Косово: генеральное отступление продолжается

Шум вокруг Косово — повод поговорить о Величии России.

Россия — лидер защитников раздираемой Сербии от могущественных хищников Запада. Грозный и гордый голос России звучит в ООН.

Затулин, говоря о проблеме Косово у барьера НТВ, с гордостью заявляет: да, были ошибки и провалы вешней политики в 90-е годы. Но в начале XXI века «Россия уже не та».

ПЕРВАЯ ФАЗА КУТУЗОВСКОЙ СТРАТЕГИИ

Да уж, не та.

Нынешняя ситуация вокруг Косово как нельзя лучше иллюстрирует победный путь, который прошла российская внешняя политика в начале XXI века.

Напомним, что провальная в целом внешняя политика Ельцина завершилась на мажорной ноте — российские десантники лихо вошли в Приштину, и Россия получила свой краешек косовского пирога, чтобы защищать сербов хоть кое-где.

После прихода к власти новой администрации внешняя политика приобрела стремительность и динамизм. В 2001 г. Россия сдала базы на Кубе и во Вьетнаме. Изумленным гражданам дали понять — Россия сосредотачивается. Нечего кормить базы на дальних подступах, мы теперь — часть антитеррористической коалиции, и убрав далекие базы, можем рассчитывать на согласие стратегического союзника на российскую «доктрину Монро» — особые интересы РФ в ближнем зарубежье.

Но выяснилось, что Запад не един, Россия заметалась между неоконсерваторами-бушистами и социал-либералами-европеистами в вопросе об Ираке. Если Путину что-то и обещали в 2001 г., то в 2002 г. ему дали понять, что никто ничего России не должен. Покатилась волна «цветных революций». Забавно, но кремлевские мечтатели о величии России сначала даже не поняли, что происходит, и послали И. Иванова обеспечивать переход власти от Шеварднадзе к Саакашвили.

Когда после победы оранжевых в Киеве стало ясно, что никакой «доктрины Монро» не будет, российские руководители очень обиделись на СНГ, и стали соседям то и дело наносить обиды смело, борясь за каждый доллар в казне Газпрома. При этом это «золото партии» (интересно какой?) накапливалось за рубежами нашей Родины. Судя по тому, что эти деньги пока не спешат возвращаться в нашу экономику, эта партия имеет в России лишь филиалы, но не центр.

Но результат ее политики налицо — сфера влияния Кремля отодвинулась к границам РФ. Даже с Белоруссией умудрились поссориться, — хотя если Лукашенко пересмотрит транспортные, таможенные и военные соглашения с Россией, то это окажется подороже Газпрома.

Итак, Россия уже не та, что в 90-е годы. Она смотрит на соседей волком, и даже откровенный националист Саакашвили, побив своих внутренних противников, оказывается теперь миротворцем в отношениях с мстительным северным соседом, гонявшим в Москве грузин за прегрешения президента Грузии.

Первая фаза кутузовской стратегии нашей внешней политики завершилась успехом — Россия отступила так далеко, как могла.

Теперь должна настать вторая фаза — Газпрому предстоит скупить экономику Европы, и победно войти в советы директоров западных компаний. Но увы… Туда восточных варваров не очень пускают. Не ждут что-то «русских казаков» в европейских кабинетах. Качаете нам сырье — и качайте. Ваш номер — 8.

Второй фазы Кутузовской стратегии — похода на Запад — не будет.

МОЖЕТЕ РАССЛАБИТЬСЯ

Поскольку «Россия уже не та», то в Косово Россия может расслабиться. Ведь не при слабом Ельцине, а при «сильном» Путине РФ вывела войска из Приштины. Сербы плакали. Если до 2003 г. можно было еще надеяться на раздел Косово на сербскую и албанскую части (с учетом расположения наиболее важных сербских национальных святынь), то теперь, когда российские войска ушли, и Косово уже почти обессербилось, албанскому руководству легко доказывать, что оно выражает чаяния подавляющего большинства жителей.

Потеряв рычаги реального воздействия на ситуацию в Косово, Россия может выступать против его отделения от Сербии сколько угодно. Но не ей это решать — она сдала свои решающие позиции в 2003 году.

Наши теле-политологи теперь эмоционально форсируют голос до нот высочайшего пафоса: с провозглашением независимости Косово рушится миропорядок, возникший после Второй мировой войны! ООН уже ничего не решает! Грядет цепная реакция независимостей!

Успокойтесь, наивные мои — не грядет. Современный мировой порядок определяют не принципы, не законность, а руководящие решения элит, господствующих в глобализированном мире. Косово получило шанс на отделение, потому что так решили наверху. А по поводу Абхазии или, скажем, басков, они так не решили. И ничего не будет. Вернее, будет то, что решат наверху — и никак иначе.

Впечатление такое, что нынешние бойцы идеологического фронта просто проспали полтора десятилетия. Мировой порядок ХХ века, за который они так беспокоятся, рухнул в 1991 г. — с распадом СССР и Югославии. Финальную точку в этом процессе поставили бомбардировки Югославии. ООН уже тогда ничего не решала (если она вообще что-то решала когда-то). ООН — это место, где можно обсудить проблему. Но решается она не здесь. А теперь — при новом мировом порядке — и не в Москве. Газ качаете — и качайте. И не забывайте переводить львиную долю выручки в западные банки. Ирак вам должен — а ну быстро простите долги. Это теперь американская сфера влияния, а не Хусейн какой-нибудь. Но по поводу Косово можете покричать: Евросоюз еще не определился — признавать или не признавать новую самопровозглашенную республику.

В отличие от политологов, обслуживающих его интересы, сам Путин прекрасно понимает, что никакой миропорядок не рушится. Именно поэтому он сразу заявил, что не рассматривает вариантов признания независимости Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии. Евросоюз расширяется, всасывая осколки бывшей Югославии, мы — сужаемся, как шагреневая кожа. Нам с Грузией нужно договариваться. За ее спиной — сильный Большой брат.

Можно решительно обличать политику нынешней американской администрации, чтобы доказать следующей: мы — не люди Буша, мы хотим с вами дружить. Можно повторять, что Россия — на стороне Сербии. Можно под шумок прикупить местные газовые сети. «Понты понтами», но на серьезный конфликт с Евросоюзом из-за Косово Россия не пойдет.

О ПРАВЕ ТЕРРИТОРИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Распад Югославии разбудил старые мстительные национальные инстинкты, но затем перерос в нечто иное — в бег наперегонки внутрь западной зоны процветания.

Сербия с ее милошевским полу-социализмом и плохими историческими рекомендациями была объявлена самой плохой в Европе. Кто раньше освободится от Сербии, тот может претендовать на более уютное место в обслуге большого европейского дома. Обустраивая окрестности ЕС, его начальники готовы даже вложить средства в небольшой косовский край. Как минимум, чтобы доказать, что их акция 1999 года принесла не только смерть и разрушения, но и что-то хорошее.

Так что, если все пойдет, как есть, будут обильно инвестировать в Косово (заодно и осевшие на Западе российские средства пригодятся — деньги не пахнут даже газом). Из небольшого кусочка бывшей Югославии несложно сделать раек — это показала уже Черногория. А самые образцовые кусочки уже стали принимать в новую Евроимперию.

И так будет, если сохранится нынешний мировой порядок, основанный на глобализации (а не на виртуальном суверенитете, о котором столько сейчас пустых разговоров).

Но если мировой экономический пузырь лопнет, то посыплется и его политическая надстройка. Тут уж будет не до Косово. Но урок косовский (он же — югославский, он же и советский) будет как раз тогда критически важен. Ведь снова поднимутся старые мстительные инстинкты национальных претензий друг к другу. Снова с пеной у рта будут доказывать бойцы идеологического фронта — эта земля наша, а не ваша.

И альтернативой этническим чисткам будет только одно — самоуправление и самоопределение территорий, а не этносов.

Уже Перестройка показала, что попытка сохранить административные границы нерушимыми не помогает остановить конфликт и избежать кровопролития. Получив защиту центра, эти границы стали разламывать тело страны, разрезать связи народов и провоцировать углубление конфронтации.

И здесь возможно только два принципиально последовательных выхода.

Первый — стирание всякой автономии, всякого национально-этнического своеобразия, тоталитарный порядок и национальная унификация, связанная с этническими чистками от «лишних» народов.

Второй, противоположный путь — предоставление населению равной и широкой автономии.

Если народы не хотят жить вместе (скажем, в границах Сербии или Косово) — что делать. Но право территорий на отделение должно принадлежать всем гражданам, а не представителям определенной национальности. И если большинство жителей Косово (включая и тех, кто покинул край после начала конфликта — они должны иметь полное право принять участие в голосовании) на районных референдумах решают отделиться от Сербии, то районы, где большинство жителей с этим не согласны, должны иметь право отделиться от Косово (и, например, присоединиться к Сербии — кстати, вместе с боснийскими сербами). Границы этого края — не самоценность. Важнее — интересы самих жителей, независимо от того, к «хорошей» или «плохой» национальности они принадлежат.

Но это — хирургическое решение, применимое, если ненависть достигла опасной черты. Лучше, когда народы живут вместе, не мешая друг другу.

Чтобы не было необходимости делить страны между возбужденными национальными движениями, необходимо прежде всего лишать государственное устройство этнического окраса.

Страны должны состоять из полноправных автономных регионов, решения в которых принимают не этносы, а граждане. Развитие национальных культур вообще не должно втискиваться в государственные границы, потому что история соседних народов перемешана территориально, и памятники нашей истории расположены вперемежку. На одной территории за многие века жили многие народы, и потому не один из них не имеет на нее полного права. Защитить культуры друг от друга могут принципы культурно-национальной автономии.

Весь этот инструментарий был разработан еще в начале XX века и прочно забыт князьями мира сего. Ведь все эти идеи мешают делить ресурсы между сильными игроками, бесконечно удаленными от интересов местного населения.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram