Бумага к такому-то числу

В нашей политической системе появление документов, подобных «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», всегда являлось формальным бюрократическим шагом, поскольку подобные стратегии никогда не играли особой роли.

Тот документ, что можно прочитать на сайте Совета безопасности, носит в основном декларативный характер. Поэтому великих изменений от его появления ждать не стоит, тем более что он рассчитан до 2020 года, то есть на достаточно долгий, во всяком случае, для нашего политического режима, срок, и за это время может многое измениться. Поэтому этот документ будет носить, скорей всего, формальный характер.

Что отрадно в его принятии, так это сам факт его утверждения. Любое нормальное государство обязано иметь подобную стратегию, и то, что в последнее время наша военная реформа проводилась без всякого стратегического плана, во всяком случае, такого, который можно было бы предъявить широкой публике, вызывало настороженность.

Правда, «Стратегия безопасности России», в отличие от аналогичных документов, принимаемых в Соединенных Штатах, носит все-таки декларативный характер, потому что подобная стратегия должна выполнять чрезвычайно важную роль. Она должна определять, кто есть враг и кто есть друг, и как государство намерено работать с этими врагами и друзьями.

Отчасти авторы стратегии попытались ответить на эти вопросы, но ответить так, чтобы никого не обидеть. В итоге в документе отдано должное и отношениям с США, и отношениям с Шанхайской организацией сотрудничества, с другими международными организациями и странами. Но в общем и целом документ производит впечатление не руководства к действию, а бюрократической конструкции (надо к такому-то числу принять такую-то бумагу – давайте, примем).

Для того чтобы собственно стратегия национальной безопасности могла реально измениться, необходим некий план изменения этой стратегии, то есть, необходим прогноз угроз, с которыми Россия может столкнуться в ближайшем будущем. Под эти угрозы должна создаваться военная инфраструктура, инфраструктура военных союзов, и, соответственно, должен быть разработан план противостояния этим угрозам. Всего этого в «Стратегии национальной безопасности…», на мой взгляд, нет.

В ближайшие годы главной угрозой для России выйдут отношения с Европейским союзом, потому что если те тенденции, по объединению ЕС, которые доминируют, реализуются, и Евросоюз превратится в некое подобие единого государства, то Россия окажется в неприятной ситуации. Подавляющая часть нашей внешней торговли приходится именно на государства ЕС, и ЕС получит действенные рычаги воздействия на ситуацию в России, сам не будучи связан с ситуацией в России, поскольку торговля с нашей страной занимает в его внешнеэкономическом балансе очень небольшой процент. Соответственно, мы можем оказаться под прессингом влиятельного западного соседа. Эту опасность в настоящее время мало кто понимает, но уже сейчас Евросоюз активизировал свою работу на российском направлении. Он готов протянуть руку нашим соседям, странам СНГ в рамках «восточного партнерства». И скорее всего эта политика в дальнейшем будет все более активизироваться. России надо думать о том, что делать с этой новой незапланированной крупной угрозой.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram