О неформалах замолвите слово

Плохо мы воспитываем нашу молодёжь!

(с) тов. Саахов

(к/ф «Кавказская пленница»)

2 июня омерзительного года господа нашего 2008-го на почве всеобщего летнего одурения и полного деятельностного вакуума, вызванного сезоном отпусков, доблестные и непокобелимые депутаты нашей Государственной Думы вместе с членами Общественной палаты решили в очередной, леденящий душу раз озаботиться проблемами воспитания молодёжи.

Тот факт, что молодёжь надлежит всячески воспитывать и «курощать», ни у кого из наших законотворцев возражений не вызывает. Более того: по всей стране периодически разносятся вопли патриотов, стоны патриархов и истерические подвизгивания профессиональных русских о: а) разложении молодёжи; б) тлетворном влиянии телевидения на помянутую молодёжь; в) разлагающе-тлетворных, но модных западных веяниях, формирующих новые и изменяющих старые молодёжные субкультуры.

Вот, например, всё тем же летом во всё том же деятельностном вакууме руководитель небезызвестной «Молодой гвардии «Единой России»» Максим Мищенко не то простонал, не то провопил что-то по поводу готов и их окрашенной в розовый цвет разновидности – эмо. Мол, «готы, связанные с сатанизмом, или непонятные эмо просто опасны для психического здоровья молодежи». После чего господин Мищенко изволил поделиться со всеми потрясающими сведениями о том, что «зомбирование [молодёжи] происходит через музыку» - и именно это является причиной «ювенальных самоубийств в среде готов и эмо».

И всё бы ничего: ну, действительно, разве можно ожидать знания банальных основ психологии от кандидата технических наук? Правильно, нельзя. Ergo, следует посмеяться над безумным юношей и забыть его вопли, как страшный сон.

Можно было бы и посмеяться, и забыть, и пойти в ближайшую японскую закусочную. Проблема только в том, что высказывание Мищенко – это отнюдь не сказка, это – присказка. А сказка про народных избранников и их борьбу за нравственность – дальше. Спокойнее, тише и несколько в другом стиле.

Итак.

2 июня 2008 года на парламентских слушаниях при участии Комитета ГД РФ по вопросам семьи, женщин и детей, Комитета ГД РФ по культуре, Комитета ГД РФ по делам молодёжи, Комиссии ОП РФ по социальной и демографической политике, а также Общественного совета ЦФО была одобрена «Концепция государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей в России» (далее – Концепция).

Согласно принятой на слушаниях резолюции, Концепция должна «отражать системный подход к решению проблем формирования и защиты нравственности детей в Российской Федерации, исходить из необходимости обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, сохранения и развития традиционных духовно-нравственных ценностей и национально-культурной идентичности народов России» (выделение наше. – И.А., Н.Ж). Авторы концепции не обошли вниманием особо популярные в России молодёжные субкультуры эмо и готов: по мнению авторов, «серьезной проблемой для российского общества стали социально-негативные молодежные течения (сообщества подростков, формируемые организованными преступными группировками в качестве будущего кадрового резерва, а также скинхеды, готы, эмо и ряд др.). Эти молодежные течения дают существенный вклад в преступность несовершеннолетних и в насилие среди несовершеннолетних, они несут серьезный риск детских суицидов» (выделение наше. – И.А., Н.Ж.). Конец цитаты.

Государство как система просто не понимает, с чем имеет дело. Не понимает по той простой причине, что все его осмысленные действия в целом сводятся к трём позициям: «разрешить», «запретить» или «игнорировать». Первый и последний способы реагирования на существующие проблемы с молодёжью уже были опробованы.

Использование принципа «игнорировать», имевшее место в 1990-х – начале 2000-х годов (государству было просто не до того, что творилось в молодёжной среде), дало нам бурное развитие целого ряда молодёжных субкультур, в частности – субкультуры поклонников японского анимэ и субкультуры ролевиков и толкинистов. Заметим, все указанные субкультуры оперируют знаками и символами, заимствованными из иных, нежели российская, культур.

Использование принципа «разрешить» вылилось в создание сугубо политических псевдосубкультур - «Наших», «Молодой гвардии «Единой России»», «Местных» и пр. Что, впрочем, было достаточно естественным явлением: субкультуры, создаваемые государством, могут существовать только в рамке, понятной государству – экономической или общественно-политической.

Очевидно, сейчас, когда денег в стране стало много (мировой финансовый кризис не в счёт), свободного времени – тоже, депутаты ГД РФ, депутаты региональных парламентов и даже разнообразные управленцы на местах обозрели окрестности – и поняли, что население крупных российских городов живёт в условиях полного идеологического вакуума. И на фоне этого самого вакуума в молодёжной среде «прорастают» эмо, готы, анимэшники и ролевики, а также многочисленные поклонники компьютерных РПГ, о которых, кстати, в Концепции почему-то нет ни слова. Мировоззрение же и базовые ценности приверженцев этих субкультур по определению не могут быть поняты государством, поскольку основываются на представлении о морали, этике и пр., государству чуждом.

Современная массовая культура – или «культурная норма», «отклонениями» от которой являются столь нелюбимые государством субкультуры, никакого отношения к морали и нравственности не имеет. По сути дела, приверженцы традиционных монотеистических религий являются на общем фоне точно такой же субкультурой, как готы, эмо или металлисты, - с той лишь разницей, что христиане и мусульмане оставляют за собой право навязывать окружающим собственные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Государство же зачастую признает религиозные ценности своими, никогда, по сути, их не соблюдая. Что не мешает ему обвинять молодёжные субкультуры в разрушении этих самых несуществующих ценностей - и использовать последний из оставшихся принципов взаимодействия с кем/чем бы то ни было, а именно «запретить».

Судя по последним тенденциям, российское государство вполне может наступить на те же грабли, что и поздний Советский Союз, в условиях идеологического краха 1980-х годов усиленно пытавшийся предотвратить распространение рок-музыки и сопутствующих ей субкультур. Заметим, что использование принципа «запретить» в нынешних условиях способствует стремительной политизации тех субкультур, которые изначально были совершенно аполитичны: помнится, 19 июля в Красноярске (и 7-го сентября в Ярославле) митинговали эмо и прочие товарищи, которые до этого времени предпочитали вообще не лезть в политику…

Кстати, интересным пунктиком является реакция тех самых условно политических молодёжных движений на Концепцию: оная реакция прошла в сугубо политической же сфере, т.е. в сфере, нормально воспринимаемой государством. Типичный пример – реакция «Молодой гвардии «Единой России»»: большая часть статей младоединороссов на тему Концепции, судя по всему, были написаны исключительно для обличения подлой фашистской политики «Справедливой России» (см. тексты Артема Мурзанова и Владимира Бурматова). Причина проста: председателю комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей Елене Мизулиной, являющейся одной из авторов Концепции, не посчастливилось состоять в партии «Справедливая Россия». Естественно, оную партию тут же обвинили в стремлении причесать всех под одну гребёнку или загнать в концентрационные лагеря.

Правда, похоже, что активисты «Молодой гвардии» самую малость просчитались с бурным изъявлением своего недовольства Концепцией: похоже, что генеральная линия партии по отношению к Концепции выражается в сдержанной поддержке оной. Так, в конце сентября этого года законодательное собрание Ленинградской области по инициативе депутата от «Единой России» Тамары Киселевой и при полной поддержке соответствующей фракции приняло обращение к ГД РФ, в котором нижайше просило как можно скорее одобрить Концепцию и все необходимые для ее реализации законопроекты.

Наверное, не имеет смысла рассматривать Концепцию по пунктам и много и долго разглагольствовать на тему неконституционности отдельных её положений, в частности – предложения по введению комендантского часа для детей, ограничению доступа к какой-либо информации и т.п. Всё это плоско и неинтересно и в разъяснениях не нуждается. Как и тот факт, что уважаемые депутаты ГД РФ и члены Общественной палаты хотели как лучше, а получилось как всегда. Можно даже сказать – вдвойне «как всегда», то есть – вдвойне плохо, поскольку, в общем и целом, в Концепции присутствует некое здравое зерно, но зерно это тонет в потоках полной бессмыслицы.

В частности, отдельно печальным является вот какое явление: по непонятной (вернее, по вполне понятной, но от этого не легче) причине власти предержащие в нашей стране твёрдо уверены в том, что люди совершают самоубийства/собираются на кладбищах/нужное вписать исключительно потому, что становятся эмо или готами. Мол, заграничные убеждения калечат нашу молодёжь.

С тем же успехом можно было бы утверждать, что гопник отбирает кошельки в тёмных подворотнях только потому, что носит тренировочные штаны и слушает «Радио Шансон». В то время как самоочевидным является следующее: различные убеждения, исповедуемые субкультурами готов и эмо, приживаются в России потому, что молодёжь уже искалечена. Она уже склонна к суицидам и инфантильна (спасибо развалу Союза, распаду привычных социальных связей и кризису института семьи); популярность соответствующих убеждений – лишь следствие.

Можно допустить, что цели у создателей Концепции были исключительно благие (во всяком случае, формально): привлечь внимание к проблемам молодёжи, поспособствовать сохранению её психического здоровья, снизить число подростковых и детских самоубийств, etc. Но вот способы для достижения этих целей были выбраны не просто неудачные, а способные привести к результатам, прямо противоположным желаемым.

Понятно, что борьба с эмо и готами – это последнее, что нужно делать в сложившейся ситуации.

Понятно, что запрет атрибутики каких-либо субкультур повлечёт за собой настоящий бум этих самых субкультур, благо появление запретов в обществе, где уже 15 лет как можно всё, будет сопровождаться резким ростом количества любителей нарушать запреты: лозунг «я всегда буду против!», прекрасно прижившийся в среде неформалов благодаря Егору Летову, не потеряет своей привлекательности никогда.

Понятно, что единственный способ избежать появления «социально-негативных молодёжных субкультур» класса эмо и готов – это психологизация среднего образования: «вправить» вывихи психики отдельных представителей молодого поколения административно-принудительными невозможно по определению. Средняя школа должна перестать быть тем, что В.Глазычев назвал «социальным хосписом» - пристанищем для лиц слабо способных к работе с детьми и уверенных в собственной непогрешимости и правоте.

... К сожалению, Государственная Дума с рвением, достойным лучшего применения, взялась за организацию симптоматического лечения: сбить температуру, проигнорировать головную боль… и тихо скончаться от менингита.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram