Третий тайм размежевания

Последствия недавнего ухода Израиля из Газы можно обсуждать в самых разных плоскостях: от влияния этого шага на систему международных и региональных отношений до его воздействия на партийно-политическую систему в самом Израиле. Мне кажется важным задуматься и о том влиянии, которое реализация "программы одностороннего размежевания" может оказать на еврейские поселения на Западном берегу реки Иордан (в Иудее и Самарии).

Еврейское население Иудеи и Самарии, включая Иорданскую долину, и полосы Газы, оказавшихся в ходе Шестидневной войны (июнь 1967 г.) под контролем Израиля, на протяжении многих лет росло значительно быстрее, чем в каком-либо другом районе страны. Составляя в 1972 г. лишь 1.520, а в 1983 г. — 23.700 человек, оно превысило к концу 2004 г. 250 тыс. человек. Вместе с тем, дважды (в 1982 и 2005 г.) тысячи поселенцев были по решению правительства эвакуированы, а их дома — разрушены: в первый раз такая судьба постигла пять с лишним тысяч жителей Ямита и других поселений Синайского полуострова, а во второй — восемь с лишним тысяч жителей поселений в секторе Газа и Северной Самарии. Нет никаких гарантий того, что в будущем то же самое не произойдет и с некоторыми другими еврейскими поселениями в Иудее и Самарии. На палестино-израильских переговорах на высшем уровне в Кемп-Дэвиде в 2000 г. и в Табе в январе 2001 г., а также в так называемом Женевском соглашении 2003 г. на повестке дня стояла ликвидация большей части этих поселений, хотя в обществе существует достаточно широкий консенсус касательно того, что крупные поселенческие анклавы должны и в будущем оставаться под контролем Израиля. Каковы бы ни были решения политических лидеров в будущем, очевидно, что еврейские поселения на контролируемых территориях являются важнейшим фактором, влияющим как на израильскую внутреннюю, так и внешнюю политику.

До реализации в августе 2005 г. правительством Ариэля Шарона "программы размежевания" еврейские поселения были объединены в шесть региональных советов: Шомрон (Самария), Мате Биньямин (Северная Иудея), Гуш-Эцион (Центральная Иудея), Хар-Хеврон (Хевронское нагорье, Южная Иудея), Бикат ха-Ярден (Иорданская долина) и Газа. После эвакуации в августе 2005 г. жителей всех еврейских поселений Газы и ликвидации всех существовавших в этом районе еврейских поселений, соответствующий региональный совет был расформирован. Согласно данным МВД Израиля, на конец 2004 г. в Иудее, Самарии и секторе Газы насчитывалось 250.179 еврейских жителей, однако более девяти тысяч из них (8.550 человек, проживавших в 21 поселении в секторе Газа, и 674 — в четырех поселениях Северной Самарии) в августе 2005 г. в рамках так наз. "программы одностороннего размежевания" были вынуждены покинуть свои дома. В настоящее время в Иудее и Самарии существуют 18 поселений с числом жителей более 3 тыс. чел. в каждом, причем в пяти из них (в Маале-Адумим, Модиин-Илит, Бейтар-Илит, Ариэле и Гиват-Зеэве) число жителей превысило 10 тыс. в каждом.

Еврейские поселения в Иудее и Самарии

с числом жителей более 3 тыс. чел. в каждом (данные на конец 2004 г.)

Маале-Адумим

30.346

Модиин-Илит

27.301

Бейтар-Илит

25.020

Ариэль

17.555

Гиват-Зеэв

10.926

Эфрат

7.483

Карней-Шомрон

6.487

Кирьят-Арба

6.090

Алфей-Менаше

5.683

Оранит

5.343

Бейт-Эль

4.858

Кохав-Яаков

4.377

Шеарей-Тиква

3.802

Бейт-Арье

3.419

Кдумим

3.263

Элькана

3.215

Алон-Швут

3.152

Иммануэль

3.054

На протяжении всей истории поселенческого движения критическую важность имела и имеет неурегулированность юридического статуса контролируемых территорий, и, как следствие, постоянная вероятность того, что органы власти Израиля могут, по тем или иным причинам, принять решения об эвакуации поселенцев и разрушении (или передаче под контроль другой страны или Палестинской администрации) построенных ими городов и деревень.

Право Израиля на создание гражданских поселений на контролируемых территориях не признается структурами ООН и государствами-членами организации; призывы к эвакуации всех уже созданных на этих землях поселений повторяются в многочисленных резолюциях Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности.

В резолюции №446 от 22 марта 1979 г. Совет Безопасности ООН призвал "Израиль как оккупирующую держав… отменить ранее принятые меры и воздерживаться от каких-либо действий, которые могут привести к изменению юридического статуса и географического характера и существенно сказаться на демографическом составе арабских территорий, оккупированных с 1967 года, в том числе Иерусалима, и в особенности не переселять группы своего собственного гражданского населения на оккупированные арабские территории". Совет Безопасности вновь подтвердил свою позицию в резолюциях №452 от 20 июля 1979 г. и №465 от 1 марта 1980 г.

Утверждения о "незаконном характере израильских поселений на территории, оккупированной с 1967 года" (или же "на палестинской территории, включая Восточный Иерусалим") фигурируют в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 51/133 от 13 декабря 1996 г., в резолюции 52/66 от 10 декабря 1997 г., в резолюции 53/55 от 3 декабря 1998 г., в резолюции 54/78 от 6 декабря 1999 г., в резолюции 55/132 от 8 декабря 2000 г., в резолюции 56/36 от 3 декабря 2001 г., в резолюции 57/110 от 3 декабря 2002 г. и других. В резолюции 58/98 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 2003 г. вновь повторяется "требование о полном прекращении всей поселенческой деятельности Израиля на оккупированной палестинской территории, включая Восточный Иерусалим, и на оккупированных сирийских Голанах". В "Дорожной карте" урегулирования палестино-израильского конфликта, опубликованной Государственным департаментом США 30 апреля 2003 г. и поддержанной в резолюции №1515 Совета Безопасности ООН от 19 ноября 2003 г., также говорится о том, что "Израиль заморозит любую деятельность по созданию и расширению поселений на контролируемых территориях, … в том числе обусловленную естественным ростом поселений".

9 июля 2004 г. Международный суд вынес консультативное заключение относительно правовых последствий строительства Израилем так называемого "Забора безопасности" на Западном берегу Иордана. Статья 120 этого Консультативного заключения гласит, что "израильские поселения на оккупированной палестинской территории (включая Восточный Иерусалим) были созданы в нарушение международного права". Как известно, Израиль не согласился с этим решением Международного суда и отказался выполнять его. 10 декабря 2004 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция 59/123, в которой вновь говорится "о неприятии [израильской] поселенческой деятельности на оккупированной палестинской территории, включая Восточный Иерусалим", а также повторяется "требование о полном прекращении всей поселенческой деятельности Израиля на оккупированной палестинской территории, включая Восточный Иерусалим, и на оккупированных сирийских Голанах".

Израиль, мягко говоря, не особенно прислушивается к мнению Генеральной Ассамблеи ООН по этому вопросу, однако проблема серьезно осложняется еще и тем, что статус "контролируемых" территорий не урегулирован даже и в нашем собственном законодательстве. В силу того, что, кроме Голанских высот и Восточного Иерусалима (Закон об аннексии Восточного Иерусалима был утвержден Кнессетом 27 июня 1967 г., Закон об аннексии Голанских высот — 14 декабря 1981 г.), никакие из занятых в 1967 г. земель не были объявлены частью Израиля, сохраняя на протяжении десятилетий проблематичный статус "удерживаемых", но не "присоединенных" территорий, постоянный (и весьма значительный) рост числа поселений и количества их жителей при нависающем "дамокловом мече" возможной эвакуации во многом определяли и определяют социально-политические тенденции развития всего поселенческого проекта. Политика же израильских руководителей в этом вопросе не отличалась последовательностью.

Так, еще в декабре 1972 г. тогдашний министр обороны Моше Даян говорил о необходимости создания крупного поселения на Синайском полуострове. Первые жилые дома в Ямите были заложены в мае 1974 г. План строительства был рассчитан на население до 250 тысяч человек, и уже в сентябре 1975 г. первые жители приехали в Ямит. В ноябре 1976 г. тогдашний премьер-министр Ицхак Рабин отметил: "Ямит должен быть присоединен к территории Израиля для обеспечения безопасности границ страны". Однако после визита А.Садата в Иерусалим и начала израильско-египетских мирных переговоров, на повестку дня встал вопрос о возвращении Синая Египту. Хотя еще в январе 1978 г. отдельные члены правительства декларировали, что "Ямит никогда не будет оставлен Израилем", 17 сентября того же года были подписаны соглашения в Кемп-Дэвиде, по которым Синай должен был быть полностью возвращен Египту. Жители Ямита (которых насчитывалось к тому времени 4 тыс. человек) начали серию акций протеста, однако решение о разрушении Ямита и эвакуации всех его жителей было утверждено премьер-министром Менахемом Бегиным. Ямит был разрушен 23 апреля 1982 г. В ходе эвакуации несколько сот активистов правых движений забаррикадировались на крышах домов, используя мешки с песком и пену огнетушителей для противостояния солдатам и представителям сил безопасности, численность которых в те дни в Ямите достигла двадцати тысяч человек. Несколько протестующих и несколько солдат получили ранения и были госпитализированы. Эвакуация жителей Ямита и разрушение городской инфраструктуры были проведены строго согласно первоначальному плану и без задержек. Существуют неподтвержденные свидетельства, согласно которым, египетские представители предлагали компенсацию в 50 миллионов долларов за то, чтобы Ямит не был бы разрушен, а был бы передан Египту, однако, насколько известно, ответа на это предложение не последовало.

Насколько известно, правительство Израиля не выносило какого-либо решения по вопросу о том, разрушать или не разрушать поселения, созданные на Синайском полуострове после 1967 г. Это решение было принято практически единолично тогдашним министром обороны А.Шароном, который и руководил операцией по разрушению Ямита и других еврейских поселений, созданных на Синайском полуострове. Кроме Офиры на Юге Синая (в районе Шарм-аш-Шейха), силами израильской армии были разрушены все еврейские поселения. Сам Ариэль Шарон сказал по этому поводу: "Пусть эти руины несут вечное доказательство того, что мы сделали все и даже больше возможного для того, чтобы выполнить наши обязательства по мирному договору — чтобы наши дети не обвиняли нас в том, что мы упустили подобную возможность. Не арабская армия — им никогда такого не удастся — уничтожила город. Только мы, своими собственными руками, уничтожили Ямит. Мы вынуждены были стереть этот город с лица земли ради выполнения условий мирного договора, ради того, чтобы не проливалась еврейская кровь".

Прошло более двадцати лет. За эти годы многое изменилось в Израиле, многое пережил и сам Шарон, в 2001 г. ставший, вопреки всем прогнозам, премьер-министром страны. Одно оставалось неизменным: за двадцать лет, прошедших после эвакуации Ямита и других поселений Синайского полуострова, ни одно из еврейских поселений не было эвакуировано. Какой бы критике не подвергали оппоненты Ицхака Рабина, Шимона Переса и ведомый ими "процесс Осло", в ходе этого процесса ни одно поселение не было расформировано, и ни один поселенец не получил предписание покинуть свой дом. После трагедии в Пещере праотцев в Хевроне, виновником которой стал Барух Гольдштейн в феврале 1994 г., леворадикальные члены "команды Переса" Йосси Бейлин, Рон Пундак и Яир Хиршфельд предложили своему патрону, бывшему в то время министром иностранных дел, инициировать эвакуацию еврейских жителей Хеврона, переселив их в Кирьят-Арбу. Я.Хиршфельд свидетельствует, что Перес поддержал эту идею и даже почти убедил премьер-министра Рабина принять ее, однако яростное сопротивление армейского командования заставило главу правительства Рабина отказаться от этого плана. Ни после подписания в Вашингтоне Декларации о принципах палестино-израильского урегулирования (1993), ни после подписания Газа — Иерихонского соглашения (1994), ни в ходе реализации соглашений Осло–II (1995) и Уай (1998), ни одно из еврейских поселений в Иудее, Самарии и Газе не было расформировано или разрушено.

Ситуация принципиально изменилась 18 декабря 2003 г., когда в своем выступлении на конференции Междисциплинарного центра в Герцлии А. Шарон заявил о том, что в скором времени "Израиль инициирует… одностороннее размежевание", при котором "часть поселений будет перемещена". В той речи Шарон не назвал те поселения, которые будут "перемещены" (то есть ликвидированы), ограничившись фразой, что речь идет о тех населенных пунктах, "которые при любом возможном раскладе будущего окончательного соглашения не будут включены в территорию Израиля". Спустя несколько месяцев А.Шарон обнародовал детали своей программы, из которой следовало, что планируется эвакуировать все еврейские поселения, созданные в секторе Газа (их число достигло к тому времени 21), а также четыре еврейских поселения из района Северной Самарии.

Важно отметить, что речь шла не об эвакуации поселений в рамках мирного договора с соседней арабской страной или с палестинцами, а об односторонней инициативе израильского правительства, согласованной исключительно с администрацией США. Многочисленные акции протеста, проводимые под руководством Совета поселений Иудеи, Самарии и Газы, не повлияли на политику правительства, и в августе 2005 г. так наз. "программа размежевания" была реализована в полном объеме, положив конец истории еврейских поселений в секторе Газа. После ухода израильских поселенцев и войск все находившиеся в этом районе синагоги (из которых были заблаговременно вывезены свитки Торы и молитвенники) были разгромлены и сожжены местными арабами при полном попустительстве Палестинской администрации.

Очевидно, что демографические изменения, происходящие в Иудее и Самарии — несмотря на различия в их оценке — являются фактором, который сыграет существенную роль в процессе принятия решений о будущем статусе контролируемых территорий и созданных на них поселениях. Вопреки тому, что казалось очевидным ранее, эти решения совсем не обязательно станут результатом переговоров Израиля с руководителями Палестинской администрации и соседних арабских стран; вполне возможно, что эти решения будут приняты израильским руководством и согласованы только с администрацией США как с основным (и практически единственным) союзником еврейского государства.

Гилад Шер, едва ли не наиболее близкий политический соратник экс-премьера Эхуда Барака и руководитель делегации по переговорам с представителями Палестинской администрации, свидетельствует о том, как уже в ходе переговоров в Табе во второй половине января 2001 г. Ахмед Куреи (Абу Алла) и Саиб Арикат, палестинские политики, не считающиеся непримиримыми радикалами, "с порога" отвергли проект урегулирования, который предусматривал уход Израиля с 92% территорий Иудеи и Самарии и эвакуацию, как минимум, 90 израильских поселений. Представленная палестинскими представителями карта, хотя и допускала возможность аннексии Израилем ряда поселений в районе Ариэля, Гуш-Эциона и Латруна, предусматривала уход Израиля, как минимум, с 96.5% контролируемых территорий, а также эвакуацию Кирьят-Арбы и всех еврейских поселений в районе "большого Иерусалима", созданных после 1967 г., в том числе, Маале-Адумим и Гиват-Зеэва, а также новых еврейских районов Восточного Иерусалима Хар-Хома и Рас-эль-Амуд.

По словам тогдашнего министра иностранных дел Израиля Шломо Бен-Ами, в Табе израильские участники переговоров выразили готовность передать под палестинский контроль 94% территорий Иудеи и Самарии, что требовало бы эвакуировать 102 поселения. Г.Шер утверждает, что израильская делегация настаивала на аннексии (в том числе, и на условиях долгосрочной аренды) территорий Иудеи и Самарии общей площадью 650 квадратных километров.

Бен-Ами приводит другие данные: Израиль требовал территории общей площадью 440 кв. км, на которых находятся 32 поселения, в которых на тот момент проживали 137 тыс. человек. Палестинцы же, по его словам, были готовы согласиться на аннексию Израилем территорий общей площадью 131 квадратный километр (требуя при этом равноценной компенсации из суверенной территории Израиля в пределах "зеленой черты"), на которой находилось всего 17 поселений, в которых проживали лишь 32 тыс. еврейских поселенцев. Как известно, тогда стороны так и не смогли прийти к соглашению, а за прошедшие с тех пор годы попытки подобного масштабного политического диалога если и предпринимались, то лишь на неправительственном уровне.

Наиболее проработанным подобным документом, под которым стоят подписи как известных израильских, так и палестинских представителей, стало так называемое "Женевское соглашение", инициированное бывшим депутатом Кнессета и министром Йосси Бейлиным (ныне — лидер леворадикального блока МЕРЕЦ). Статья 4.1.А Женевского соглашения гласит: "В соответствии с резолюциями №242 и №338 Совета Безопасности ООН, граница между Палестинским государством и Израилем будет основана на линии 4 июня 1967 г. с взаимными изменениями в соотношении 1:1, как обозначено на прилагаемой к настоящему Соглашению Карте №1". Согласно этой карте, лишь поселенцы, живущие в Маале-Адумим, Гиват-Зееве, Гуш-Эционе и некоторых других местах в непосредственной близости к "зеленой черте", смогут остаться в своих домах. Остальные поселенцы, численность которых составляет не менее 100 тыс. человек, согласно Женевскому соглашению, будь оно реализовано, должны были бы покинуть свои дома. В статье 4.5.А Женевского соглашения говорится: "Израиль отвечает за предоставление нового места жительства израильтянам, проживающим в настоящее время на территории создаваемого Государства Палестина". С израильской стороны проект Женевского соглашении подписали в ноябре 2003 г. лишь четыре действующих (Хаим Орон, Авраам Бург, Амрам Мицна и Юли Тамир) и пять бывших (Йосси Бейлин, Узи Барам, Амнон Липкин-Шахак, Далия Рабин и Нехама Ронен) членов парламента; ни один из них не занимал и не занимает каких-либо министерских постов в изменчивых правительственных коалициях А.Шарона. Совершенно очевидно, что при таком раскладе шансы на реализацию "Женевского соглашения" в обозримой перспективе кажутся ничтожными.

Строительство Израилем, начиная с 2003 г., так называемого "забора безопасности" фактически означает определение в одностороннем порядке контуров будущих восточных границ еврейского государства. Можно с высокой степенью вероятности предположить, что те территории, которые окажутся в пределах забора, будут впоследствии аннексированы Израилем, тогда как шансы на сохранение под израильским контролем в долгосрочной перспективе поселений в Иудее и Самарии, которые окажутся за пределами этого забора, представляются весьма сомнительными. Желание избежать превращения Израиля в двунациональное еврейско-арабское государство, "отделившись" от территорий со значительным преобладанием арабского населения, может стать катализатором нового витка эвакуации тех или иных поселений Иудеи и Самарии и их жителей. Та относительная легкость, с какой была реализована программа ухода из Газы и ликвидация существовавших там еврейских поселений, открыла путь к развитию событий именно по такому сценарию, и представляется, что недалек тот день, когда обществу будет объявлено о новом раунде так называемого "одностороннего размежевания".

При этом можно предположить, что города Маале-Адумим, Модиин-Илит, Ариэль, Гиват-Зеэв, Кирьят-Арба и поселения района Гуш-Эцион останутся под контролем Израиля, а в будущем станут частью территории, на которую будет распространена израильская юрисдикция.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter