Виноват не Ельцин, а Горбачев

 

Бедность части россиян многими воспринимается, как данность, неизбежное при капитализме зло. Власти традиционно делают заявления, что они ведут с бедностью беспощадную борьбу, индексируя пенсии и зарплаты в государственном секторе. Однако, ситуация принципиально не меняется. Вместе с тем, в СССР нищеты не было, откуда она взялась в новой буржуазной России и можно ли, и если можно, то как ее победить – давайте разберемся. Вопреки самому распространенному мнению в российской бедности и нищете виноваты не Ельцин и Гайдар и даже не Чубайс.


 

Автором российской бедности является первый и последний президент СССР Михаил Сергеевич Горбачев. Он был озабочен, выражаясь современным языком, своим рейтингом. И начал повышать зарплаты с помощью печатного станка. При фиксированных при плановой экономике ценах это автоматические вело к товарному дефициту.


В итоге из магазинов исчезли даже самые элементарные товары. Никакого фондового рынка при СССР, понятное дело, не было, надуть пузырь на рынке акций, как в США или другой развитой капиталистической экономике, было невозможно. Дисбаланс между товарной и денежной массой был просто чудовищным. Американцы, кстати, предупреждали Горбачева, что такая ситуация грозит гиперинфляцией и финансовым крахом. И только чудо или преждевременная отставка, вызванная окончательным распадом СССР, спасла Михаила Горбачева от ответственности.


 

Борис Ельцин и Егор Гайдар просто признали реальность, отпустив цены. Плюс с 1 июля 1992 была введена внутренняя конвертируемость рубля. И проблема товарного дефицита была решена частично за счет импорта. Как следствие советские сберкнижки фактически за одну ночь превратились в пыль. Именно это событие впоследствии стало одной из основных причин трагических событий в Москве в октябре 1993.


 

Можно ли было по-другому? Конечно можно. Можно было обменять советские накопления на акции электроэнергетических, телекоммуникационных и сырьевых монополий, сохранив государственный контроль через механизм золотой акции. Быстрый запуск фондового рынка позволил бы сохранить накопления россиян. Если взять капитализацию Газпрома на пике 2006-2007 гг., то один советский рубль, конвертируемый в акционерный капитал компании, давал примерно 1 долл. США. При том что в начале 1991 года в Москве и Ленинграде на черном рынке за доллар давали 25-30, а в конце 1991 уже около 100 советских рублей.


 

Однако, у Гайдара и Черномырдина в правительстве были макроэкономисты теоретики и красные директора, а не инвестиционные банкиры. В результате сначала в один день сгорели все советские накопления, а потом были ваучеры и финансовые пирамиды. Однако, повторюсь – первопричиной бедности россиян является горбачевский печатный станок и огромная диспропорция между товарной и денежной массой. Ельцин и Гайдар оказались перед очень сложным выбором, в котором в принципе не было хороших решений.


 

Можно ли сейчас попытаться исправить ситуацию? Можно, причем для этого не обязательно приватизировать государственные пакеты акций в Сбере, Ростелекоме и сырьевых монополиях. Грубая оценка дает коэффициент обмена 1 советский рубль 100 нынешних, ценовой паритет в лоб дал бы цифру 300-400, однако, не стоит забывать про товарный дефицит при СССР и неконвертируемость советских денежных знаков.


 

Конечно, выплатить бывшие советские вклады одномоментно невозможно. Этого не выдержит ни один бюджет. Однако, их можно обменять на бессрочные облигации, объявив по ним годовой купон в ½ среднегодовой ключевой ставки Банка России. Во избежание излишней бюджетной нагрузки выплаты по этим облигациям можно обязать делать не Министерство Финансов, а Банк России. Эмиссионный Центр с этим без проблем справится.


Однозначно в вопросе российской бедности все упирается в политическое решение. Однако, у Кремля, вероятно, пока есть более важные задачи.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram