Американцы играют в «царя разведки»

В свое время Черчилль говаривал, что американское руководство всегда находит правильное решение, но только перепробовав все остальные…

Очевидно, об этом уже успели доложить Дж. Дж. Бушу. В Белом доме встретили весьма прохладно рекомендацию группы сенаторов-республиканцев руководимую Пэтом Робертсом, о реорганизации разведсообщества. Ну а в ЦРУ, ФБР и Пентагоне — ее сравнили с предложением по перекладке рельс под мчащимся локомотивом.

Но справедливы ли нападки на главу сенатского комитета по разведке? Судите сами: он предлагает в своем «Акте по защите национальной безопасности 9/11» сосредоточить все бразды правления службами безопасности в руках одного «царя разведки» — как и рекомендовала комиссия по расследованию сентябрьских терактов в своем 567-страничном отчете. И дадут этому «царю» в соответствии с рекомендацией все 40 миллиардов долларов, идущих в ныне разные ведомства, работающие «в отрасли».

Правда, до этого Робертс рекомендует такую нарезку ломтями и перетасовку ЦРУ и военной разведки, что от обеих, очевидно, не останется даже названия, несмотря на все уверения сенатора.  

Так, из ЦРУ вырежут три отдела: операционный, аналитический и технологический. Превратят их в: «Управление разведки», которое будет вести разведывательную работу за рубежом, собирать информацию и проводить операции. (Лучше всего его будет назвать, ну, к примеру, Первое главное управление). «Управление национального анализа», занимающееся переработкой поступающей развединформации, и «Управление технической поддержки», задачу которого пояснять не нужно. При этом выхолощенное ЦРУ выживет, но останется… без директора! Всем же экс-отделам назначат во главу замов «царя».

Военную разведку также отрубят от Пентагона и порежут, разбросав по управлениям: NSA — Агентство национальной безопасности, занимающееся глобальной «прослушкой» и NGIA, занимающееся спутниками-шпионами и аэрофотосъемкой, отойдет «Управлению разведкой». А DIA, которое сейчас ответственно за агентурный шпионаж, превратится в отдельную «неприкаянную структуру», похожую на нынешний црушный отдел операций, отвечающую заму, возглавляющему  «Управление разведки».

Вообще, в руках этого зама будет сосредоточен и контроль над отделами антитеррора и контрразведки в ФБР. (Второе главное управление?) Причем отделы эти будут оставаться… внутри Бюро, все еще «следуя политике» министерства юстиции.

Будет создан новый пост ответственного за военную поддержку действий «царя».  Его займет «четырехзвездочный» генерал военной разведки, от которой останутся лишь полевые «тактические» части. И все это, как говорится, только начало…

И в ЦРУ, и в ФБР, и в Пентагоне надеются, что проект Робертса, несмотря на поддержку возглавляемой им комиссии, постигнет та же участь, какая постигла уже сорок подобных инициатив по изменению строения американских разведок. Все лоббисты этих структур в сенате пытаются «продавить» пока еще не появившийся на свет проект Джозефа Либермана (Д) и Сюзан Коллинз (Р), по определению рамок деятельности «царя разведки» и новой структуры — Национального Антитеррористического Центра. У этого «нерожденного проекта» немало шансов победить робертсовскую инициативу. Ведь Либермана и Коллинз «попросили» заняться этим сам глава сенатского большинства Билл Фрист и лидер демократов Томас Дэшл. Закончить разработку проекта Коллинз и Либерман должны к первому октября, чтобы сенат успел проголосовать по нему до ухода на «предвыборные каникулы».

Теперь можно представить себе уровень шока в американском разведсообществе?

Ведь слом и передел структур нанесет ущерб не только давно критикуемой прослойке спецслужбистской бюрократии, но и непредсказуемо повлияет на принципы и стандарты их деятельности.

Как отмечают источники в различных структурах, страшен в данной рекомендации даже не первичный бардак и хаос, которые будут сопутствовать реструктуризации. Страшно то, что, во-первых, исчезнут наработанные годами контакты на средних и низших уровнях различных служб. Да, разумеется, они мало чем помогли США в предотвращении террористических ударов 11-го сентября, так как были по сути неофициальными и никак не поощрялись руководством, предпочитавшим координации и кооперации конкуренцию. Но после терактов ситуация изменилась в корне, так что иногда представителей различных структур просто заставляли действовать вместе. Теперь же все контакты будут осуществляться строго по иерархической лестнице, через «замов царя», которым придется быть в курсе абсолютно всего, происходящего в рамках их управлений, и полностью обеспечивать кооперацию между ними.

Впрочем, и разумная конкуренция между различными спецслужбами исчезнет. Просто управлениям не с кем будет конкурировать! 

Претензий такого рода к проекту и его автору немало. Ну а единственный плюс инициативы, который видят критикующие ее, заключается в том, что после ее введения, в случае провала уровня 11-го сентября, окончательно будет ясно, кто в нем виноват. Это, разумеется, важно, однако ничуть не важнее деятельности по предотвращению терактов, заявляют спецслужбисты. По мнению некоторых, инициатива Робертса практически противоречит постановлениям комиссии 9-11, указавшим в качестве основной проблемы отсутствие  общего контроля и сопоставления данных, получаемых спецслужбами.

Для этого не нужно их перетасовывать, а достаточно назначить вышеуказанного «царя разведки», который и будет основным «двигателем» как конкуренции, так и кооперации.

Собственно, идеи Робертса не так уж и плохи, потому хотя бы, что не новы. Подобная система работать может и весьма эффективно (опробовано, джентльмены)… Но, только будучи воссоздана целиком.

Создав Первое и Второе главное управление Комитета Государственной Безопасности США, придется создать и Третье. А там и Пятое за ним. А там, глядишь, сознательность товарищей окрепнет и до создания отдела административных органов…

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram