Пиррова победа Эрдогана

Начиная с вечера 15 июля весь мир с напряжением следит за событиями в Турции, где группа военных высшего и среднего звена попыталась оказать вооруженное сопротивление попыткам президента Турции Реджепа Эрдогана сконцентрировать всю власть в стране в своих руках. Через двое суток после начала событий ситуация в Турции все еще остается неопределенной и противоречивой. Если турецкие военные, верные Эрдогану, вечером в воскресенье уже заявляют о полном контроле действующей власти за ситуацией в стране, то сам президент Турции просит своих сторонников не уходить с улиц до пятницы, 22 июля.

Подобная апелляция Эрдогана к методам уличной политики свидетельствует о том, что после неудачного военного путча его положение как первого политика в Турции крайне неустойчиво и до сих пор подвергается сомнению теми турецкими элитами, кто не смирился с поражением военных. Поэтому в ближайшее время все свои действия по укреплению личной власти и ликвидации очагов мятежа Эрдоган будет легитимизировать с помощью толпы. Игра в демократию в Турции отныне сменяется игрой в охлократию. 

Путч отчаяния или имитация?

Еще долго не будет ясности в том, что же именно происходило в Турции вечером 15 июля. Был ли это заранее спланированный военными переворот с целью свержения Реджепа Эрдогана? Или же это была превентивная имитация переворота военными, близкими к президенту Турции, с целью принуждения заговорщиков в турецком Генштабе, ВВС и ВМС к активным действиям с последующим их арестом и показательной расправой над ними? Но может быть, это была специальная операция американских спецслужб по предотвращению дезинтеграции власти в Турции в связи резким ослаблением позиций Реджепа Эрдогана внутри страны?

Обстоятельства до сих пор происходящих в Турции событий таковы, что нет оснований сбрасывать со счетов ни одну из этих трех версий.

Версию об имитации переворота верными Эрдогану военными подтверждают данные, полученные турецким изданием «Джумхуриййет», согласно которым на 4 часа утра 16 июля была назначена утвержденная Эрдоганом масштабная спецоперация по аресту высокопоставленных сторонников Фетхуллаха Гюлена – главного врага турецкого президента. Таким образом, поднятый вечером 15 июля военными мятеж, возможно, был реакцией отчаяния заговорщиков, узнавших о предстоящих массовых арестах.

Ожесточенная борьба за власть в турецкой столице ночью 16 июля велась с применением авиации и бронетехники. Это обстоятельство в корне отличает путч турецких военных от ставших привычными со времен «арабской весны» т.н. «ненасильственных» действий оппозиции по свержению действующей власти. В столкновениях погибли, по последним данным, 265 человек, в том числе 104 путчиста, более 1500 человек получили ранения.

Один из стремительно сформировавшихся за последние сутки мифов гласит, что Эрдогану удалось удержаться у власти благодаря массовой рассылке через sms и соцсети обращения к своим сторонникам с призывом выйти на улицы и поддержать власть.

Но судя по всему, это совсем не так. Сторонники Эрдогана на улицы вышли, но было их вовсе не так много, и тем более, явно недостаточно для того, чтобы остановить применение мятежниками истребителей и вертолетов. Тот, кто внимательно следил за событиями ночи 16 июля в Турции, обратил внимание, что перелом ситуации в пользу действующей власти наступил практически сразу после того, как в третьем часу ночи по московскому времени в поддержку Эрдогана выступил президент США Барак Обама. После этого в турецкой столице прозвучало несколько сильных взрывов, а действия авиации мятежников резко пошли на убыль.

Еще одно довольно расхожее утверждение о событиях 15 июля гласит, что путч турецких военных провалился потому, что в нем участвовали только офицеры среднего звена и отставники. Высший командный состав турецкой армии путч якобы не поддержал. Однако сегодня стало известно, что практически сразу названный сторонниками Эрдогана одним из организаторов путча экс-командующий ВВС генерал Акын Озтюрк показал, что сторонником путчистов был и начальник Генштаба турецких вооруженных сил Хулуси Акар. Путчисты якобы взяли Акара в заложники, а потом он был освобожден верными Эрдогану военными. Мнимое или действительное заложничество Акара роднит события 15 июля 2016 года в Турции с событиями 20 июля 1944 года в нацистской Германии. Тогда, получив достоверные данные о том, что Гитлер не был убит в результате взрыва бомбы, заговорщики из числа руководства армии резерва вермахта начали арестовывать других участников заговора с тем, чтобы избежать ответственности за содеянное.

Кроме того, по обвинению в организации переворота задержан и главный военный советник президента Турции Али Языджы. Если обвинения в адрес Акара и Языджы будут убедительно доказаны, то в заговоре против Эрдогана участвовала практически вся верхушка турецкой армии, а не офицеры среднего звена и отставники, как вдруг стало принято считать.

Активное вмешательство США в последние события в Турции в связи с резким ослаблением позиции Реджепа Эрдогана внутри страны выразилось не только в прямой поддержке турецкого лидера со стороны Обамы.

Ключевой особенностью «странного переворота» 15 июля стали покрытые тайной события вокруг авиабазы НАТО «Инджирлик» и основной базы турецких ВМС «Гельджюк». Сразу после начала путча вечером 15 июля полеты самолетов НАТО, выполняющих с базы «Инджирлик» боевые вылеты по территории Сирии, были остановлены, объявлена террористическая угроза. Это логично и объяснимо. Но в субботу, когда вроде бы Эрдогану уже удалось одержать верх над заговорщиками, база «Инджирлик» была неожиданно блокирована и обесточена, что явно указывает на то, что натовцы опасались потери контроля над ней. А в воскресенье стало известно об аресте командующего базой «Инджирлик» генерала Бекира Эркана Вана и еще 10 высокопоставленных турецких военных из числа персонала базы по обвинению в подготовке переворота.

Еще интереснее развивались события на базе турецких ВМС «Гельджюк», где, как сообщали СМИ, путчистам удалось захватить не только турецкий фрегат «Явуз», но и якобы взять в заложники самого командующего ВМС Турции Вейселя Кезеле. Впоследствии, сообщения о захвате фрегата и главкома ВМС были опровергнуты. Тем не менее, сам факт появления таких сообщений говорит о том, что как ВВС, так и ВМС Турции в ходе путча были временно выведены из-под контроля Эрдогана и для возвращения этого контроля президенту Турции явно потребовалась помощь США и НАТО.

Эрдоган после 15 июля: всесильный тиран или зависимый от всех временщик?

Как уже отмечалось выше, ставка президента Турции на охлократию в первую неделю после путча говорит о том, что его позиции внутри страны пока крайне слабы. Турецкие власти уже проводят массовые репрессии против тех, кого они заподозрили в организации и участии в путче. В стране на данный момент арестованы уже более 6000 военных, в том числе 34 генерала, а также выданы ордера на арест почти трех тысяч судей, в том числе 188 членов Конституционного и Верховного судов.

Самый главный инструмент, с помощью которого Эрдоган надеется в короткие сроки добиться восстановления своих позиций и усиления своей власти - смертная казнь, под предлогом восстановления которой турецкий лидер собирается изменить и Конституцию. Апеллируя к толпе, которая якобы поголовно желает восстановления в Турции смертной казни, Реджеп Эрдоган в то же время получает на это решительное «нет» со стороны США, Евросоюза и правозащитных организаций, мнение которых для Турции еще совсем недавно было немаловажным. Более того, в интервью телекомпании NBC госсекретарь США Джон Керри прямо заявил, что Реджепу Эрдогану не следует использовать попытку переворота в Турции для укрепления своей власти. «Это станет серьезным вызовом в том, что касается отношений Турции с Европой, НАТО, со всеми нами», - подчеркнул Керри.

Кроме того, Фетхуллах Гюлен, проживающий в США и явно рассматриваемый американцами в качестве одного из наиболее приемлемых для них кандидатов на замену Эрдогану, сегодня в интервью российскому телевидению призвал к созданию «международной независимой группы по расследованию попытки военного переворота» для выяснения «всей правды» о том, кто этот переворот действительно организовал. Как работают подконтрольные США «независимые международные группы» по расследованию чьих-либо преступлений, все мы прекрасно знаем. Таким образом, США уже сейчас с помощью инициативы Гюлена стремятся окончательно стреножить Эрдогана, закрыв ему путь к абсолютной власти в стране.

В своем предыдущем тексте "Турецкий разворот", объясняющем причины, по которым президент Путин неожиданно решил сделать шаг на встречу главе Турции и разрешил  российским туристам отдыхать в этой стране, автор утверждал, что централизация власти в Турции отвечает интересам России, заинтересованной в сохранении единства турецкого государства и формировании турецкими политиками более ответственного и сбалансированного внешнеполитического курса.

Пойдет ли сейчас в таких условиях Реджеп Эрдоган на конституционную реформу против воли США и НАТО (напомню, Турция является членом этой организации), оперевшись только на мнение толпы? У меня есть в этом большие сомнения.

Карт-бланш, данный Путиным Эрдогану накануне путча 15 июля, а также сделанные до и после событий последних дней турецкими властями словесные интервенции, как бы свидетельствующие о желании Турции еще сильнее сблизиться с Россией, вроде бы порождают в Кремле ощущение, что можно сделать Турцию чуть ли не союзником России  в противостоянии США и ЕС. На мой взгляд, это опасное заблуждение.

В ближайшее время Турцию ожидает своего рода «иранизация», то есть, замыкание на своих внутренних проблемах и крайняя многовекторность во внешней политике. Для своих сторонников внутри Турции Реджеп Эрдоган предстанет скорее в роли аятоллы, чем в роли полновластного президента страны, имеющего согласно конституции широчайшие полномочия. О резком снижении внешнеполитического веса Турции после провала путча 15 июля говорит и поучающая нерадивых турецких путчистов реплика  президента Ирана Хасана Роухани, который вряд ли бы стал так уничижительно отзываться о военных соседней страны без серьезных на то оснований.

Поэтому радоваться победе Эрдогана над путчистами и делать новые шаги навстречу ослабленному турецкому лидеру России не стоит События 15-17 июля – это не последний акт турецкой драмы, едва не ставшей мировой трагедией. Возможно, очень скоро последует продолжение этих событий, которое многих в нашей стране может неприятно удивить.

 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter