Концепция единой евразийской энергетической политики

ЦЕЛИ

Для России:

- модернизация экономики страны путем развития ТЭК и смежных с ним, а также обслуживающих его отраслей экономики;

- повышение надёжности энергоснабжения страны и экспортных поставок энергоресурсов для решения национальных экономических и геостратегических проблем, в том числе за счет привлечения в страну инвестиций и материальных ресурсов государств, участников реализации предлагаемой евразийской политики;

- снижение издержек при добыче, переработке и транспортировке энергоресурсов;

- уменьшение энергозатрат при производстве различной продукции и на транспорте;

- избавление от долларовой зависимости превращением рубля в свободно конвертируемую валюту на основе договорённостей о валютных курсах с другими странами в рамках предлагаемой евразийской энергетической политики;

- снижение рисков возникновения финансовых и экономических кризисов путем перехода на взаиморасчеты на клиринговой основе по взаимноконвертируемым национальным валютам.

Для стран континента:

- повышение надёжности снабжения энергоресурсами и снижение общесистемных затрат при их импортных поставках и потреблении;

- уменьшение антропогенных выбросов на континенте по условиям Киотского протокола;

- снижение рисков возникновения финансовых и экономических кризисов путем перехода на взаиморасчеты на клиринговой основе по взаимноконвертируемым национальным валютам.

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

В России:

- переход к государственной политике управления балансами производства и потребления энергоресурсов и оптимизации балансов по макроэкономическим критериям - минимизации общесистемных затрат в рамках новой государственной политики директивно-индикативного планирования экономического развития страны и государственно-частного партнерства.

Балансы производства и потребления энергоресурсов должны являться составной частью научно обоснованных общероссийских балансов производства и потребления различных видов продукции, разрабатываемых в рамках государственного директивно-индикативного планирования;

- воссоздание обновленного РАО «ЕЭС России» и восстановление государством организационного и технологического единства единой энергосистемы страны и оптимизации в ней перетоков электроэнергии по критериям снижения общесистемных затрат с последующим в рамках государственно-частного партнерства привлечением к управлению системой крупных потребителей электроэнергии. Это позволит, в частности, на 20-30% снизить затраты топлива на производство электроэнергии по сравнению с нынешним потреблением и тем самым высвободить соответствующее количество газа для экспорта. Как установить контроль над компаниями, выделенными из бывшего РАО «ЕЭС», для последующей интеграции в новый энергохолдинг, изложено в опубликованной ниже статье;

- создание российского энергогазового холдинга, условно - «Росэнергогазпром», интеграцией в нем РАО «ЕЭС России», «Газпрома», а также Концерна «Росэнергоатом» с передачей холдингу в управление госпакетов акций этих компаний. Это позволит перейти к реализации общегосударственной политики снижения ресурсных и энергозатрат в производстве электроэнергии, а также промышленной и потребительской продукции, и увеличению тем конкурентоспособности отечественной экономики.

Такая политика помимо энерго- и ресурсосбережения должна основываться на оптимизации себестоимости электроэнергии по критериям минимизации общесистемных затрат, включая удельные затраты условного топлива, с учётом сравнительного анализа различных способов производства и транспортировки электроэнергии, а также развития соответствующих систем и магистралей транспортировки газа и электроэнергии. Оптимизация себестоимости электроэнергии по указанным критериям должна обеспечиваться, в частности, за счёт выбора более дешёвого из альтернативных путей транспортировки газа или электроэнергии или их комбинаций, и строительства газопроводов и/или линий электропередачи, а также обоснованного развития Единой энергосистемы;

- создание на базе энергогазового энергохолдинга российской управляющей энергокомпании с передачей ей в управление госпакетов акций «Транснефти» и «Роснефти» - условно «Росэнергопром». В неё могут войти другие компании, поставляющие топливо для производства электроэнергии;

- привлечение финансовых средств и материальных ресурсов из стран-участниц проведения предлагаемой энергетической политики для инвестирования в значимые для экономики страны отрасли, обслуживающие ТЭК.

Учитывая стратегическую заинтересованность стран ЕС в надежных поставках российских энергоресурсов, что возможно при консолидации финансовых и технологических ресурсов всех заинтересованных сторон и координации управления, «Росэнергопром» может стать ядром будущей евразийской транснациональной энерготопливной компании, о которой сказано ниже. Тогда для повышения надежности и эффективности энергоэлектроснабжения своих стран члены такого альянса смогут перейти к координированному управлению балансами производства и потребления своих энергоресурсов. В частности, создание совместно со странами ЕС и СНГ евразийской объединенной энергосистемы, подобной бывшей системе «Мир», позволит частично заместить экспорт газа поставками электроэнергии и тем самым уменьшить капитальные затраты на обновление и развитие газотранспортной системы в России и за ее рубежами.

Создание одной из крупнейших энергетических компаний мира позволит решить многие общие проблемы электроэнергетики, а также топливной и смежных отраслей экономики, которые порознь бывшее РАО «ЕЭС» и «Газпром» решать не могли или не желали.

 

В странах-участницах проведения предлагаемой энергетической политики:

- разработка межгосударственных балансов экспортируемых и импортируемых энергоресурсов и оперативное управление этими балансами. Балансы должны оптимизироваться по критериям минимизации общесистемных затрат, в том числе выбором более дешёвых и надёжных путей транспортировки энергоресурсов с учётом их стоимости, надежности и других критериев. Одним из таких средств явится создание объединённой евразийской энергосистемы, структуру которой и перетоки в ней потребуется постепенно оптимизировать по упомянутым выше критериям;

- создание евразийского управляющего энергохолдинга, который будет разрабатывать межгосударственные балансы экспортируемых и импортируемых энергоресурсов, осуществлять оперативное управление этими балансами, координировать электроснабжение стран-участниц общей политики посредством объединённой евразийской энергосистемы с оптимизацией в ней перетоков электроэнергии, а также оптимизацией транспортировки экспортируемых газа, угля и нефти;

- создание евразийского инвестиционного фонда для обновления и развития систем энергоснабжения стран-участниц евразийского энергохолдинга;

- переход на взаиморасчёты за энергоресурсы по национальным валютам. Курсы валют устанавливаются равными паритетам покупательной способности соответствующих валют, отнесённой к средней стоимости единицы условного топлива в соответствующих странах. Курсы периодически корректируются на индекс инфляции. Для снижения при этом изъятия денег из обращения в соответствующих странах целесообразно перейти к клиринговым расчётам с созданием единого евразийского расчётного центра.

НЕКОТОРЫЕ ДОСТИЖИМЫЕ ПРИ ЭТОМ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Высокая капитализация нового энергохолдинга «Росэнергопром» увеличит его инвестиционную привлекательность в сравнении с образующими его субъектами. Все это позволит привлечь необходимые средства в развитие не только газовой отрасли и электроэнергетики, но и работающих на эти отрасли других секторов экономики, в первую очередь - энергетического машиностроения.

2. Ввиду ожидаемого в ближайшие годы снижения поставок газа, чтобы исключить его дефицит, необходимо уменьшить потребление. Для этого есть существенные возможности. Так, только за счет возврата к прежним оптимальным принципам организации перетоков электроэнергии можно сэкономить до 20% ныне впустую сжигаемого на электростанциях топлива. Владельцы электростанций в этой экономии сегодня не заинтересованы из-за снижения прибыли, которая вымогается у потребителей неэффективной эксплуатацией станций. Кроме того, часть тепловых электростанций можно будет заместить атомными. Экономия газа внутри страны позволит выиграть время для разработок новых газовых месторождений и восстановления прежней пропускной способности газотранспортной системы, а также выполнять экспортные контракты.

3. В рамках нового энергохолдинга окажется возможным сбалансированное регулирование тарифов на газ и электроэнергию с повышением нынешней стоимости газа без угрозы последующей инфляции при ограничении цены на электроэнергию. Это также позволит снизить потребление газа в топливном балансе страны.

4. В рамках холдинга часть экспортных поставок газа можно будет заместить более выгодным экспортом соответствующего количества электроэнергии, так как большую часть продаваемого за рубеж голубого топлива сжигают там на электростанциях. Использование имеющихся и строительство необходимых для этого новых линий электропередачи окажется в ряде случаев дешевле строительства или обновления соответствующих газовых магистралей. Примером такой упущенной возможности является газопровод «Голубой поток», следующим будет через Балтику.

5. Энергохолдинг сможет перейти к комплексной оптимизации электро- и газоснабжения страны, добиваясь общесистемного снижения финансовых затрат и потерь энергоресурсов. В этом будут заинтересованы акционеры холдинга, которыми должны стать потребители электроэнергии и газа. Одним из критериев оптимизации явится системный показатель - минимизация удельных энергозатрат в производстве конечной продукции и увеличение тем самым ее конкурентоспособности. В рамках системной оптимизации можно будет решать, в частности, комплексные задачи экономически рационального размещения новых электростанций, газопроводов и линий электропередачи с учетом оптимизации при этом перетоков газа и электроэнергии и других показателей, добиваясь снижения затрат на снабжение потребителей энергоресурсами.

***

Создание комплексной энергетической компании, одной из самых крупных в мире, даст России все основания предложить странам Евросоюза и другим заинтересованным государствам Европы и Азии открыть новую страницу в экономических и геополитических отношениях на евразийском континенте.

Электроэнергетика и газовая отрасль, пожалуй, последние остающиеся подконтрольными государству геостратегические ресурсы. И ещё не поздно их использовать в качестве локомотива для вывода экономики страны из кризиса. Но для этого потребуется политическая воля руководителей государства.

Автор - директор, главный редактор Экспертного некоммерческого партнерства «Редакция газеты «Промышленные ведомости», кандидат технических наук.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter