Национализм как субкультура

"И в воздух *зиги мы бросали…”

 

Нацболы тянули *зиги(*Зига - нацистское приветствие, признано экстремистским и запрещено в РФ) на Пушкинской площади в 1999 году. В 2025 их косплеил Илон Маск. Адресат был примерно тот же. "Фашизм не пройдёт”, — кричали нацболы, бросая римское приветствие. Они пришли потроллить митинг тогда каких-то фанатов *"Эха Москвы”(*"Эхо Москвы” – радиоканал признан иноагентом и ликвидирован в РФ), записных либералов. В абсолютном меньшинстве, трое против, плюс-минус, пары тысяч митингующих.

 

Хотя, быть может кому-то просто нужно было показать начальству "кровавый оскал фашизма”, и нацболам дали мелочь, на пару бутылок водки, дабы те смогли соединить полезное и приятное в этот текущий вечер.

 

Илон Маск в роли шоумена тоже выступает символически бесплатно, и, как и положено латентному нацболу, с каждым своим перформансом больше теряет, нежели ищет выгоду. Кто-то, наверное, просто был рождён, чтобы всё когда-нибудь потерять.

 

"Зато потусовались от души.”

 

Открывая различные Интернет-энциклопедии, чего только не узнаешь про "партию, чьё имя не называют”. Не нужно переписывать историю, не было никаких "комиссаров”. Руководитель регионального отделения был гауляйтером, а посиделки в московском подвале с макаронами и луком можно было называть "совет гауляйтеров”. Но ничего страшного в этом не происходило. Потому что это косплей.

 

Если кого и следовало винить за весь этот символизм, так это советский строй и кинематограф, подарившие миру "17 мгновений весны”. Юлиана Семёнова ещё, как автора соответствующей книжки. Косплеить персонажей знаменитого кино мне доводилось ещё в младших классах средней школы. Мы распределяли роли, и валялись в снегу, стреляя друг в друга снежками.

 

 

Нацболы занимались чем-то похожим, в их субкультуру перетекали бывшие толкиенисты, хиппи, панки и те, кому было очень скучно подметать листья в городском парке и шагать строем по центру города с бывшими милиционерами в повязках со свастикой от *РНЕ(*РНЕ – признана экстремистской организацией и запрещена в РФ).

Спустя десятилетие, на смену "гламурному фашизму” субкультуры под предводительством Дугина-Лимонова пришел пошлый стиль от Якеменко.

 

 

Стиль гопника, приближенного к начальству, который и сейчас периодически шлёт обидные реплики по поводу нацболов, хотя на уровне регионов, того же Брянска, движение НАШИ не рискнуло придумывать ничего нового. Брали подшивки местных газет, искали материалы про нацболов и делали ровно то же, под теми же самыми лозунгами, не запариваясь. "Рубль — да, доллар — нет!”. Только государство им за это ещё и приплачивало. Так что, по факту, менее креативные и более примитивные гопники где-то в кругах АП не "отжали” подряд, а просто "замкнули” на себя тему, избавившись от шлейфа косплееров "17 мгновений весны”.

 

Другие колонны топтунов с папочками под мышкой пошли топтать ступени на предмет построения своих "молодежек”, тоже что-то обещая, ложку патриотизма, занять молодежь, но кроме как эскорт-агентств ничего не получалось.

 

Так гопник и эскортница в середине "нулевых” стали символами молодёжной политики РФ. И где-то там, на подхвате у чиновников, случились ещё и "карманные” нацики-интраверты, которые потом начали кого-то резать, кого-то стрелять, и прочее.

 

На смену утончённым косплеерам в какой-то момент пришли головорезы, убийцы с большими связями начиная от АП и не менее большими родственниками в силовых структурах и депутатских кругах.

 

Возможно, если б в восьмидесятые был снят сериал ГДР про Штази, молодые люди от 7 до 15 косплеили бы его. Но сериала про ГДР не случилось. "Немецкое” в СССР всегда было синонимом качества и аккуратности, всё вполне объяснимо. Тем более, что советский кинематограф сам подкинул молодежи эту икону стиля. Остальное формировала унылая реальность вокруг.

 

В те времена брошенная *зига(*зига - нацистское приветствие, признано экстремистским и запрещено в РФ) — это прямой вызов, направленный против лицемерия и подлости. Олицетворением последних был комсомол, партаппарат. И советский, и постсоветский туда же. Как игольное ушко, есть адовы врата и рядом узенькая калитка — уходящая туда же, но по особому протоколу, где от человека остаётся только тень. Комсомольцы и коммунисты превратились в акул Большого бизнеса на теле распадающейся страны, в которой люди оказались никому не нужными. Все советские лозунги, память о славных предках, всё, что было святым для поколений они сознательно, с целью своей выгоды умножили на ноль. Обесценили.

 

 

Приходится слышать сейчас, что до революции 1917 года Россия была под немцами, слишком много немецкого, кто-то даже готов произнести слово "колония”. Хотя я бы наверняка с ними поспорил. Было время, вся российская элита говорила дома по-французски. Колонией её это не делало. А до революции по-немецки дома никто не говорил. Наоборот, немцы ассимилировались, говорили по-русски, и во многом своим характером, упорством в труде, трезвостью и дисциплиной создавали "эталон русскости”, будучи в итоге более русскими, чем многие из русских. И, если говорить о политической нации, то, быть может, не найдись этих самых немцев, которым политическая нация русских оказалась вполне своим местом, что б было на её месте сегодня? Особенно сегодня.

 

Приходилось читать, что в XIX веке русские не сильно себя русскими вообще называли. Чаще говорили "православные”, и всё это "нацстроительство” шло, развивалось как-то обрывочно. Бессистемно и без особой цели.

 

Вот и сегодня целый ряд российских философов и публицистов говорит о нации как о неком изобретении, зародившемся где-то там, в центральной Европе. Что в России это изобретение никогда не было востребованным, было две категории — православные и мусульмане. И всё. И если поэты и писатели произносили нечто вроде "русский дух”, то это больше не про нацию как идеологическую, этническую и культурную, языковую общность, а про жителей особой территории, и границы этой общности — это границы территории. И всё. Всё остальное — вторично. Происхождение, знание истории и письма, многое не имеет значение. Территория — имеет, да. Поэтому, вероятно, расширение границ всегда считалось чем-то первичным, а людей даже и ассимилировать не нужно. Пусть живут себе как жили, да и ладно.

 

В итоге, можно сделать вывод, что национализм в любых его формах и подвидах, от косплееров до клубов эскортниц официозных молодёжек всегда был в той, или иной мере субкультурой. Всегда был поверхностен, и смысл был в чём угодно, но не в национализме.

 

Можно полемизировать с теми, кто видел в "России будущего” "потерянный 51 штат”. Кто-то видел Россию и Германию единым целым. Кто-то, думаю, видит и сейчас, и, наверное, у этих людей есть свои аргументы, если думать о чем-нибудь великом, можно было бы привести свои.

 

Из того, что могло бы быть реализовано, будь в АП люди посерьёзней и повдумчивей. Западная политическая партийная модель, умеренно правый и умеренно левый в одном флаконе современный молодежный движ, которому нет прямых аналогов ни в других странах Европы, ни где бы то ни было вообще.

 

Чтобы умами и руками идеалистов когда-нибудь через поколения превратить хотя б эту часть наследия СССР в страну, где следующая поэтесса Марина Цветаева бы не повесилась от голода, а дожила до 99 лет.

 

По сей день продолжаются попытки создать что-либо серьёзное, ориентированное на молодое поколение, с квасом, лаптями и борщом в бороде. Без косплея. Без оглядки на Запад. Но всё равно получаются лишь субкультуры. Даже чуть иначе. Субкультурки. Клубы по 10-20 человек, и всё. Не зажигает.

 

 

Партия, чьё имя не называют

 

Партию доверили создать двум патриотически ориентированным, надо полагать, украинцам по происхождению — Тарасу и Эдуарду. Собственно, их роль была минимальна, Тарас в итоге даже потребовал формально его ото всюду исключить, опасался, что помешает карьере в юридических кругах.

 

Эдуард пребывал где-то в своей творческой эйфории, эротических приключениях и общении с иностранной прессой, жонглируя французскими словами. Все играли свою скромную роль "ещё одного кирпича в стене”, понятно, строить далеко идущие планы было бессмысленно. Партийцам, я обычно загонял, — попробуете тут, потом повзрослеете, — пойдёте уже в другие партии, более "взрослые”. Пока читайте литературу, учитесь в своих институтах. Всё придёт.

 

Кто тогда мог предположить, что "наверху” решат сегрегировать, отделяя свою "белую кость” и своих собственных отпрысков от обычной молодёжи, от народной массы, детей русских людей из регионов с зарплатами по 70 долларов в месяц. Воспользовавшись тем, что партия маргинализировалась будучи в полном отрыве от Real Politic, в стране без социальных лифтов и прочего.

 


Где-то на задворках собственных мечт исчезал идеолог Дугин над которым мы порой или улыбались, или откровенно ржали в кулуарах. Наверное, у него какое-то время с умным видом тоже выходило продавать наш подвальный косплей-движ в высоких кабинетах за что-то философски серьёзное. Параллельно Дугин приторговывал старообрядческим шмотом, разными сапогами-косоворотками в кругу партийцев и мистической европейской литературой, за последнее ему, конечно, отдельное спасибо.

 

 

Несмотря на специфические партийные клички и должности, яркую и скандальную атрибутику, никто из нас не мог бы подумать что когда-либо кто-то из нас станет действовать против русских и государства. Так ли уж стоило государству устраивать позднее сегрегацию, поддержав, по сути трактовку адептов *"Эха Москвы”(*"Эхо Москвы” – радиоканал признан иноагентом и ликвидирован в РФ) в том, чтобы это косплей-движение объявить "фашизмом”, "экстремизмом”, и так далее? Записав так или иначе в преступники десятки тысяч молодых людей.

 

Вопрос спорный, но спорить было не с кем. Со стеной не поспоришь. Четверть века спустя можно лишь пожать плечами и задать простой вопрос. "Фашисты? ОК. Хорошо. Пусть фашисты. Экстремисты. Четверть века минуло. Как сейчас у вас дела? Как успехи? Как ваши друзья из *"Эха Москвы”?”(* "Эхо Москвы” – радиоканал признан иноагентом и ликвидирован в РФ).

 

Это примерно как открывать бронзовые таблички, которые писали советские пионеры своим будущим потомкам.

 

 

Вы, наверное, уже будете бороздить космические просторы и перелетать на другие планеты!

 

—Да нет. Мы тут это, ещё лет пять будем вычёрпывать мазут с единственного безопасного пляжа под Анапой. Дождь, понимаете, пошёл. И ветер, знаете ли, был сильный. Два ржавых корыта с мазутом перевернул. И никто, понимаете, не виноват. Ни один миллиардер, ни чиновник. Один лишь ветер.

 

Весь Брянск в "девяностые” был густо заклеен *свастиками организации *Баркашова(*Александр Баркашов – лидер организации, признанной в России экстремистской). *Свастики с призывом куда-то вступать были расклеены на каждом столбу, а флаг РФ сиротливо свисал лишь у порогов горадминистрации и Облдумы. Похоже, элиту того времени сильно беспокоила вероятность того, что народ обратно выберет коммунистов по всей стране, и придётся возвращать награбленное. Поэтому власть, как и в других подобных, латиноамериканских колониях, на всякий случай предпочла опереться на парамилитарные отряды усатых мужичков со *свастикой на рукаве. Без косплея и не понарошку. Чтоб, если понадобится, было кому давать указания похищать, пытать и убивать по ночам. Как много где, в общем-то. Ничего нового, просто технология.

 

Брянские нацболы на выборах всегда играли за местных коммунистов. Понятно, что воры, но хотя бы свои, и не столь бесстыжие как их антагонисты. Рядом с коммунистами, членами нескольких альтернативных друг другу местных компартий, шли по центральным улицам Брянска в колонне 1 мая и 7 ноября. Вместе с ними же шли на возложение 9 мая, в честь Дня Победы.

 

 

Время гениальных решений. Уличную и молодежную политику руководители РФ, как я уже заметил, со временем отдали на аутсорс гопоте, которая вначале косплеила нас, а впоследствии занялись основным своим делом, к которому была наиболее способна мозгами и идеями. Создала службу для эскорт-услуг завсегдатаям Куршевеля и бонзам правящих кругов. Получило ли государство от этого большую пользу? Был ли смысл в таких инвестициях? Вопрос спорный.

 

Понятно, что непрозрачные источники финансирования определенно сотворили бы из партии рано или поздно какую-нибудь дичь. Так что финал истории был ещё божеским, партию раскассировали, а личный состав разбрёлся кто-куда, наблюдая со стороны профанацию прежних смыслов, "марши несогласных” и прочие мероприятия по методичкам "революций роз”. Которые власти вынуждены были потом давить, иногда и вместе с зазевавшимися прыгающими юношами.

 

Никому в голову не приходило, что нацболов, как и водится с любой субкультурой, развести по домам так просто не удастся. В итоге, были и неожиданные адовые инциденты. Отдельными беспризорными ячейками партия переродилась в ультралевую секту. Поиски себя, неокрепшая психика молодых людей и суровая региональная дичь — всё это вылилось в спонтанный терроризм на Дальнем Востоке и последующую романтизацию образа перешедших в исламизм отморозков.

 

Брянское отделение в основном состояло из представителей местных укоренившихся в брянских лесах субкультур — хиппи, толкиенистов и алисоманов. Кинчев своей песенкой, перечеркивающей все неоднозначности, сам наверняка не предполагал, что отправит своих фанатов прямиком в политическую косплей-организацию, в которой они повстречают себе подобных.

 

"Ну а мы, ну а мы, **педерасты

Наркоманы, фашисты, шпана!

Как один социально опасны

И по каждому плачет тюрьма!

Мы пена в мутном потоке

Пресловутой «Красной Волны»!

Так об этом пишут газеты

Газеты всегда правы

Всё это Рокенрол.

Ага.”

 

Оказавшись без возможности купить еду, никому не могло прийти в голову что-либо украсть, были случаи, когда партийцы ели домашних животных, но ни на воровство, ни на тем более грабежи или другое насилие в отношении граждан никто не шел. Это дело принципа и чести.

 

Нацболы в регионах в конце девяностых стояли на страже закона там, где государство было бессильным.

 

Оружие у партийцев наверняка было, и было его столько, сколько было нужно. Было бы нужно — было бы больше. Никто этим не бравировал, никогда его не светил. "Крайних случаев” не случалось.

 

Милиция следила за общественным порядком, его партийцы старались не нарушать, но жажда к справедливости вела на поиски приключений.

 

Кошмарили монопольных водочных королей Брянской области, этнические группировки на цветном металле, и т.д. Надеяться населению на милицию и прочие силовые структуры было бы абсурдом — там работали энтузиасты без зарплат и даже без служебного бензина. Скорее у нас его попросили бы, чем допросились у государства. Так оно и бывало. Государство для нацболов не было чем-то чужеродным. Даже такое, каким оно было на тот момент. Бесхозным и аморальным.

 

Авторитет Эдуарда был недостаточным, чтоб воспринимать серьёзно его провокационные глупости про захват Казахстана либо прочие земельные приобретения в отрыве от государственной политики. Несколько безработных нацболов ему удалось подбить на жизнь в лесу с поеданием шашлыков. "Что это было”, — спустя четверть века так и не ясно. То ли какая-то из "башен” показывала казахам, мол, видите, мы партнёры, спасаем вас от грозного и опасного Лимонова, надувая его сзади, через пластмассовую трубочку. То ли творческая эйфория свела писателя с ума, и он чуть было не утащил на тот свет с десяток молодых беспризорников, совсем одичавших от скуки в лесах горного Алтая. В итоге, Система всех вполне по-божески щёлкнула по носу символическими сроками, пара поджопников, и революция закончилась, не успев начаться. К счастью для панков.

 

В Брянске, как и в любом уважающем себя отделении косплей-партии по мотивам "17 мгновений весны” были свой "Штирлиц” и свой "Геббельс”. "Штирлиц” был вдумчивым местным журналистом, с долгим стажем в рядах толкиенистов, у которых меч это продолжение руки. И в ходе одной из ночных посиделок у костра в Брянском лесу к нему пристал какой-то местный гопник и предложил поединок на ножах. "Штирлиц” мгновенно заколол его в сердце. Отсидел на строгом режиме восемь лет. Освободился, и спустя некоторое время умер, потому что в российских тюрьмах не курорт. "Геббельс” поучаствовал в очередной леворадикальной нацбольской массовой выходке в Москве, то ли с кефиром, то ли с бросанием портретов из окон, и получил свой срок за левый активизм. При выходе из колонии партийные бонзы ехать его встречать — постеснялись. Наверное, из-за клички. Боялись огласки, ибо в тот период ширилось партнёрство с "несогласными” и это могло повредить союзу с каким-нибудь щедрым спонсором из числа опальных олигархов. Так что, у идеалистов и подлецов рано или поздно пути расходятся.

 

Но вернёмся к молодёжной политике РФ и субкультурам.

 

Спустя всего лишь несколько лет, после ликвидации неуправляемых, идеалистически настроенных косплееров романа Юлиана Семёнова, словно тараканы изо всех щелей, поползли реальные нацисты.

 

Услугами которых на местах начали пользоваться не шибко умные чиновники.

 

Если бы я был конспирологом, то придумал бы версию, что "прогерманское лобби” в руководстве РФ, которое симпатизировало нацболам, полностью продуло "пробританскому лобби”. В итоге вместо "гламурного фашизма” в коже и латексе с плёткой в стиле **БДСМ, государство получило новый геморрой на свою голову — субкультуру британского узколобого быдла — "скинхед-движение”. Когда больше не нужно читать книжки из дугинской библиотеки, штудировать труды Хаусхофера и прочих. Достаточно берцев, белых шнурков, бутылки водки, ножа, всё остальное содержится в популярных для данной субкультуры фильмах о кровавых буднях британской молодёжи. Насилие, кровь и полное отсутствие мозгов с гарантированным попаданием на пожизненное.

 

Узколобые бритые юноши в подтяжках и берцах в итоге, вооружившись ножами и огнестрельным оружием, прикрываясь своей "нужностью” каким-то отдельным властным структурам, начали резать и стрелять во все стороны.

 

Государству понадобилось много лет, чтобы эта проблема отступила.

 

Партийцы-нацболы, выходя за периметр границ РФ, были в своё время хоть чем-то любопытным, вроде "Маши и медведя”, но для тех, кто чуть постарше. Транслировали какие-то яркие культурно-нигилистические опции, выступая в качестве лидирующей, новой авангардной силы. Не совсем и не всегда политической, разумеется, но всё же. На Западе и постсоветском пространстве зачастую аналогов не было, и нацболы везде оказывались первыми, и это пугало и вызывало зависть у местечковых руководителей.

 

"Вы не читали Дугина? А что вы вообще читали, тупицы?”

 

Нацисты "скинхед-движения” же, наоборот, искали каких-то контактов в заграничных соответствующих организациях, с пятидесятилетним стажем и плотным взаимодействием по линии соответствующих структур. Выступая в роли не носителей свежих творческих идей, а послушных робких "продолжателей традиций”, учеников ультраправых экстремистских группировок Западной Европы и США. И, таким образом, государство получило на свою голову "заграничный подарок” с ножами, кастетами, убийствами на этнической почве. И, впоследствии, активную вовлечённость этой группы в терроризм.

 

Тем временем косплей-партия просто распадалась на кружки. Где-то в Москве партийные бонзы поднаторели в оральных услугах Березовскому.

Это когда Березовский просит чего-нибудь поорать и передаёт через близкого ему политтехнолога котлету денег. Следующую котлету может подогнать какой-нибудь видный интеллектуал Администрации, поэт, которому мысли о великом тоже не чужды, но нужно подчеркивать цивилизованность власти. Поэтому время от времени можно попросить маргиналов свалять какую-нибудь дичь. Что-то поджечь, или побросать кисломолочную продукцию. Так косплей-партия постепенно сошла на уровень шутовства и левачества.

 

Клуб поклонников Лимонова существует до сих пор, субкультуру догадались не раздавить полностью, но в современном мире, когда все смотрят в экран телефона, мало кому интересны подвалы, умная литература, концерты и прочее. Массового движения не было и в "лучшие годы”, чего уж говорить про сейчас.

 

 

Тропами Консервативной революции

 

Два "Д”— Дугин и ***Джемаль. В переписке мы обычно их упоминали как Д&Д. Порождая новояз, они поочерёдно, словно перебивая друг друга, проповедовали на собраниях и через газету то германизм, то старообрядцев, то сатанизм, то скрещивали левых с арабами, то восхищались ***ваххабизмом и "борцами Ичкерии”. Все быстро устали от этого безумия обоих увлекающихся партийных "идеологов”, впадавших в эйфорию при полном отсутствии внешнего контроля.

 

На дугинских партийных литературных столиках умещались "Зеленая книга” Каддафи, Генон и его собственные переводы Германа Вирта, Майринк, Элиаде. Сейчас, издалека, это соседство объясняется весьма просто.

 

"Будить неравнодушие.”

 

Ну, мы в себе его отчасти будили и местами даже пробудили. При входе в бункер здоровались римским приветствием, никакого левачества в плане эстетики не наблюдалось, пожалуй, до последнего уже, наиболее левацкого "кефирного периода”, уже без меня. А так — в период до 2002 — это была сугубо правая, ультраимперская по эстетике партия, с левыми элементами в экономической идеологии. Этнический, расовый национализм не имел ни малейшей почвы. Партия была озабочена культурной экспансией. По большому счёту, своими силами — каждый был: кто поэтом, кто музыкантом, кто художником.

 

И в те времена, на этапе партстроительства, было стыдно быть тупым. На входе в партию стоял блок для тупых.

 

"Прочитай книжки с лотка — потом через год приходи, посмотрим, стоит ли тебя принимать.”

 

Такой вот национализм как субкультура. Предметную область надо знать. Как у толкиенистов — Толкиен. Тут предметная область — это то, что посоветовал прочесть Дугин. Ну, можно и Лимонова парочку романов. Для досуга.

 

Дугин в эпоху российских мрачных девяностых был тем, кого он в себе от своей природной скромности никогда не замечал.

 

Он был всем.

 

Для многих из нас он являлся идеологом русского национал-освободительного, антиколониального движения, пока сам добровольно не отписался с этой почётной должности.

 

Чтобы оказаться понарошку "идеологом власти”, понятно же, что никаким чиновникам АП не нужны внешние идеологи — они сами в те времена видели себя богами. Дугин остался наедине с книжными людьми, не с политическими, со своим неоевразийством. В компании казахстанских баев. За мелкий по любым меркам прайс.

 

"Подтолкни, что падает” и "Оседлать тигра”. Лекция, посвященная Юлиусу Эволе. "Магический путь интенсивности”. Она и сегодня выложена на ресурсах, в аудиоформате. Это, вообще, главное произведение Дугина. Центральное. Главнее всех его книг. Обычно мы слушали эту лекцию в темноте, лёжа на полу. Закрываешь глаза и слушаешь подобранную им музыку. И рассказ про Эволу. С этой лекции началось, на самом деле, Брянское отделение. Эта лекция была входным билетом.

 

Дугин тех времён носил аккуратную бороду и походил на какого-нибудь последнего офицера последней подводной лодки, увозящего в пучину антарктических льдов архив Аненербе. Остриженная бородка европейского интеллектуала роднила его с его любимыми авторами. Дугин открыл русским беспризорникам, никому не нужной русской молодежи окно в мир европейской правой мысли.

 

Можно сказать, если открыть дверь уличной политики в РФ тех времён, и попытаться найти что-либо умное, то ничего кроме Дугина у нас и не было. Может что и было, но мы этого не знали, и найти не могли. Только Дугин. Только политический хардкор. Журнал "Элементы”.

 

Его уход из партии был поступком творческого человека, но никому пользы не принёс. В партии он, конечно, не видел своей аудитории, которую искал. В бункере его троллили бездомные украинские беспризорники, обитавшие там уже на правах хозяев. Мы их называли "бункерские бомжи”.

 

Ни должного финансирования, ни каких-то дверей в легальную политическую жизнь, ни эфира, один этот подвал, да и там тебя не понимают. Для Дугина финал движения был очевиден. Он искал новых путей, финансирования, а не вот это вот всё. Беспризорники, подвальные лекции и косые взгляды партийных маргиналов без определенного места жительства.

 

 

Евразийские сладости

 

Лекция про Юлиуса Эволу — это то, что Дугин безжалостно оставил позади себя. Оставив там же и самого себя, свою юность и свою мечту. Променять это на кирпичи евразийства и идолопоклонничество перед одной из сторон света, с которой ничего кроме набегов и опасностей тысячелетиями ждать не приходилось. Либо просто талантливо сымитировать подлинность этого выбора. А, на самом деле, всё совершенно не так. И это просто игра. И читать нужно "раннего Дугина”. А не "это вот всё”.

 

Конечно, он один из умнейших людей столетия. Мне не разгадать его мысли. Быть может, он следует всю жизнь доктрине Эволы.

 

"Оседлать тигра, прыгающего в пропасть.”

 

"Подтолкни, что падает.”

 

Дугин ускоряет Кали-Югу, возможно. Никакого оптимизма он не испытывает, никакого "светлого будущего” не ждёт и не планирует. И просто делает всё, чтобы приблизить тотальный Конец. И в этой связи спасать российскую молодёжь — очевидно, это не его задача, и это даже не может быть хобби. Зачем кого-либо спасать? Какая цель? Ибо, даже если опуститься на грешную землю, на этом не проживёшь, да и увидишь ли благодарность взамен? Опыт партии показал, что скорее нет.

 

На него наехали недавно из-за Ильина. Но, со мной уже не один из старых друзей согласился, что как публицист ранний Дугин гораздо выше Ильина, гораздо талантливей и значительней. Что это Ильину можно было бы создать "Институт Дугина”, а не наоборот.

 

Мир Дугина—это, возможно, мир Эволы, Эрнста Юнгера, Шмитта, других европейских интеллектуалов. Просто кому и зачем об этом говорить в преддверие "последних времён”. Какой в этом смысл? Пусть всё катится вниз. "Подтолкни, что падает.”

 

Евразийские сладости — возможно, это лишь попытка привлечь внимание. А читать нужно с самого начала. До евразийства можно и не дочитать. И не нужно.

 

Все его последующие проекты после ухода из косплей-партии я не воспринимаю никак. Ну, кроме как "прожить как-нибудь”. В мире лжи кому нужно слышать правду? Каждый сам должен попытаться её найти. И это не очень простое занятие.

 

Все проекты "Евразийства” — это попытки получить какие-нибудь инвестиции, для этого в президиум сажаются все подряд и пишутся длинные письма мелким почерком куда-нибудь родственникам Назарбаева, в надежде на хоть какой-нибудь транш. Зачем ему в этих проектах был нужен ***Джемаль? Для меня остаётся загадкой. Быть может, просто по старой дружбе. Поскольку  ***Джемаль при всём к нему уважении за его таланты не воспринимал будущее иначе чем как Всемирный Халифат. "Лучшим русским” для него, с большой вероятностью, был террорист ****Саид Бурятский. А русских он видел в мечтах, скорее всего просто всей буквально страной в виде заложников в Будённовской больнице.

 

Всё это чрезмерное увлечение востоком, "восточные сладости”, принесло Дугину некую перезагрузку имиджа. И власти помогли ресурсами. Но что толку во всей этой известности? Если нестриженая борода позволяет в зарубежных медиа всем "экспертам” по шаблону столетней давности рассказывать зрителям про некоего маргинального чудака, влияющего на решение Кремля. Как новый "Распутин”. Дикий и с нестриженой бородой.

 

Хотя все думающие люди знают, что это не так. Что, во-первых, нет никакого влияния, "серого кардинальства”. И внутренний мир Дугина далёк от его имиджа. Просто имидж обусловлен тем, что за русское как за субкультуру, как за национальный проект, никто из сильных мира сего давно не даёт ни рубля. Что следование национальному проекту - это путь скитаний, метаний, безденежья и гибели в расцвете сил. Имена называть не буду, их и без меня знают и помнят. Дугин из этих списков себя решил выпилить ради самосохранения, инвестиций и узнаваемости. Инвестиции и узнаваемость - да. Толку то.

 

Проект евразийства оказался на уровне молодежной политики нулём даже в сравнении с субкультурой нацболов. Там всегда был с десяток людей, в итоге что-то пытался писать, выступал в роли его последователя Валерий Коровин. Быть может, конечно, Дугин просто отбросил всё для себя лишнее, и решил вложить силы, всего себя в свою дочь, Дарью Дугину. Которая погибла во время чудовищного теракта. Быть может, они о чём-то беседовали между собой, пока она была жива. О чём-то, не о том, о чём кирпичи его последних книг. Очень жаль, что мы об этом, скорее всего, ничего уже не узнаем.

 

Лет 20 назад мне предлагал кто-то из московских правых публицистов познакомить с Дугиным. Я смутился, отказался, дескать, он живёт в мире философов, этот мир далёк от моего. Нам не о чем говорить.

 

Будь ему сегодня 25 лет, и если б не трагедия его семьи, я б, наверное, замотивировал его встряхнуться, побрить бороду, надеть галстук и стать опять тем, кем он был до евразийства. Попробовать в молодёжную, да и взрослую политику. Попытаться выбить финансирование, раз уж он куда-то вхож, и создать право-левую интересную в смысле имиджа и свежих идей партию. C учётом местных реалий и менталитета, безо всякого экстремизма и маргинальщины, с предполагаемым порогом входа, интеллектуальным не в последнюю очередь. Но, понятно, без финансирования и СМИ это вновь подвал и уровень субкультуры для десятков любителей полистать книжки. Это не уровень федерального проекта.

 

Но ему не 25. И нам не.

 

Всё уже позади. Впереди последний цикл Кали Юги. Только, разумеется, безо всякой перезагрузки. Насовсем.


 

 

 

* "Эхо Москвы” – радиоканал признан иноагентом и ликвидирован в РФ.

*РНЕ – признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.

*Зига - нацистское приветствие, признано экстремистским и запрещено в РФ.

*Александр Баркашов – лидер организации, признанной в России экстремистской.

*Свастики – пропаганда нацистской атрибутики запрещена законом в РФ.

** Пропаганда ЛГБТ запрещена в России.

***Гейдар Джемаль – лидер организации запрещенной в России.

***Ваххабизм, его пропаганда - признаны экстремистской идеологией и запрещена в РФ.

****Саид Бурятский признан террористом и запрещён в РФ.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram