Начальное исламское образование в Татарстане

В Татарстане возобновился процесс урегулирования механизмов начального исламского образования. По инициативе Духовного управления мусульман (ДУМ) создается единый учебный стандарт для низших мусульманских школ при мечетях. Эти шаги религиозное сообщество предпринимает, чтобы блокировать распространение вероучений радикального толка. С необходимостью унификации методических основ соглашаются в аппарате президента Татарстана.

Представители мусульманского духовенства возобновили процесс, некогда начатый экс-руководителем учебного отдела ДУМ Валиуллой Якуповым. В республике создается единая методическая программа для учреждений начального исламского образования. По ней будет предложено работать низшим мусульманским школам в составе татарстанских мечетей. Систематизировать механизмы религиозного образования решено в связи с разрозненностью учебных стандартов и недостаточной прозрачностью подобных заведений в целом. С помощью общей концепции планируется сформировать в Татарстане кластер учреждений, пропагандирующих ценности, присущие ханафитской модели ислама.

По подсчетам сотрудников учебного отдела Духовного управления, ежегодно через курсы при мечетях в Татарстане проходят около 10 тысяч человек. При этом сама деятельность элементарных школ не верифицируется. В отсутствии рычагов контроля над учреждениями, преподающими религиозные основы, должности проповедников могут занимать эмиссары исламского фундаментализма.

«Практически при каждой мечети есть курсы, где дают самые первые знания об исламе. Там закладывается фундамент того мировоззрения, которым впоследствии живет человек, - рассказывает руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов. – Но некоторые из тех людей, которые выступают в качестве преподавателей – весьма сомнительные люди». По словам эксперта, самопровозглашенные богословы зачастую сами не имеют религиозного образования.

Аудиторию образовательных учреждений при мечетях составляют разные возрастные группы. Получив базовые знания, мусульмане, как правило, не продолжают религиозное образование. Поэтому важно задать правильный вектор на начальных этапах.

«Вопрос этот стоял давно, - объяснил АПН руководитель аппарата ДУМ Татарстана Ришат Хамидуллин. – Сами преподаватели подняли проблему создания единого методического материала. Все делается на добровольной основе - инициатива идет снизу».

В Управлении президента Татарстана по взаимодействию с религиозными объединениями АПН подтвердили, что процесс начального религиозного образования никак не контролируется властями. Глава отдела Управления Ильнур Гатауллин согласился со своевременностью предпринимаемых мер. Однако о законодательном регламентировании методических стандартов, по его словам, речи не идет.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter