Право на здоровье

Одной из самых важных, основополагающих ценностей для человека во все времена было здоровье.

В современной России право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь закреплено в 41 статье Конституции наряду с другими правами и свободами человека и гражданина. В последние годы проблема здоровья населения была провозглашена одним из национальных приоритетов. Правительством РФ был предпринят ряд мер по реформированию здравоохранения, призванных, по мысли разработчиков, вывести здравоохранение РФ на уровень передовых стран Европы. Были разработаны Программа развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г., Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г., Программа модернизации здравоохранения, целый ряд законов, регулирующих финансирование здравоохранения, работу фондов ОМС (обязательного медицинского страхования). Огромная сумма – 460 миллиардов рублей – была выделена на модернизацию материально-технической базы, создание единой информационной базы электронных карт пациентов, стандартов медпомощи. Была принята новая система оплаты труда медиков, которая должна была сделать их труд высокооплачиваемым и престижным.

Гигантские финансовые вливания. Огромная работа….

Каковы же результаты? Как признал на июльском заседании Госсовета президент В.В.Путин, лишь 35% граждан удовлетворены качеством оказания медпомощи (прим. автора: и это весьма оптимистичные цифры!). Поток жалоб со стороны пациентов на поборы, коррупцию, недоступную и неквалифицированную помощь, невозможность получить лекарства по бесплатному перечню, хамство и безразличие врачей соединяется со встречным валом претензий со стороны медиков на нищенскую зарплату, которая стала еще меньше после широко разрекламированного «повышения». Произошло увеличение в разы документооборота, повышение и без того немаленьких норм приема, закрытие больниц и роддомов, слияние лечебных учреждений, сокращение ставок врачей под предлогом экономии средств и сокращения управленческого персонала. О «повышении благосостояния медиков» красноречиво говорят цифры кадрового «голода»: к 2012 году дефицит медработников в стране составил 30%, а в некоторых регионах уже приблизился к 40%. В РФ не хватает 152,8 тысяч врачей различных клинических специальностей и 800 тысяч средних медработников. Ужасающие цифры нехватки врачей и среднего медперсонала были озвучены предыдущим министром МЗиСР Т.Голиковой еще в прошлом году. О том, что в 2013 году ситуация только ухудшилась, говорят планы Минздрава вернуться к принудительному распределению выпускников медвузов, так как не менее 60% из них уходят из профессии сразу после завершения учебы, а оставшиеся стараются трудоустроиться в медицинские страховые компании, фармфирмы и т.п. По некоторым данным, в практическое здравоохранение идет работать чуть более1%! Среди работающих врачей около 67% составляют люди пенсионного возраста: средний возраст участкового терапевта 51 год.

Многие медики называют эту реформу «убийством отечественного здравоохранения».

Огромные затраты на переоснащение больниц современной аппаратурой (так, недавно в интервью одному из телеканалов руководитель московского Департамента здравоохранения Леонид Печатников сообщил, что в одной Москве современного медицинского оборудования больше, чем во всей Франции или Великобритании) не сделали доступнее для населения высокотехнологичные методики обследования. Во многих ЛПУ (лечебно-профилактических учреждениях) оборудование простаивает из-за отсутствия умеющего на нем работать персонала.

За последний год з платными медицинскими услугами были вынуждены обратиться 67% жителей городов. Число клиентов платных медицинских услуг в 2012 г. составило 82 млн. человек. Объем российского рынка платных медуслуг в 2012 достиг 490-560 млрд рублей, причем от 15 до 20% его приходится на теневой сектор.

По данным главного кардиолога Москвы Ю.Бузиашвили, около 17 миллиардов долларов население РФ тратит на лечение за границей, а более 30 миллиардов уходит на услуги экстрасенсов и колдунов. Так, по данным немецких СМИ, объем рынка медицинских услуг в Германии в в течение 2 лет (2011- 2012гг) вырос в три раза до 1 миллиарда евро, и произошло это в основном за счет пациентов их РФ и других стран СНГ. Понятно, что такие траты могут позволить себе состоятельные люди; часть средств собирается «всем миром» на лечение тяжелобольных, в основном детей и онкобольных. Для малоимущих слоев населения доступная медпомощь становится призраком.

Сами же власть-имущие предпочитают лечение за рубежом: так, в клинике Германии восстанавливался после ДТП губернатор Свердловской области Мишарина. По информации АиФ, в 2010 г в Германии лечился и губернатор Омской области Л.Полежаев, а в 2007 г М.Шаймиев. тогдашний президент Татарстана. Но самой яркой характеристикой результата реформирования здравоохранения и реальной оценки ее нашей элитой является приключившийся недавно скандал с министром здравоохранения оренбургской области, поехавшей лечиться за рубеж.

Поэтому, несмотря на то что завершение программы еще не скоро, в 2020 году, можно с уверенностью сказать, что реформа здравоохранения в РФ провалена. В настоящее время в здравоохранение страны находится в тяжелейшем системном кризисе.

Мы можем с уверенностью утверждать, что ни одна из проводимых либеральных реформ в сфере охраны правопорядка, образования, здравоохранения не привела к позитивным сдвигам именно потому, что идеологом, заказчиком, разработчиком и реализатором реформ выступало только государство.

Ситуация с проведением реформ силами только реформируемой системы, будь то здравоохранение, МВД (полиция), или образование, наглядно продемонстрировала невозможность изменения и улучшения «внутри системы».

В нашей стране исторически сложилась практика монополии государства на реформы – государство описывает проблему («вызовы»), декларирует цели и задачи и определяет пути решения. Профессиональные сообщества и население «берут под козырек» и принимаются за решение проблемы и выполнение поставленных задач. В случае неудачи ответственность всегда возлагается на профессионалов - «доноров услуги» и население- «акцепторов услуги» и полностью снимается с государства. Таким образом, из трех равноправных и равно заинтересованных в решении проблемы сторон – государства, населения и профессиональных сообществ первое получает полную свободу принятия решений и, одновременно, полное освобождение от всякой ответственности.

Национально-демократическая партия, понимая сложность и драматизм ситуации в области здравоохранения России, оценивает ее, как угрожающую национальной безопасности страны и могущую привести к тяжелейшим последствиям, сопоставимым с людскими потерями во время войн.

Мы осознаем, что в сложившейся ситуации ни государство, ни профильные ведомства не в состоянии решить эту задачу без учета мнения двух других, причем главных, определяющих сторон – медицинского сообщества как исполнителя и населения страны как потребителя «конечного продукта» - медицинской помощи.

Однако существующая поныне практика «наказов» архаична в корне неприемлема, так как закрепляет феодальный принцип «прошения» холопами подачек у господина, а не выработку консенсуса равноправными участниками процесса.

НДП считает необходимым разорвать эту порочную традицию и призвать как можно более широкий круг участников – политические партии, общественные движения, профсоюзы, профессиональные медицинские сообщества, просто жители страны, к обсуждению и выработке стратегии реформирования здравоохранения России.

Мы считаем, что причиной провала реформы является ОТСУТСТВИЕ В ОСНОВНОЙ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧЕТКОГО И ВНЯТНОГО ПРИОРИТЕТА: ДЕНЬГИ ЛИБО ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ.
Государство и общество должны определиться, что является основной целью здравоохранения - декларируемое в конституции право на здоровье, на доступное бесплатное медицинское обслуживание. либо внедряемая модель самоокупаемости – «больницы должны научиться зарабатывать деньги», то есть здравоохранение как бизнес-структура.

Попытка соединить обе эти модели в наших реалиях, как мы видим, приводит к катастрофическим последствиям.

Мы знаем и верим, что в стране достаточно здоровых сил как среди политиков, профессионалов-медиков, людей других специальностей, чувствующих ответственность за здоровье себя, своих близких, детей и родителей, которые смогут решить эту проблему. Однако мы понимаем, что в нынешних реалиях страны призывы вернуться к модели советского здравоохранения несостоятельны и являются откровенным популизмом.

Поэтому:

Мы выдвигаем общественную инициативу по сбору подписей за признание несостоятельности проводимой реформы здравоохранения, введение моратория на дальнейшее сокращение ЛПУ, отмены грабительской методики оплаты труда и возвращения на период обсуждения к прежней системе начисления зарплаты, и началу разработки настоящей, а не кулуарно-чиновничьей реформы здравоохранения России.

PS: ни в коей мере не претендуя на монополию на истину, мы начинаем цикл статей, в которых постараемся проанализировать причины, приведшие наше здравоохранение к кризисной черте, сравнить пути решения этого вопроса в странах бывшего соцлагеря, которые столкнулись с подобными сложностями, доставшимися им в наследство от социалистической модели здравоохранения. Мы постараемся охарактеризовать основные группы системных проблем, созданных «либеральными реформаторами» и описать главные коррупционные дыры в нынешнем законодательстве в сфере медицины и здравоохранения, без устранения которых любая последующая реформа обречена на провал. Мы открыты для позитивного диалога, направленного на поиск решений по выходу из трагического тупика отечественного здравоохранения.

Призываем начать широкое гражданское движение в поддержку права народа России самому выбрать устраивающую его модель системы охраны здоровья!

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter