Золотые грезы медийщиков

Недавно на прилавках появилась книга Сергея Минаева «Media sapiens. Повесть о третьем сроке», выстроенная на картинках работы политтехнологов в информационном поле России. На печальные размышления она меня навела...

Я не касаюсь художественных достоинств книги. Касаться особенно нечего. Нормальный образец мидл-литературы, предназначенной для развлечения офисных работников, написанный озорным и остроумным человеком, получившим солидную «подкрутку» от могучей издательской группы АСТ.

Автор погружен в профессиональный быт медийщиков, знает его превосходно. И, по всей видимости, любит как занятие непыльное, лихое, творческое, да ко всему еще и прибыльное. Конечно, он в красках показывает, каким мерзавцем обязан быть медийщик, добравшийся до настоящих высот. Вот некую правозащитницу свои же ребята клюнули в пятую точку топориком для разделки мяса. Это они не нарочно. Это всего лишь издержки производственной необходимости: если не примучить тетеньку, не будет и стоящего event’а для ее последующей подачи как жертвы гнетущих сил. Ну, ошиблись, ну, переборщили, ну, попала в больницу тетенька, большая ли беда? Для дела только лучше. Что испытывают организаторы действа? Некоторое неудобство от того, что придется отчитываться перед кураторами, но, впрочем, в возможности отбрехаться никто не сомневается; и совсем никакого морального неудобства от предстоящей ликвидации исполнителей — работа на информационном поле не терпит утечек.

Апофеозом креатива становится идея организовать игрушечный теракт возле одной из станций московского метро. Люди незрелые, не достигшие еще полного медийного просветления, с трепетом вопрошают: но как же люди? Будет толпа, будет давка, а значит, будут настоящие жертвы... Истинный профессионал думает иначе: жертвы к проекту отношения не имеют, а если и будут, так оно для подлинной медийной работы и лучше... тут важнее органам под колпак не попасть.

Мерзавцы?

Да, мерзавцы, нет никаких сомнений. Но так завораживает автора стихия медийщины, что он в задоре ироничного описания всяческих профессиональных подробностей сам оказывает на читателя завораживающее воздействие, мол, эти люди, используя грошовые средства, вертят обществом, как хотят. Ай, лихо! Вот он, нерв современной жизни! Опа! Опа!

Некоторые подробности в романе действующим экспертам и медийщикам превосходно знакомы. Например, маленький банковский кризис 2004 года, главным результатом которого стал скандально известный процесс Альфа-банка и газеты «Коммерсантъ»: дело шло о миллионном штрафе за газетный материал, от которого альфинские вкладчики пришли в панику и бросились снимать денежки со счетов... Кое-кто даже увидел в минаевской литературной версии тех событий своего рода «слив»... Автор с необыкновенной подробностью расписал, до какого безобразия может довести ситуацию один-единственный медийщик верхнего эшелона, если ему надо отработать заказ, а обстоятельства этому не благоприятствуют.

Напрашивающийся вывод: вот где сила! Вот где перспективы!

Фактически Сергей Минаев создал очень злой, но красивый миф. И действительной, фактической почвы под — постольку-поскольку.

Полагаю, нынешний медийщик — не только в России, но и на Западе, — обладает довольно скромными возможностями. В том числе, медийщик даже очень высокого уровня. Его главная возможность — зарабатывать хорошие деньги. А переворачивает общество не он, а заказчик, тот, кто «девушку ужинает»... Да и переворачивает ли?

Эффективность пиара не стоит переоценивать.

Во-первых, продукты десятков тысяч медийщиков ежедневно лезут к обывателю с экрана, тянут к нему лапы из интернета, завлекательно хмылятся с газетных полос, и какая орава людей пытается зацепить его, в душу ему влезть, мозги его нашинковать под закваску... а ему хоть бы хны.

На мой взгляд, пиарщики на пару с рекламщиками перенапрягли уважаемых граждан повсюду и везде. Обычному человеку начинает чудиться, что кругом один белый шум, а информации — ноль. Более того, даже если и есть какая-нибудь значимая информация, то мало кто откликается на нее эмоционально: за последние десятилетия ТВ, газеты и радио с такой силой глушили обывателя кошмарами и «эпохальными трансформациями», что он замаялся и выработал к масс медиа своего рода иммунитет. Произошло это на уровне инстинкта самосохранения, дабы оградить себя от психического нездоровья. В Африке дети болеют? Ну и что. На Дальнем Востоке рухнул самолет, и все погибли? А мы в домике. Наводнение в Америке? Так им и надо.

Что безнравственно? Ну да. А нравственно было вцепляться обычному парню в нервы, отбивая денежки какого-нибудь «частного финансового дома»?

Теперь, во-вторых. Власть в странах Европы, Америки, да и в России стабилизировалась. Существуют крупнейшие медиа-холдинги, ее обслуживающие, и они имеют подавляющее превосходство над всеми остальными информационными силами. Та часть оппозиции, которая основными центрами власти куплена быть не может, проигрывает по количеству ресурсов многократно. Ее просто давят массой. Условно говоря, отвечают десятью публикациями против трех.

Какие у нее возможности? Устраивать подлейшие «игровые» теракты, как в книге Минаева? Искать новое интеллектуальное качество? Объединять разрозненные силенки? Ох, не знаю. Маловато нас. И разрозненных наших силенок, даже в случае искусственного их объединения, тоже выйдет негусто. Мы находимся перед скалой и пытаемся долбить ее кирками, уж больно скромен наш запас динамита...

Я не к тому, что эту работу надо бросить — было бы бессовестно ее оставить. Нет. Дело в другом. Наш шанс состоит в вероятности внутреннего раскола власти, когда вся армада ее ресурсов окажется разобранной по разным лагерям. Думается, только тогда мы сможем сыграть роль решающего игрока, только тогда наш медиаресурс обретет таранную силу.

Значит, такому расколу надо способствовать всеми силами. Точка.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram