Прощай, одинокий полукровка!

В субботу, в день рождения Сергея Минаева и прямо перед смертью протоиерея Чаплина, с госслужбы ушёл Владислав Сурков. Об этом рассказал главный Surkow-Versteher России политолог Чеснаков; главный, самозаявленный и, вероятно, единственный — а сколько их нужно, чтобы закрутить лампочку? Если Сурков был Putin-Versteher'ом, «понимающим интерпретатором» Путина и якобы архитектором системы, то Чеснаков — «понимающий» второго порядка: звучит невесело, но сурковианец-монополист кажется надёжным источником. СМИ не единожды, и всякий раз ошибочно, сообщали об отставке, опале, самоволке Суркова — теперь всё, видимо, по-настоящему.

Сурков, одержимый сохранением репутации «серого кардинала», не лишён тщеславия. Господь не жалеет тех, кого наделяет подобным сочетанием качеств. Представьте, что вам нужно спрятаться за узурпаторским плечом и беззвучно шевелить губами, надеясь на догадливых журналистов, которые должны прочесть: «Всё это придумал я!» Сурков использовал — и продолжает использовать — Чеснакова, чтобы облегчать разносчикам новостной пыльцы чтение по губам и чувствовать удовлетворение, выходя «в люди» с редкими шизофреническими колонками по мотивам прочитанных наискосок политфилософов. Или с романами, подписанными фамилией супруги.

Сурков служил в спецназе советского ГРУ, дирижировал «националистической» партией-спойлером «Родина», проектировал нашистов, социально-экономически развивал Абхазию с Южной Осетией, договаривался по-мински — и последний в этом перечне провалов самый кровавый. Впрочем, прежде всего он занимался «умным узакониванием» путинской власти, её имиджем: дескать, по ту сторону тоже есть интеллектуалы. И на закрытии моднейшего московского бара «Симачёв» добрый друг Гребенщикова и Земфиры смотрелся бы совершенно органично, в отличие от провинциальных трудяг лобовой пропаганды Попова и Скабеевой.

Боюсь, что во многих головах — не дай Бог в их числе и молодые русские головы — обеление автократии собственными сложными щами выглядит привлекательно. Если почувствуете что-то подобное, перечитайте одну из сурковских колонок. Сурков лучший из худших: он вправе воротить нос, завидев отставленного Мединского, но не более. Аналогия: Собчак вправе смеяться над нарядами сына Яны Рудковской, но подать себя как интеллектуалку в менее безопасном контексте она уже не в силах.

Всё плохое, что существует в РФ, не должно усугубляться ленивым эстетством. В условиях идеологического вакуума между подаренным Владиславу Суркову томиком Карла Шмитта и предложением провозгласить Путина демократическим фюрером может не быть ни одного промежуточного звена.

Значит, с субботы — одной проблемой меньше? Спасибо за плохой пример — и всего доброго.

 

Изначально текст опубликован в журнале Искрá. Поддержать проект можно здесь

 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter