Железные дороги могут повиснуть на шее бюджета

По словам Александра Хандруева, структурные реформы, в том числе, реструктуризация МПС, необходимы для восстановления и поддержания устойчивого экономического роста. Реформа МПС безусловно назрела. Весь вопрос в том, какие уроки должны извлечь реформаторы из опыта реструктризации других хозяйственных комплексов и, в частности, уже сейчас предусмотреть возможные негативные последствия, которые связаны с этой затеей. Задача в том, чтобы реформированное МПС не село на шею бюджета. А такая опасность, подчеркнул эксперт, существует.

По его мнению, сегодня необходимо создать условия, при которых будет найден эффективный собственник - а с другой стороны, - на переходный период сохранится контроль государства.

«Нужно сделать все, чтобы те фонды, которые были созданы трудом не одного поколения людей - а железная дорога создавалась с 1825 года - чтобы они не были растрачены, расхищены. Чтобы новые собственники не пришли через некоторое время к государству с протянутой рукой или, наоборот не сочли себя хозяевами положения и не начали требовать постоянного увлечения тарифов на перевозки и грузы или не пришли к государству с протянутой рукой», - полагает Александр Хандруев.

При этом, по его мнению, обновленное МПС ни в коем случае не должно вешать нерешенные проблемы на плечи федеральной или региональной власти. Если есть убыточные железные дороги - надо создавать фонд поддержки убыточных хозяйств - за счет хозяйств работающих прибыльно.

Впрочем, убежден экономист, сама по себе форма Акционерного общества - вполне удачна. Но сейчас очень многое зависит от правительства, от того, как оно определит условия торгов и аукционов, сколь прозрачен будет механизм создания АО. «Очень важно, чтобы частные интересы не возобладали в ущерб общему делу. Американцы могут себе позволить дотировать железные дороги. Россия - нет. Но и допустить грабительской хаотичной приватизации она тоже не может», - резюмировал свою мысль эксперт.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram