Чем заменят политическую полицию?

История современного российского государства – это, в немалой степени, история борьбы власть предержащих за спецслужбы и против спецслужб.

За контроль над ними и против спецслужб, как неуправляемого бюрократического института. Кто бы сейчас что не говорил о ведущей роли КГБ СССР в деконструкции Союза – но, едва ли не главное, что сделал Борис Ельцин, укрепив свою власть после переворотов 1991 и 1993 годов – это разделение вчера еще всемогущего КГБ на множество отдельных отдельных силовых ведомств и создание новых, с нуля.

Для того, чтобы понять логику этих преобразований, а так же всех последующих событий следует принять в качестве рабочей следующую научную гипотезу:

Никакие реорганизации правоохранительных органов в современной РФ никогда не служили целям борьбы с преступностью. Единственный смысл всех этих действий – это борьба за политическую власть со стороны высшего руководства страны. С невысшим, а в последнее время – и с неруководством.

Источник дискурса и его реализация ВВП

Итак, вместо единой структуры КГБ СССР - ФСБ, ФПС, ФАПСИ, СВР, ФСО, а чтоб никому не было скучно - МЧС[i], ФСНП, да еще и такая структура как РУБОП, сформированная внутри МВД, но отличавшаяся высоким уровнем автономии. Все эти организационные новации позволили Ельцину разрушить монополию чекистов на «специальную деятельность». (Следует отметить, что РУБОП был создан еще в советское время, но организационное расцвет получил именно при Ельцине).

Но, к моменту прихода Путина к власти ситуация в силовых структурах стала откровенно хаотичной. Компетенции перепутались, некоторые из структур вообще толком ничего не делали для государства, а занимались какими-то своими странными делами. Тут можно, например, вспомнить коммерческую деятельность той же ФАПСИ, а так же замечательный факт, что число уголовных дел, доведенных до обвинительного приговора суда для всей структуры ФСНП по России исчислялось едва ли не единицами.

Разумеется, Владимир Путин не мог не начать очередной виток бюрократической борьбы – ликвидировал избыточные структуры, присоединив пограничников к ФСБ и раскассировав ФАПСИ между разными ведомствами. И… мгновенно столкнулся с тем, что даже минимально усилившись, Органы начали создавать некое напряжение в политике – просто как относительно независимый от центральных структур власти силовой центр. А мнение о том, что Путин, как «ставленник госбезопасности» не имеет с ее органами никаких практических противоречий очевидно не верно – эти противоречия не могли не возникать просто в силу того, что президентский пост в структуру ФСБ пока еще у нас не входит.

Владимиру Владимировичу ничего не оставалось, как начать городить дублеров ФСБ – формальных и неформальных. Первый блин вышел комом – идея сделать такого дублера на базе Налоговой Полиции оказалась мертворожденной.

Во-первых, сама структура была, скажем прямо, не эффективна до того, что откровенно раздражала руководство страны. Уголовных дел практически нет, денег на грядущие выборы в Госдуму не собрали толком…

Ликвидация ее за неделю до того, как должно было быть с помпой отпраздновано

десятилетие ФСНП – тому показатель. Водка и ингредиенты для оливье были заготовлены, документы на раздачу юбилейные медалей выправлены, представления на получение очередных и внеочередных званий написаны – ан нет, президент страны не стал ждать хотя бы из вежливости эту самую неделю, буквально врезав ее сотрудникам по морде половой тряпкой.

Впрочем, встряска пошла на пользу вновь образованной ФСКН – те кто там остались, стали работать по вновь заданному направлению и, как мы видим, постепенно добились полезных результатов.

Однако, второй фактор – неформальность роли противовеса, сыграл решающую роль в том, что ФСКН не смог сколько-нибудь эффективно эту роль сыграть. Знаменитое дело «Трех Китов», закончившееся на днях условным осуждением генерала Бульбова, показало, что до сих пор, пока за структурой-дублером ФСБ эти дублерские полномочия не закреплены официально – противостояние закончится заведением сотрудниками ФСБ уголовных дел на «конкурентов».

Ну что же – Путин, как вполне разумный человек, сделал вывод и вытащил на свет божий старую либеральнорожденную идею создания «Российского ФБР[F1] »[ii]. Следственный Комитет при Прокуратуре РФ был создан аккурат на фоне падения политической поддержки ФСКН, как не оправдавшего возложенных на него надежд. Нормативная база под СКП была подведена в июне 2007, а уже в октябре на Бульбова надели наручники.

Параллельно, в СВР, которая рассматривалась в качестве совсем уже запасного варианта, на случай, если с СКП РФ что-то не срастется, был откомандирован бывший руководитель ФСНП Фрадков.

Ну что же – Владимир Владимирович «пересдал колоду» и на этот раз карты легли удачно – примерно за год работы СКП РФ показал свою дееспособность – как в смысле того, что смог работать, избежав прямого попадания под внешнее управление ФСБ, так и тем, что немедленно начал собачиться с прокураторой, являвшейся для СКП формально руководящей структурой.

Вопреки первоначальным опасениям, высказывавшимся российской прессой, так и не произошло 100% кадровой инфильтрации ФСБ в СКП. Много людей было набрано «с гражданки», из других ведомств.

По прошествии года после вышеупомянутых реформ, убедившись в том, что затея с СКП принесла свои плоды, можно было нанести завершающий штрих к изящному собранию взаимно уравновешивающих друг друга правоохранительных ведомств – ликвидировать РУБОП.

Через 15 месяцев после создания СКП РФ и через 11 месяцев после ареста Бульбова, выведшего ФСКН, РУБОП был, формально, преобразован в подразделения по борьбе с экстремизмом, а фактически – лишен большей части кадрового состава, всей своей инфраструктуры и влит в состав МВД.

Здесь следует отметить, что за почти 20-летнее свое существование, РУБОП набрал изрядный ресурс влияния и стал прямо конкурировать с ФСБ на многих направлениях. Как по официальной деятельности, так и не официальной. Не будем пускаться в спекуляции по поводу какая из структур что крышевала – в конце концов, эффективность такого рода защит прямо пропорционально реальным весу и эффективности крышующей структуры в целом. У РУБОП и то и другое было на высоте и эффективность действий РУБОП против организованной преступности была вполне сопоставима с эффективностью действий чекистов.

Все это, вместе с неинтегрированностьюРУБОП в неформальное чекистское сообщество, а следовательно – неподконтрольностью, вызывало у руководства страны изрядное раздражение. Не питали особой любви к РУБОП и неформальные, но от того не менее влиятельные, круги этнических диаспор… Как бы то ни было, затеянная Путиным аккурат в момент его перехода в статус неформального лидера нации реформа правоохранительных органов поставила крест на существовании этой структуры, а заодно и на всей той деятельности, которую она вела в плане борьбы с терроризмом, исламским экстремизмом и организованной преступностью.

Недоумевающей публике было сообщено, что организованную преступность у нас в стране, в целом, победили, и теперь можно бороться с более страшным и более важным врагом – экстремизмом. Здесь можно было бы сравнить Путина В.В. с Хрущевым Н.С., совершившим в свое время аналогичную реорганизацию под аналогичным предлогом, но автор настоящей статьи далек от мысли, что Владимир Путин не понимал реальную криминальную ситуацию в стране. Вопрос стоял о приоритетах, о том, что «оранжисты» – вечное пугало российских властей, могут в отсутствие сильного президента сместить президента слабого и что, скажем уж прямо, необходимо организовать политическую полицию, которая бы этому противодействовала.

Организовали. Центры «Э» совершенно предсказуемо переключились с работы по террористам, которую на них пытались возложить по старой памяти, на работу по гражданским активистам и просто чтение интернетов с выискиванием того, кто чего не так сказал и кто назвал какого-нибудь чиновника земляным червяком. Вот, на блоггера top-lap.livejournal.com, требовавшего у Путина летом вернуть рынду недавно уголовное дело возбудили как на страшного государственного преступника. Все это намного проще и безопаснее, чем бегать по горам или там внедряться в ряды ваххабитов в поисках реальных преступников. Ваххабиты ведь и убить то могут.

Что «внезапно» оказалось необычным и чего не могли предсказать даже либералы – так это жесткая фокусировка подразделений «Э» на борьбе против активистов русских организаций и традиционной либеральной и левой оппозиции.

Мы все знаем о посадках и уголовных делах против активистов русского движения, против НБП, о работе подразделений «Э» против либеральной оппозиции.

Не слышно только о деятельности нашей замечательной политической полиции против экстремистов исламской направленности. Хотя, казалось бы – что в блогосфере, что на многочисленных форумах или там в социальной сети vkontakte исламских hate-speech более чем достаточно. Готовый материал для отчетности, «палки» сотрудники Центра Э могли бы делать не напрягаясь, с выполнением и перевыполнением плана. По сравнению со страшными «русскими фашистами», исламские, прежде всего кавказские молодые люди в Интернет очень откровенны в своих желаниях и не заметить их призывы к убийствам и прочему насилию сложно. Практически невозможно. А уголовных дел против исламских и кавказских экстремистов – почти нет. Их малые единицы процентов на фоне общего вала. По сравнению с работой против ваххабитов, которая проявлялась ликвидированным в процессе реформы Центра по борьбе с терроризмом РУБОП – просто нет и всё.

Не будем спекулировать о том, какие могли бы быть суммы занесены начальнику департамента по противодействию экстремизму МВД России генерал-полковнику милиции Юрию Кокову представителями этнических диаспор.

Не будем так же делать выводов из его этнической принадлежности и интегрированности путем семейных связей в кабардинскую национальную элиту. Безусловно, руководитель Центра Э МВД РФ имеет полное право быть верующим мусульманином и принимать в своём служебном кабинете посетителей с чётками в руках. У нас демократическое государство, в конце концов и без внятных доказательств увязывать религиозную принадлежность руководителя центра Э и то, что борьба с ваххабизмом, как экстремистской идеологией, этим подразделением сейчас фактически прекращена - мы не имеем права.

Оставим эти спекуляции и выводы блоггерам, против которых потом, наверное, возбудят уголовные дела по статьям о клевете и разжигании межнациональной розни.

Но внятных публичных объяснений о причинах такой узконаправленной деятельности от представителей Департамента по борьбе с экстремизмом общественность так и не получила, хотя формальная нелепость ситуации прям таки вопиет и пресс-служба МВД могла бы наконец и высказаться о причинах диспропорции. А то как-то странно получается – русских в стране чуть более 80%, а уголовных дел, связанных с экстремистскими статьями на русских в Департаменте чуть ли ни 98% из общего числа. Неужели русские – народ-экстремист, особо опасный для нашего государства?

Мы не можем в это поверить, ведь это было бы равнозначно разжиганию межнациональной розни!

Новые времена – новые расклады

С момента образования фактического дуумвирата новому Президенту России – Дмитрию Медведеву пришлось решать в основном тактические задачи в сфере правоохраны. О стратегии он задумался ровно тогда, когда стало очевидно, что Дмитрий имеет все шансы принять участие в предвыборной гонке. А без силовой составляющей, реальной поддержки со стороны хотя бы некоторых правоохранительных органов об этом нечего и было думать.

Цепь событий, начавшаяся летом 2010 года заставляет предполагать, что Дмитрий Медведев осознал ситуацию, принял решение и начал действовать. Первая проба сил была проведена на слабой цели – СВР, где в качестве путинского бронепоезда на запасном пути пребывал в нирване Михаил Фрадков. Разумеется, смешно говорить всерьез о том, что Медведев сдал разведчиков американцам. Эти бредовые идеи оставим любителям конспирологии. Но, как настоящий политик, он не мог не воспользоваться удачно сложившейся ситуацией – и уж осенний слив информации в СМИ, в частности – в газету Коммерсантъ следовало бы однозначно считать проделкой дружественных политтехнологов.

Интересно, что именно в борьбе за спецслужбы Путиным впервые была использованы структуры партии Единая Россия как вполне работающий политический ресурс.

Если раньше, в периоды между выборами, ЕР, скорее, отводилась роль отстойника для сторонников, чтоб собрать их вместе и занять чем-то, дабы не мешались под ногами, то осенью-зимой этого года ЕР впервые начала использоваться в комбинациях.

 

Если говорить про ситуацию с разведчиками, то прием развед-звезды Анны Чэпмен в состав Молодой Гвардии Единой России следует рассматривать именно в этом ключе. «Вы нам – дискредитацию разведки, мы Вам – использование провалившейся разведчицы для патриотического воспитания молодежи». Прием Анны в состав МГЕР следует рассматривать именно в этом ключе, а вовсе не в том смысле, что кто-то всерьез рассчитывал зажечь ее прелестями молодежный разведывательный патриотизм.

Впрочем, весь вышеупомянутый сюжет остался этакой пробой PR-сил, политтехнологическим междусобойчиком.

А вот следующие ходы Дмитрия Медведева продемонстрировали игру уже на серьезном уровне. Речь идет о сложно спланированной, эшелонированной, но, по планам - быстрой реформе МВД, которую Медведев собирался осуществить в течение 2011 года как фон для предвыборной кампании и которую ему, пока что, потопили.

Попробуем восстановить развитие событий

6 августа 2010 года Дмитрий Медведев инициировал публичное обсуждение реформы МВД, предложив переименовать милицию в полицию. Это был гениальный, с точки зрения PR, ход, оттянувший львиную долю общественного внимания на то, чтобы изгаляться в остроумии по переименованию самого Медведева и прочим столь же реалистичным, а главное, животрепещущим вопросам.

На сайте http://www.zakonoproekt2010.ru/ был выложен законопроект о реформе, содержавший громадное количество сырых и непроработанных новаций, опять-таки изрядно оттянувших взгляды публики от главного содержания реформы. А оно было выявлено совершенно открыто.

27 сентября 2010 года Следственный Комитет РФ был указом Президента 1182 выведен из подчинения прокуратуры. Почти одновременно с этим Медведевым было заявлено о высокой вероятности ликвидации следственных структур в составе МВД и передачи их в СК РФ, а так же о том, что нельзя исключить аналогичных реформ и в отношении других ведомств.

Не будем рассуждать о том, что реализация такой реформы в полном объеме привела бы к тотальной катастрофе в работе правоохранительных органов. Ведь создать в России одну структуру, имеющую полную монополию на ведение уголовных дел – это создать абсолютное оружие в коррупционных войнах и оно мгновенно начало бы применяться по всем подряд.

Но документы по выводу следствия конкретно из состава МВД были подготовлены и их планировалось подписать аккурат после запуска реформы.

Одновременно были подготовлены и документы по восстановлению РУБОП, включая Центр по борьбе с терроризмом и, даже, как ходили слухи, ликвидации нынешнего Департамента по борьбе с экстремизмом. Зачем это понадобилось?

Дело в том, что Центры Э начали откровенно мешать Медведеву, т.к. активно работали и по его электоральной базе, обеспечивавшейся гражданскими активистами либерально-демократической (не путать с ЛДПР) направленности.

Допустим, Медведев победил в (честной) борьбе за президентский пост Путина.

Но эффективная реализация власти Президента была бы невозможна без партийной поддержки, в условиях, когда парламентское большинство – у партии оппонента. Да и в президентских выборах помощь партийной структуры по типу СПС для Медведева была бы не лишней – но партийное строительство правых (как и любой другой оппозиции) в наших условиях просто невозможно, т.к. любая активность на этом направлении мгновенно затрамбовывается Центрами Э. Просто ликвидировать их было бы невозможно – свой же электорат не поймет.

А вот передать соответствующее направление деятельности в состав РУБОП… вполне прилично, закинув при этом камень в огород предыдущего Президента, как бы намекнув, что не все, не все им сделано для борьбы с организованной преступностью…

Ну и перенос ведения уголовных дел во внешнее по отношению к МВД ведомство делал бы ситуацию совсем уже подконтрольной. Ведь если что – следователь уголовное дело может и не взять, что, кстати, для РУБОПа резко ограничило бы самостоятельность в действиях.

Быстро реформа не запустилась.

Депутаты, приняв 24 ноября бюджет на 2011 год, не смогли изыскать достаточных для этой реформы средств. Вот тут, как мы уже и упомянули выше, партия Единая Россия показала свою небесполезность как орудия политической борьбы в условиях чекистского государства.

Ну нет, что Вы, как можно было подумать? Разумеется, реформа МВД будет продолжаться и даже предложенный Медведевым законопроект рано или поздно приобретет статус закона и заработает. Медленно, с многочисленными поправками, с рыданиями о том, что денег нет и взять их негде и, соответственно, с отсутствием финансирования, которое не позволит быть действиями руководителя страны по реформе милиции быть хоть сколько-то эффективными.

«Мы ж Вам деньги уже и на Сколково выделили, на Олимпиаду, на Футбол…где ж еще их взять то? Зачем Вам с терроризмом-то бороться, право слово?»

Да, блицкрига у Дмитрия Медведева не вышло.

Почти исчерпав средства влияния на ситуацию, Президент России только и мог, что безадресно высказываться по поводу «бронзовеющей» партии власти, оставляя досужую публику в недоумении о том, что конкретно он имел ввиду.

Ни с первого, ни со второго квартала 2011 года обновленные МВД с РУБОПом не заработают по новому – это очевидно уже сейчас. Не будет участвовать милиция в борьбе с терроризмом – ФСБ для этих целей якобы достаточно.

А Департамент Э продолжит точно так же битву с русскими национальными организациями, Стратегией-31 и лично товарищем Удальцовым.

Национальные диаспоры отдельных народов, которые при первых признаках возвращения РУБОП пришли, почему-то, в состояние тихой истерики, будут еще некоторое время жить и дышать спокойно.

Так же как и организованная преступность в различных ее формах и видах – ведь бандиты-уголовники – это, похоже «классово близкий» контингент для нашей власти, как и 70 лет назад, намного менее опасный для нее, чем «политический» и бороться с ними не так важно, как с блоггерами, требующими рынду через Интернет.

Ах да. Зато у нас политическая стабильность в очередной раз одержала победу над национал-оранжизмом. Вы довольны? Лично мне размен специализированной структуры по борьбе с организованной преступностью на полицию нравов никогда не казался сколько-нибудь адекватным. В видах поддержания правопорядка – затея бессмысленная.

Очень жаль, что у нынешнего руководства нашей страны какие-то другие приоритеты.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter