«Чистым рукам» переводят стрелки

Антикоррупционные зачистки вызвали тревогу во многих отраслях. Не стал исключением и рынок инноваций – первой на инициативу главы государства отреагировала президент национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) Ольга Ускова. Вчера, рассказывая прессе о перспективах рынка высоких технологий, она указала новые цели для силовиков.

Череда громких антикоррупционных скандалов, начавшаяся с отставки министра обороны Анатолия Сердюкова все более явно приобретает характер цепной реакции, которая в любой момент может выйти из под контроля. Прежде всего потому, что сама приближенные к освоению бюджетных средств бизнесмены не могут не чувствовать серьезную угрозу и не искать хитроумные способы избежать ответственности.

Когда за скандалом в Минобороны последовал арест экс-замглавы Минрегиона Романа Панова, проходящего по делу о хищении 100 млн. руб, а затем кадровые перестановки в «Российских космических системах», где полиция выявила хищение 6,5 млрд. бюджетных рублей, всем стало ясно, что это не просто клановая борьба или очередная кампания. Неудивительно, что силовики, занятые в эти дни усиленными поисками фактов коррупции и злоупотреблений, сталкиваются со встречным движением тех, кто всеми силами стремится отвести удар от себя.

Одной из первых отреагировала сфера высоких технологий. В последние годы этот рынок испытывает стабильно растет, что объясняется его исключительным значением для будущего страны. Президент НАИРИТ Ольга Ускова (по совместительству президент ГК Cognitive Technologies) собрала вчера журналистов для разговора о том, что ситуация, сложившаяся на рынке инноваций, «симметрична» той, что привела к отставке Сердюкова, а это значит, что и технологическим компаниям нужно ожидать проверок.

По мнению  предпринимательницы, дело идет к скандалу, поскольку подходы, которые практикуют институты развития, слишком мягкие для инноваторов. Во-первых, каждый из них должен чувствовать над собой уголовный кодекс. Во-вторых, нужно создавать более жесткие структуры, подобно американской DARPA. «Говорят, что нет спроса на инновационную продукцию, нет заказов? В ситуации с оборонной промышленностью этот вопрос является “must have”, должен появиться целевой заказ на инновацию», - требует Ольга Ускова.

Подобное «принуждение к инновациям» напоминает об исторической трагедии советской оборонки, которая, обладая инновациями, не была заинтересована в производстве качественной и недорогой продукции для гражданского рынка. У восстановления такого командно-административного подхода к инновациям есть два плюса: общество не может спросить, зачем вам такие средства. Сказали же знающие люди: must have. И все, у кого нет секретных допусков, никогда не узнают, какие инновации были произведены на бюджетные средства.

Почему же глава НАИРИТ, очень рыночной на словах организации, стремится спрятаться в тени оборонки? Может быть, дело в том, что гражданские организации уже неоднократно пытались привлечь к ответственности руководителя этой Ассоциации? Еще в начале 2009 года Федеральное агентство по информационным технологиям пыталось взыскать с Cognitive Technologies средства, полученные на разработку информационной системы для Администрации Президента России. Получив 15 млн. руб., компания Ольги Усковой представила плохо работающую программу, список замечаний к которой занял 14 страниц. Возвращать деньги полученные на разработку государству Ускова наотрез отказалась. Более известными проектами, выполненными ее компанией, стала отдельные элементы программы «Электронная Россия» и ряд других автоматизированных систем. Технические недоработки и несовершенство программного обеспечения привели к тому, что эти системы нанесли существенный имиджевый ущерб российской власти. В итоге, по мнению министра связи Игоря Щеголева, проект «Электронная Россия» был фактически провален, а ее программы «Выборы» и «Правосудие» пришлось подвергнуть серьезной переработке. Что же позволяло Усковой на протяжении многих лет успешно осваивать бюджетные средства при минимальных результатах?

Прежде всего, вероятно, поддержка мужчин в правительственных структурах. По информации ряда инсайдеров, существенную поддержку предпринимательнице оказывал экс-министр связи Леонид Рейман. Именно вместе с ним Ольга Ускова создавала венчурный фонд «Росинфокоминвест», который получил от государства без малого полтора миллиарда рублей. Удивительно, но зарабатывать фонд начал только после того, как избавился от управления своих основателей. При этом Рейман, как известно, стал фигурантом уголовного дела в Германии, а Ускова, потерявшая доступ к вожделенным «финансовым потокам», постепенно превратилась в главную обличительницу отечественных инновационных институтов. Но при этом по-прежнему не гнушается контактами с теми, кого так горячо критикует. Так, став в начале года подрядчиком Сколково по созданию концепции «Умного города», компания Ольги Усковой уже в июле представила заказчику проект, не выдержавший экспертной критики, а журналистам Ольга Анатольевна заявила, что «российская Силиконовая долина» является проектом, предназначенным лишь «для освоения земель». Причем, на пресс-конференции она публично отреклась от проекта, сказав, что ни разу не обращалась ни в один из институтов развития.

Такая тактика очень характерна для Ольги Усковой. При встрече, например, она может петь дифирамбы ученым и академикам, а за их спиной, на пресс-конференции, назвать Академию наук абсолютно неработающей структурой. Или с одной стороны постоянно подчеркивать регулярное общение с руководством страны, а с другой – обвинять в том, что правительство полностью потеряло молодежную аудиторию. Убеждать всех в своем ультрапатриотизме, при этом возглавлять изначально созданную в США компанию и сотрудничать с американской DARPA, задача которой - в обеспечении технологического превосходства американской армии. Видимо, главное для нее – не останавливаться в движении. Ведь если говорить одно, а делать ровно противоположное, и кто ж тогда поверит в коррупционные действия?  

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram