Замороженный регион

Россия – действительно огромная и удивительная в своем разнообразии страна. И не только в экономическом, культурном или геологическом аспектах, но и в социо-политическом. Разнообразие ситуаций, сложившихся в разных областях и республиках, поистине изумляет, а иногда – даже ставит в тупик. Особенно поразительны регионы, где жизнь словно застыла или заморожена как в недобрых сказках про Деда Мороза.

Активная атака, предпринятая за последний «избирательный» месяц в отношении губернатора Ульяновской области Сергея Морозова со стороны неокоммунистической партии «Коммунисты России», отчетливо дала почувствовать, что именно таким «замороженным» местом является Ульяновская область - регион, застывший то ли в поздних, насквозь лживых, советских 80-ых, то ли в слегка заретушированном беспределе 90-х. Вокруг – в мире, в стране – происходят сотни и тысячи событий, появляются новые общественные образования, новые отношения и новые лидеры, в края и области приходят новые люди, губернаторы – пусть с разным успехом и в различных направлениях – пытаются изменить свой регион…  А здесь – «заМороженное» пространство, посреди которого вот уже почти 10 лет – никто, посредственность, единственным серьезным достоинством которой является умение вовремя и в нужном направлении выпускать струю «пыли в глаза».

На нынешнем политическом российском пространстве Морозов – явление в чем-то уже уникальное и даже реликтовое. Два столпа, которые столько лет удерживают у власти губернатора Ульяновской области – ложь и изворотливость. И одна из последних его «инициатив», на которые Морозов настоящий мастер, – экстракт двух этих качеств: этим летом Морозов предложил проверять на детекторе лжи тех, кто претендует на высшие чиновничьи должности в регионе, однако почему-то сам не показал позитивный пример, пройдя тест на искренность. Оно и понятно – слишком много в биографии  Ульяновского губернатора такого, о чем только шепчутся и намекают – поскольку доказательств либо нет, либо они надежно скрыты до поры до времени.

У Морозова-губернатора нет серьезных экономических достижений. Уровень жизни населения стабильно низок, область прочно занимает место среди глубоко дотационных регионов, и нет никаких признаков того, что эта ситуация может хоть как-то измениться. Все громкие заявления губернатора, связанные с инновационным климатом и глобальными экономическими проектами – чистой воды фейк, иллюзия, все та же оголтелая  ложь, созданная только для прикрытия ошеломляющего в своей наглости и примитивности «распила». Ни один из заявленных мега-проектов в области за последние 10 лет не существовал в реальности либо был доведен только до стадии «красивого фасада», который при необходимости можно продемонстрировать журналистам или инвесторам. Образцово-показательный животноводческий мега-комплекс «Октябрьский», купленные для которого якобы по бешенным ценам племенные коровы просто подохли от голода и холода, принес губернатору и его «команде» порядка 3 миллиардов рублей. Заявленный как спасение от экономической разрухи комплекс для добычи и переработки кварцевого песка «Тереньга» заброшен и обошелся стране в 7600 миллионов. Создание нового типа дирижаблей, культурно-туристический кластер, авиационный кластер, инновационный кластер, автомобильный кластер, «летающие тарелки», в конце концов – НИЧЕГО из этого не было реализовано. Кроме, конечно, выделяемых бюджетных денег – они существовали весьма осязаемо, но недолго и не там, куда предназначались. Размах и стабильность, с которой ульяновский губернатор вытягивает деньги из страны, просто потрясает. При этом люди, находящиеся в его непосредственном окружении все чаще попадают под суд – так, год назад область потряс мощнейший коррупционный скандал – министр строительства Михаил Шканов попал сразу под три(!) уголовных дела. А несколько месяцев назад на должность начальника отдела по профилактике коррупционных проявлений управления по работе с правоохранительными органами и общественными объединениями был назначен Рамис Гибатдинов, который, как оказалось позже, еще в марте 2007 года был признан судом виновным в покушении на мошенничество и приговорен к 2,5 годам колонии. Возможно ли, чтобы губернатор настолько был несведущ в том, что творится у него в регионе? Да губернатор ли он при этом? Или все делается с его ведома, и ему просто пока удается уворачиваться от «попаданий»?

Считается, что у Морозова нет ни влиятельных покровителей, ни «команды», к которой он бы относился. Его биография примитивна и скучна. Его отличительные качества – серый туман и шлейф самых разнообразных слухов, тянущихся за ним многие и многие годы. В его биографии – все недосказано или…. недоказано, все полу-ложь или полу-сплетня. Практически все вокруг знают о его связях с СОКом, о том, что именно эта группировка посадила его на губернаторство в регионе и потом безнаказанно грабила область. История о том, каким образом перед вторым туром в 2004 году сняли через суд Сергея Герасимова, который фактически выиграл у Морозова выборы, до сих пор не дает покоя знающим людям в регионе. Но это – только разговоры… Морозова обвиняют в том, что в бытность свою руководителем спецподразделения по борьбе с наркотиками в Ульяновской области он не столько боролся, сколько крышевал наркоторговцев. В длинном шлейфе тянущихся за ним слухов есть и кровавые страницы, намеки о внезапных и очень удачных несчастных случаях и нераскрытых киллерских историях, как, например, расстрелянный киллером в ноябре 2006 года директор ООО «Ремстроймост» Фарит Файзуллин, удачно конкурировавший с СОКом при строительстве волжского моста. Следом за Фаритом через два месяца в странном ДТП погибает вместе с дочерью его преемник на посту исполнительного директора «Ремстроймоста» Александр Палатников. А уже много позже, в 2011-м, когда, как говорят, Морозов стал «чистить» территорию от бывших СОКовцев, неизвестные запытали до смерти и зарезали наводившего прежде ужас на ульяновских чиновников Александра Большакова. С собой он унес в могилу многие тайны СОКа, а значит опять - доказательств нет. Даже личная жизнь Морозова – под шлейфом лжи: имитация семейной идиллии для победы на выборах, чуть ли не тайное бракосочетание и новая жена в качестве хранилища для активов…

Почему этот человек – не имеющий ни чести, ни таланта, ни связей – так долго и полноправно царствует в регионе, заставляя жителей все глубже погружаться в созданное им болото апатии и безверия? Он – как Тараканище из детской сказки, кроме устрашающих усов и созданного образа не имеющий ничего в реальности. Но ведь в настоящей жизни именно такие люди и приводят к общественным катаклизмам. Не пламенные революционеры, Че Гевары или Ульяновы из одноименного теперь уже города – а вот такие серые, набившие оскомину у людей и доводящие до взрыва «управленцы», кроме собственной корысти и угодничества ни умеющие и не имеющие за душой ничего. И именно такие – реликты 90-х, потеряв в одночасье незаслуженно полученный пост и номенклатурную защиту, очень быстро оказываются либо за границей либо под следствием, искренне недоумевая в своей «замороженности», как и почему жизнь вдруг изменила свое течение и все вокруг рухнуло как снежная крепость по лучами весеннего солнца.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram