Железный Дровосек: Чубайс как предчувствие

Через неделю после ухода А.Б.Чубайса с поста председателя РАО ЕЭС, когда взбаламученный этим событием информационный поток уже вернулся в состояние скучноватой летней прозрачности, журнал «Континент» опубликовал завершающую часть большого интервью с давним чубайсовским оппонентом Андреем Илларионовым — и вихри враждебные завертелись с новой силой.

Ну, не вихри, наверное, поскольку по ТВ об этой публикации ничего не сказали, да и в основных печатных изданиях тоже. Как водится. Однако в рунете песочек закружился.

Для тех, кто ещё не читал: текст на редкость интересный, хотя и очень длинный.

Чубайс там внимательно рассматривается аж с 1979 года. Среди других ключевых персон и важных для страны вопросов. Читайте сами и сами анализируйте.

Только аккуратней. Есть свидетельства, что полемика Илларионова с Чубайсом, ведшаяся в начале нынешнего десятилетия, когда первый из полемистов был экономическим советником В.В.Путина, а второй председателем РАО ЕЭС, вызывала у некоторых граждан приступы шизофрении.

И то сказать: советник президента доходчиво, ясным литературным слогом объяснял читателям «Известий», что в стране проводится вот такой и такой курс, а ситуация в экономике выглядит вот так и вот так. На что председатель крупнейшей в то время госкомпании тоже доступно и подробно отвечал, что это в основном ерунда, курс у нас не такой, а ситуация в экономике выглядит прямо противоположно.

Так продолжалось некоторое время, потом Андрей Илларионов подал в отставку.

А спустя четыре года в заранее объявленную отставку ушёл и Анатолий Чубайс.

Что дальше? «Маршал, поглотит алчная Лета эти слова и твои прохаря?»

Как бы не так.

В конце концов, да, поглотит и прохаря, но очень не скоро.

Сделанное и несделанное Чубайсом в России ещё много, много лет будет давать информационные поводы для схлёстывания экономистов, политиков, политологов, журналистов, бабушек у подъезда, университетских преподавателей, охотников и рыболовов.

Кстати, Анатолий Борисович не на пенсию ведь ушёл. Отоспится, вернётся и продолжит свершения. А нам с вами не грех пока подучить матчасть.

Интервью Андрея Илларионова в этом смысле очень познавательное. Там много новых, то есть не известных широкой общественности, ошибок и промахов Чубайса. Они выстроены в систему.

Изучайте!

Правда, у меня лично такой бокс по переписке, как и раньше, оставляет странное чувство. Некоторые попытки хоть как-то это чувство преодолеть, собрать концы, пока ни к чему хорошему не привели.

Вот, допустим, известный пример прозорливости Андрея Илларионова, сумевшего в 1998 году, за несколько месяцев до дефолта, предсказать грядущий ужас. Илларионов ещё в начале лета поднял шум в прессе — однако «верхи» в прогноз не поверили и нужных мер не приняли.

Андрей Николаевич неоднократно вспоминал о данном случае. В свежей публикации «Континента» тоже не забыл о нём рассказать.

И правильно. Яркая история.

Однако Анатолий Борисович Чубайс ещё летом 2003 года в интервью Игорю Свинаренко изложил эту историю совершенно по-другому.

По его словам, ситуация перед дефолтом была сложной, но имелись хорошие шансы проскочить, если бы некоторые экономисты не смущали инвесторов и широкую публику своими страшными прогнозами. Чубайс, служивший в ту пору Специальным представителем президента по связям с международными финансовыми организациями, даже разъяснил самому неугомонному из экономистов эту простую закономерность.

Заранее, до дефолта разъяснил! И «Андрюша Илларионов», по словам Чубайса, обещал подумать, однако на следующий день пошёл проводить ту самую пресс-конференцию.

На днях я процитировал Андрею Николаевичу в его блоге давнее интервью Чубайса, попросил комментария и получил ответ, что интервью он не читал и ничего о нём не слышал (в сети этого текста нет, он есть только в «бумажной» книге И.Свинаренко «Сильно умные. Разговоры про успех», которая продаётся везде) — и вообще такого «вразумляющего» разговора с Чубайсом у него перед дефолтом не было.

А Чубайс пишет, что был.

В общем, разбирайтесь сами.

Всё же чтение Андрея Илларионова приносит ту несомненную пользу, что помогает дособрать некий пазл, сложить вместе чужие оценки и собственные наблюдения, например, на тему — из чего состоит супер-успешный политический деятель современной России. Это я о Чубайса, конечно.

Справедливо ведь сказано, что по соотношению «политический вес/политическое долголетие» Анатолий Борисович Чубайс — самый влиятельный представитель современной отечественной элиты. Рядом с компактными вождями последнего десятилетия он и внешне смотрится гигантом.

В свои 53 года А.Б. Чубайс давно ветеран из ветеранов: начинал одновременно с Сосковцом, Шумейко, Полтораниным — а где, например, тот Сосковец? Лет двенадцать уже не слышно про духовного отца, и лет десять про его сыновей, Коржакова и Барсукова.

Уже и Гайдар полтора десятилетия на преподавательской работе. Как реформатор и глава правительства этот внук красного командира стоит для провинциальных студентов (столичные видят его живьём) в одном ряду со Сперанским и Витте — а Чубайс вот он, все эти годы на коне и со стальным взглядом.

Однако содержательная сторона административной деятельности Чубайса, её результаты, и сам знак — плюс или минус, — с которым эта деятельность войдёт в историю, остаются под вопросом даже для людей, искренне уважающих Анатолия Борисовича.

А многие из тех сограждан, кого реформа, допустим, энергетики коснулась более или менее непосредственно, — строители, например, — читая газетные или журнальные истории об относительно успешном её ходе, «матерно кроют Голливуд», по известному выражению М.М.Жванецкого.

Плата «чубайсовским» за подключение каждого нового киловатта и в самом деле очень напоминает татаро-монгольский ясак. А рассказы про то, что население от реформы не пострадает, поскольку тарифы для него не меняются — похожи на привокзальную разводку лохов: во-первых, та самая плата за подключение ложится в конечном счёте на население, во-вторых… И в третьих…

Есть ещё и в-четвёртых, и в-пятых, и в-одиннадцатых.

Однако так мы с вами увязнем в деталях, и, кроме того, — вполне компетентные оппоненты великого реформатора всё это в интернете уже рассказывали.

Толку-то.

Намного интересней понять феномен Чубайса в более общем смысле. Думаю, что и вам это интересно.

Кроме исследовательского азарта (а тяга к познанию окружающего мира питается одной из самых сильных и чистых энергий: «пройдёт любовь, обманет страсть, но лишена обмана волшебная структура таракана» — справедливо написал Олейников) есть ещё и прикладной интерес. Уяснив феномен Чубайса, мы сможем чуть лучше понять, что такое наша современная жизнь. По крайней мере, общественно-политическая. Куда она течёт и куда может впасть.

Значит, к рассмотрению автором предлагаются следующие соображения:

Чубайс такой успешный и долгоиграющий потому, что он очень ловкий политик.

При этом не по-российски настойчивый, «человек длинной воли».

И ещё одно чрезвычайно существенное обстоятельство: А.Б. Чубайс несколько чистоплотней большинства других представителей отечественной элиты. Или, по крайней мере, отличается от большинства более тонкой мотивацией.

Именно такое редкое сочетание свойств и создаёт, на взгляд незаинтересованного исследователя, феномен Чубайса.

Что касается «ловкий» и «длинной воли» тут вряд ли кто-то станет особенно возражать, а что до чистоплотности — это, по крайней мере, надо объяснить подробней.

С кем мы сравниваем Чубайса?

Да вот, чтобы далеко не ходить, тот же господин… ну, Икс. Который давно сошёл со сцены. Точнее, отвалился от стола. Очень много народу знает, сколько он на посту вице-премьера заработал от толлинговых операций и какую примерно часть Подмосковья приватизировал. Это, в общем, стандартная ситуация по нынешним временам.

Немало известно о свершениях и некоторых других, вполне действующих руководителей партии и правительства.

По Чубайсу такой информации нет. Думаю, что её не существует в природе.

«Писательская» история не считается: с тех пор мы все узнали, что это действительно обычная практика — когда издательство платит аванс крупному политическому или попсовому или ещё какому угодно широко известному деятелю, от которого хочет получить текст для книжки и на ней заработать. Но даже если это не так и надо рассматривать тот аванс как аккуратно припудренную взятку, то сумма, полученная Чубайсом, для его уровня всё же несерьёзная: 90 тысяч долларов.

Нет, можно, конечно, и вокруг данной темы продолжить свару, рассказывать про израильского премьера Ольмерта, у которого пьют сейчас кровь за примерно такие же деньги, вроде бы взятые девять лет назад от благотворительного фонда — но где Россия, а где тот Израиль?

И потом, если одиннадцатый год недруги Чубайса всё напоминают ему «писательскую историю», и не пенсионеру напоминают, а крупнейшему менеджеру страны, ворочавшему во все последующие годы миллиардами долларов, — то разве данный факт не означает, что в новые истории такого свойства и хотя бы такого масштаба Анатолий Борисович не попадал?

Андрей Илларионов упоминает в интервью «Континенту» о «масштабах изменения благосостояния Чубайса и других руководителей РАО «ЕЭС». Однако на мою просьбу уточнить информацию Андрей Николаевич ответил, что ему это«совершенно не интересно».

«Мне интереснее судьба государственных активов. А вот мотивы, которыми руководствовался тот или иной персонаж — это обязанность профессиональных юристов, которые будут это дело вести», — считает Илларионов.

На замечание о том, что Чубайс, если бы захотел, давно бы стал миллиардером, но отчего-то не захотел, Андрей Илларионов опять напомнил — угадайте о чём? О «деле писателей»!

«В России миллиардерами стали разные люди, — признаёт Андрей Николаевич. — Но среди них не было ни одного, кто взял 90 тыс. долларов за ненаписанную главу в ненаписанной книге».

Да, головы конкурентам откручивали, Госдуму оптом скупали, но чтобы такое! Кровь стынет в жилах.

Нет, фишка именно в том, что Чубайс пользуется за столом ножом и вилкой, а не рвёт говядину зубами, рыча и давясь куском в полкило. В первобытном лесу 90-х он выглядел джентльменом с винчестером. И сейчас выглядит. Секреты долголетия и лучистые взгляды журналисток навстречу ему открываются недаром.

То есть наоборот — даром. Не за деньги.

Нет, и за деньги тоже, но не обязательно.

Вообще, этот вопрос о мотивации, о составе топлива, на котором работает двигатель, он, по-моему, архиважный.

В том числе — и в практическом смысле, с точки зрения результативности.

В этой связи я часто вспоминаю историю (скорее притчу) про двух однокурсников, услышанную в купе за коньяком лет двадцать назад. Рассказывал пожилой интеллигентный казах, доктор медицинских наук. По крайней мере, так отрекомендовался рассказчик по ходу дела.

История следующая: два студента мединститута, оба честолюбивые, толковые и упорные, заканчивают учёбу с красными дипломами и остаются в аспирантуре. Они одновременно защищают кандидатские, получают по отделению в клинике, ближе к сорока у обоих по докторской, в сорок пять — по кафедре в родном институте и по профессорскому званию.

И тут первый профессор начинает жить! Он шёл к вершине и достиг цели! Его все уважают, зовут в гости, подносят подарки и говорят приятные длинные тосты. Вокруг море красивых аспиранток. Жизнь прекрасна!

Второй тоже не чурается житейских радостей, но как-то они у него не на первом месте. Он ловит кайф от более тонких колебаний материи. И от работы, кстати. С прежним азартом оперирует, пишет статьи в научные журналы, читает чужие статьи, переписывается с авторами. Его часто зовут на международные симпозиумы.

В пятьдесят пять первый из однокурсников уже практически спёкся. Он ещё вымучивает чего-то, солидно вещает с кафедры, но студенты и младшие коллеги над ним уже посмеиваются.

А второй всё набирает высоту! Он уже академик. И в физическом смысле как-то он пронёс себя аккуратно, не разжирел, не заработал хронических болезней, а только подсох слегка и в свои шестьдесят скачет как длинноносый кузнечик. Студенты и студентки его по-прежнему любят.

Вот почему так?

Заканчивал эту историю полноватый умный доктор наук несколько озадаченно, как бы признавая, что в мире ещё много непознанного…

Вернёмся, однако, к Чубайсу.

Вполне очевидно, что если бы Анатолий Борисович при всех своих тонких мотивациях слишком отличался от окружающей среды — он давно бы сгорел на работе. Среда его быстро заела бы. Ещё на завтрак.

Но ведь не заела же.

Вспоминая седую древность, начало 90-х, знающие люди рассказывают довольно правдоподобные истории о том, будто бы в ходе ваучерной приватизации молодёжь из окружения А.Б.Чубайса на инсайдерской информации о предстоящих прыжках курса ваучера зарабатывала капитал для покупки заводов, газет, пароходов и даже металлургических комбинатов. Сохраняя на всю жизнь тёплые чувства к бескорыстному Анатолию Борисовичу и готовность поддержать его в трудную минуту.

Но если и не заглядывать так далеко, достаточно вспомнить только что закончившуюся эпопею с РАО ЕЭС: Чубайс признавал публично, на пресс-конференциях, что в его ведомстве есть коррупция!

То есть — журналистки взволнованно рассказывали председателю РАО, что его подчинённые берут не только ясак, но и сами навариваются! Что это у них обычное дело! Информация проверена, Анатолий Борисович!!!

И Чубайс успокаивал журналисток: ну да, люди есть люди, что поделаешь.

Анатолий Борисович всегда давал своим ребятам жить. И он никогда их не бросал в бою. На этот счёт есть истории вполне героические. Немало серьёзных людей в России по тем или иным причинам благодарны Чубайсу.

Ну и, конечно, умение выстраивать отношения с «верхами». Готовность принять на себя удар, поработать громоотводом. Выслушать вместе со страной «Чубайс во всём виноват» — и не умереть от инфаркта, не отчаяться, а переждать. Начальство таких вещей никогда не забывает. И передаёт эту память по наследству.

Чубайс, как уже сказано, человек длинной воли, он стайер.

Что ещё?

Умение выстраивать отношения с прессой. Об этом мы упомянули вскользь, а тема обширнейшая и вообще едва ли не ключевая. Коллегам не надо рассказывать, насколько у Чубайса «всё схвачено» со СМИ, сколько негатива там застревает, а позитива генерируется.

До экрана и до страниц основных газет просто не доходили гигабайты умной, точной и поэтому способной стать убийственной для репутации Чубайса критики со стороны бизнеса и региональных лидеров.

Хорошо помню, с каким негодованием, подробно, на конкретных примерах, ещё пять лет назад мне рассказывал о «выдающемся менеджере Чубайсе», о топорных методах работы его команды и умении этих ребят пускать пыль в глаза хабаровский губернатор Виктор Ишаев. Его оценки хода и перспектив «реформы в энергетике», к сожалению, оказались довольно точными. Но телевизор и пресса ставят Чубайсу другие оценки.

Вообще, выдавание топорности за романтическую железную целеустремлённость есть едва ли не основной творческий приём, используемый при сочинении эпосов о Великом Реформаторе.

Приём почти что честный: когда вокруг пилят бабки или жуют сопли и до бесконечности спорят о том, что делать и кто виноват, один Чубайс выбирает решение, неуклонно, степ бай степ, его выполняет и сам при этом не ворует. Потому что воровать — это скучно.

Что из того, что решение, может быть, наихудшее?

Вышеописанная конструкция делает совершенно не важной содержательную сторону работы Чубайса. Эффективная она или не очень, блистательная или практически провальная, да ещё с людоедскими последствиями — не имеет значения.

Со всеми, с кем надо, Чубайс отношения выстроил. Все основные интересы учёл. Его личные качества вызывают уважение у начальства и у многих деловых партнёров.

Вот население, правда, Чубайса ненавидит, но при чём тут население?

Друзья мои, я не шучу. То, как «железный Чубайс» на самом деле провёл приватизацию, потом устроил валютный коридор, как и зачем он спасал Россию от Сосковца и Коржакова, потом чуть не спас её от дефолта, и как он реформировал энергетику — совершенно не важно.

Он и дружелюбная пресса об этом рассказывают так, как считает нужным Чубайс. Власть не вмешивается. А население слушает и сердито сопит в две дырки.

Вот и всё.

Нет, ну мы-то с вами можем ещё почитать Андрея Илларионова в парижском журнале «Континент» и поспорить в блогах.

О чём-то важном я ещё забыл упомянуть.

Да, о покушении на Чубайса.

От этой истории со взрывпакетами и стрельбой на пути от посёлка Жаворонки, когда мастер диверсионного дела полковник Квачков очень не любил Чубайса и готов был его казнить по решению Высшего народного трибунала, но приказа такого не было, как и самого трибунала, а потом кто-то на Чубайса покусился, хотя очень неумело, только жесть на машине поцарапал, однако схватили полковника Квачкова, и он три года просидел в тюрьме, а мог бы просидеть всю жизнь, если бы не нашлись простые русские люди, присяжные, которые не побоялись и оправдали полковника, так что он снова теперь рассказывает о том, что сидел ни за что, однако если будет решение народного трибунала, то промашки по Чубайсу не случится — от этой истории щемит сердце.

Знаете, кто может стать следующим самым успешным политическим деятелем современной России?

Да хоть Рамзан Кадыров.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram