Татарские сепаратисты объявили 2013 год «Годом Батыя»

Союз татарской молодежи «Азатлык» объявил 2013 год «годом Батыя», запланировав целую череду акций, посвященных личности монгольского хана Батыя (1209-1256), вошедшего в историю свои опустошительными походом на Русь, Волжскую Булгарию и Восточную Европу. Как сообщил лидер «азатлыковцев» Наиль Набиуллин, его организация планирует регулярно проводить пикеты и митинги «в честь сожжения какого-нибудь русского города – Москвы, Рязани, Суздаля, Владимира, Козельска», раздавать календари, открытки и значки с изображением основателя Золотой Орды, которую он называет «подлинной федерацией в отличие от нынешней России», проводить творческие вечера, публичные лекции и издавать книги «о героическом подвиге нашего хана Батыя».

«Основная цель 2013 года - года Батыя - показать через эту историческую фигуру силу и мощь татарской нации, напомнить о великих периодах татарской истории, мощи татарского оружия, когда вся Русь и Европа дрожала от копыт коней татарских воинов и звуков их стрел. Через такую фигуру как хан Батый мы поднимем дух и национальное самосознание татар», - сообщает Наиль Набиуллин.

Инициатива татарских национал-сепаратистов вызвало резкое неприятие в Поволжье в первую очередь у булгарского национального движения. Представитель булгар Руслан Лукманов из Уфы заявил, что подобная кампания направлена на оскорбление предков ныне живущих татар в Поволжье – булгар. «Средневековая Волжская Булгария, мирно соседствующая с русскими княжествами, подверглась кровавому завоеванию Батыем, а «азатлыковцы» того, кто уничтожал их предков, собираются восхвалять», - сокрушается булгарский общественный деятель.

Возмущено предстоящим празднованием «года Батыя» и мусульманское духовенство Татарстана. Имам мечети «Гали» села Татарская Тумбарла Бавлинского района Татарстана Ильдар Шамсутдинов заявил, что национализм «азатлыковцев» является «признаком слабого ума и отсутствия нравственности». Деревенский мулла процитировал пророка Мухаммеда, который сказал, что «пусть люди перестанут хвастаться своими предками, либо они будут перед Аллахом более презренными, чем жук, который ковыряется в навозе». Самого имама шокирует стремление Союза татарской молодежи «Азатлык», члены которого позиционируют себя как мусульмане, восхвалять язычника Батыя, разгромившего мусульманскую Волжскую Булгарию.

Сами «азатлыковцы» просят не воспринимать Батыя как «убийцу мусульман». Председатель набережночелнинского отделения Союза татарской молодежи «Азатлык» Ильмир Салихов заявил, что «не стоит делать сильный акцент на противостояние язычества и ислама». «Завоевание Волжской Булгарии, как этап в истории татар, - одно из поворотных событий в становлении нашей нации», - продолжает лидер молодых татарских националистов из Набережных Челнов, - «в период Золотой Орды татарская нация поднимается на новый уровень. Ведь Бату-хан лишь завоевал территорию, а не боролся с исламом, не навязывал язычество». По словам Салихова, «нам, татарам, сейчас нужны символы объединяющие нацию, а Батый как раз заложил основу сегодняшней татарской нации».

Более старшие товарищи из Татарского общественного центра (ТОЦ) предлагают «азатлыковцам» расширить перечень фигур, которых необходимо прославлять в Татарстане. Лидер набережночелнинских «тоцевцев» Рафис Кашапов готов идти на компромиссы: «У нас великих личностей в Волжской Булгарии и Казанском ханстве было немало, их надо тоже возвеличивать».

В роли адвоката Батыя выступил главный редактор интернет-портала «Орда-Online» Искандер Ахмедов, назвавший монгольского хана, разрушавшего города Волжской Булгарии и Руси, «градостроителем, покровителем культуры и искусства», «великим защитником и другом православной веры и Руси». По мнению журналиста, «вхождение земель бывшей Волжской Болгарии в состав Золотой Орды является благом: они стали неотъемлемой частью великой империи, приобщились к великой культуре».

Доцент кафедры гуманитарных дисциплин Казанского национального исследовательского технологического университета, кандидат исторических наук Александр Овчинников склонен оценивать неоднозначную реакцию на инициативу «азатлыковцев» даже внутри татарского общества двумя противоборствующими мифами татарстанской идеологии: булгарским, ведущим государственность Татарстана от Волжской Булгарии, и золотоордынским, выводящим Татарстан, соответственно, из Золотой Орды. «В последнее время у местной власти более популярен булгарский миф. В противовес ему, я думаю, логично поддержать инициативу азатлыковцев – этим усиливается борьба между двумя мифами и ослабляется, в первую очередь, в глазах простого обывателя идеология в целом», - полагает казанский историк.

Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов считает, что всеми подобными кампаниями по славославию очередного исторического персонажа татарские сепаратисты сознательно внедряют в общественное сознание татарского социума «антироссийские и конкретно – антирусские настроения». По его словам, подобная акция «азатлыковцев» является «оскорблением памяти русского народа». Однако татарские сепаратисты преследуют не только цель «плюнуть толерантным русским в лицо». Расчет у организации Наиля Набиуллина совсем другой. «Стремясь выбрать в качестве очередного героя того, кто выступил против русского народа, национал-сепаратисты Татарстана формируют этноконфликтную массовую историческую память у татар», - уверен эксперт, добавив, что вдохновения для подобных акций националисты черпают из учебников и псевдонаучных книг по истории татарского народа, издающихся сотрудниками Академии наук Татарстана. Сам Раис Сулейманов удивляется молчанию региональных властей Татарстана, фактически закрывших глаза на то, что год Универсиады (пройдет 6-17 июля 2013 года в Казани) пройдет в республике как год в память монгольского головореза, совершившего геноцид русского населения и жителей Волжской Булгарии. «Единственные, кто из русских пока поддерживает «азатлыковцев», является Национальная организация русских мусульман (НОРМ) во главе с Вадимом Сидоровым, тем самым лишний раз доказывая, как на самом деле русские мусульмане относятся к Российскому государству», - резюмировал эксперт.

С Раисом Сулеймановым согласен доктор политических наук, казанский профессор Владимир Беляев: «Любые нацисты, как и исламисты, всегда против своего народа». «Если в ходе нашествия 1237-1240 гг. Батыя были разграблены русские княжества, то в 1236 году была уничтожена Волжская Булгария – родина предков современных казанских татар», - напоминает политолог, отмечая дикость мышления сторонников культа личности Батыя.

Стоит отметить, что в 2012 году Союз татарской молодежи «Азатлык» отмечал «год Батырши» - предводителя крестьянского восстания татаро-башкирского населения Поволжья середины XVIII века. Татарские националисты особенно упор делали на том факте, что Батырша (1710-1762) «объявил джихад Российской империи». Тогда на организацию пикетов, митингов, изготовление календарей, значков, открыток, издание книг «азатлыковцы» на свои счета получили 300 тысяч рублей, о чем Наиль Набиуллин сообщил в своем недавнем интервью радио «Свобода». Кто являлся спонсором «года Батырши» Набиуллин не уточняет. Видимо и на празднование «года Батыя» найдутся свои меценаты и покровители, готовые профинансировать культ личности того, кто «заставил русских 200 лет стоять на коленях перед золотоордынскими ханами».

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter