безопасное, с горячей водой в кране, с докторами в больничке, которые, если че, всегда были готовы остановить кровь и зашить рану, с кинотеатром и мороженым — все это не упало с неба; это не берется само из ниоткуда. Это сделал кто-то большой и добрый, который не зная ни самого Ахметзянова, ни его маму, сделал больничку и кино, заасфальтировал дорожки, привез мороженое, поставил в детском парке качели и позволил маленькому Ахметзянову всем этим пользоваться; и самое главное — он отогнал врагов так далеко, что Ахметзянову до самой армии враг казался такой далекой и нереальной абстракцией, что было даже смешно.

А теперь Ахметзянов подрос. И вот сидит в грязном подвале, и рассказывает маленькому Сережику, как ему жить дальше. Посреди руин про...нной Ахметзяновым и растащенной крысами Страны, остатки которой крысы внагляк продавали врагу, а Ахметзянов тогда, все прекрасно зная, заботился о том, чтоб «жить по-человечески». С машиной и домашним кинотеатром...»

Отдельно следует остановиться на мистике, нет-нет да и проскальзывающей в первом романе и играющей существенную роль во втором.

Присутствие «потусторонней составляющей» не только не снижает достоверность и увлекательность повествования, но наоборот, делает его ещё более убедительным и захватывающим. Связано это с тем, что автор нисколько не выпячивает эту мистику, не козыряет ей и не относится к ней как-то по-особенному, иначе, чем к более привычным и обыденным силам, типа оружия, голода, электричества или ненависти. Это, кстати, принципиальным образом отличает «Мародёра» и «Карателя» и от произведений в жанре фэнтази, и от всех и всяческих ужастиков. Тем более, что мистика — далеко не самое ужасное из того, что описано в романах. Просто Беркем аль-Атоми остаётся верен себе и прямо говорит о вещах, которые обыденное сознание упорно пытается не замечать — будь то тенденции мировой экономики, истинные мотивы поведения людей или «что-то такое с той стороны».

Специально для сомневающихся: рядом с каждым из нас, что называется, «на расстоянии вытянутой руки» существуют феномены, доступные абсолютно всем, но при этом столетиями ставящие в тупик учёных. Так, механизмы сна и сновидений остаются загадкой — непонятно, зачем вообще нужен сон, что такое сновидения и почему, например, одни животные спят бОльшую часть суток, а другим хватает нескольких часов. Существующая теория памяти вроде бы неплоха, но согласно ей процесс вспоминания, скажем, знакомого лица должен занимать четверть суток, а реально он укладывается в секунду-другую. Наконец, любой желающий после некоторой тренировки может научиться управлять знаменитой «энергией Ци» и совершать с её помощью всякие «чудеса» — или овладеть искусством биолокации, чтобы с помощью маятника или пары металлических проволочек отыскивать пропавшие предметы и определять места залегания подземных коммуникаций. Оба названных явления многократно зафиксированы в самых различных вариантах и при необходимости хорошо воспроизводятся... не становясь от этого более объяснимыми и удобными для современной официальной науки.

Наконец, можно заглянуть вот сюда и почитать реальные рассказы из жизни реальных людей — охотников, геологов, военных, сотрудников МВД и МЧС. Данный ресурс любопытен ещё и тем, что для многих его завсегдатаев первый роман дилогии Беркема аль-Атоми, «Мародёр», давно стал культовым.

Впрочем, это всё отступления от темы.

О чём ещё следует сказать.

Больше всего дилогия Беркема аль-Атоми напоминает некоторые вещи Михаила Харитонова и Юрия Никитина. Определённое сходство можно усмотреть и с рядом произведений Михаила Веллера (называю писателей, знакомых лично мне; возможно, кто-то с более широким кругозором подберёт более близкие аналогии). Однако, да простят меня эти мастистые творцы, «Мародёр» и «Каратель» (особенно второй роман) на голову выше большинства их текстов — если здесь вообще уместны какие-то сравнения.

При этом ходят слухи, что Беркем аль-Атоми планировал создание трилогии и рано или поздно появится третья часть. К сожалению, мне не удалось найти информацию, подтверждающую или опровергающую подобные сообщения «из первых уст» — несмотря на значительную интернет-активность этого автора, своими творческими планами он делится неохотно (а сведения о себе так вообще держит в секрете).

Последнее. Очень хочется верить, что Беркем аль-Атоми ошибается, и что столь убедительно отрисованный им мир навсегда останется вымыслом, существующим исключительно на страницах его романов.

Но даже если так, прочитать эти романы всё-таки необходимо.

По крайней мере, всем, кто способен держать оружие...

PS. С некоторыми другими произведениями Беркема аль-Атоми можно ознакомиться здесь.

 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter