Реквием по соцстраху. Фонд социального страхования

Да, российской системе социального страхования присущи две беды: дефицит бюджетов и обременение нестраховыми функциями, прежде исполнявшимися Минздравсоцразвития.

Если бы этот вывод касался только Пенсионного фонда России, было бы не так плохо. Но в последние годы государственный менеджмент умудрился лишить бездефицитной девственности до недавнего времени последний финансово независимый внебюджетный фонд — Фонд социального страхования (ФСС).

Произошло это двумя путями. Во-первых, директивно, с опережением роста взносов, увеличивались суммы выплачиваемых пособий, во-вторых, с каждым годом на фонд навешивали все больше и больше функций, которые во всем мире выполняют органы социального обеспечения, притом, что финансирование выполнения новых обязанностей должно происходить в том числе за счет средств ФСС. И если первая несуразица объясняется популистскими причинами, иллюстрируя крохи нефтяного стола, достающиеся простым людям, то рождение и развитие второй тенденции произошло благодаря «прекрасно» проведенной административной реформе, когда два огромных социально значимых министерства, министерство здравоохранения и министерство труда и социального развития были превращены в один мегамонстр — Минздравсоцразвития, во главе которого встал и поныне пребывает непотопляемый МихалЮрич.

Чтобы не растекаться мыслью по древу, начнем с дефицита бюджета ФСС и количества денег, уходящих на нестраховые мероприятия (таблица).

Таблица: Показатели доходов и расходов ФСС РФ на 2008–2010 годы

Показатели

2008

2009

2010

Доходы, в том числе

305 665,6

346 470,1

389 962,8

по обязательному социальному страхованию

261 854,3

301 949,8

344 272,2

передаваемые из федерального бюджета

27 211,3

27 520,3

28 690,6

передаваемые из бюджета ФФОМС

16 600

17 000

17 000

Расходы, в том числе

323 879, 3

356 067,4 

389 463,6

по обязательному социальному страхованию

280 068,1

311 547,0

343 773,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники: Минфин, ФСС.

Примечание: в доходы и расходы на обязательное социальное страхование включены доходы и расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В 2008 году дефицит средств ФСС составит 18 213,7 млрд. рублей (5,6% расходов), в 2009 году — (2,7% расходов), в 2010 году дефицита не будет, возможен даже небольшой профицит. Благостная картина, красиво дополняемая исчезновением к 2010 году дефицита собственно по обязательному социальному страхованию.

Вот видите, воскликнет критик, ведь могут же, если захотят! Неужели я действительно сгущаю краски, возводя напраслину на финансовое руководство родной страны эпохи смутного времени? Был бы рад, если б так оно и было. Но это не так. И вот почему.

Как известно, львиную долю всех страховых выплат ФСС (более 83%) составляют страховые пособия. Пособия по временной нетрудоспособности тянут на 73% от всех пособий (61% всех расходов ФСС), пособия по беременности и родам — на 13% (11% всех расходов ФСС), пособия при рождении ребенка — на 7% (6% всех расходов), пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет — на 6% (5% всех расходов). Несмотря на то, что прогноз поступлений страховых взносов в ФСС составлялся на базе грефовских расчетов (суммарный фонд заработной платы в целом по стране в 2008 году составит 8 921,0 млрд. руб., в 2009 году — 10 299,0 млрд. руб., в 2010 году — 11 771,0 млрд. рублей), по которым суммарный фонд заработной платы по стране должен вырасти на 32%, размеры этих пособий индексироваться не будут. Размер пособия по временной нетрудоспособности органичен верхним пределом в размере 17 250 рублей, пособие по беременности и родам ограничено 23 400 рублями, пособие при рождении ребенка — 8 000 рублями, пособие по уходу за ребенком — 6 000 рублями. Без индексации! Неважно, сколько соберем, важно, что лишнее не отдадим. Лихо закручено!

По действующему законодательству (Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию») размер пособия по временной нетрудоспособности при страховом стаже 8 и более лет составляет 100% среднего заработка, при страховом стаже от 5 до 8 лет — 80%, при страховом стаже до 5 лет — 60%. Пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком при его амбулаторном лечении выплачивается за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного, за последующие дни — в размере 50% среднего заработка. Но максимум останется незыблемым — 17 250 рублей. Благодарить надо тех, кто снизил ЕСН (часть налога, поступающая в ФСС, была уменьшена с 4,0% до 3,2%, а потом и вовсе до 2,9%), а также высокие цены на нефть, окончательно свернувшие руководству страны финансовые башни.

Заметим, что граждане, получающие большие заработные платы, уплачивая в ФСС соразмерные налоги, вправе рассчитывать на адекватное страховое возмещение. В данном случае все равно, что в стране до сих пор действует регрессивная шкала социального налогообложения, по которой ставки налога начинают уменьшаться с ежемесячного дохода в 23,3 тыс. рублей. Эту шкалу разрабатывали не те, кто сегодня платит налоги, они уплачивают взносы в соответствии с текущим налоговым законодательством. Иски в Конституционный и иные суды о признании верхнего предела ограничения пособия по временной нетрудоспособности не заставят себя ждать. Тем более, что прецедент создан.

Упоминая о прецеденте, я говорю о нашумевшем деле «простой русской бабы», точнее, гражданки Татьяны Баныкиной, которая несколько лет назад, не удовлетворившись выплаченным ей пособием по беременности и родам, ограниченным, как водится, верхним пределом, взяла и подала в Конституционный Суд иск на родное государство. Каково же было удивление всех, кто имеет хоть какое-то отношение к экономике и социальной сфере, когда этот самый суд взял да и отымел все социально-экономическое руководство страны, признав установление верхнего предела пособия не соответствующим Конституции!

Но наших парней просто так не возьмешь, они вновь взялись за старое, повысив на период 2008–2010 годов максимум по выплатам с 16 125 рублей до 23 400 рублей за полный календарный месяц. Забавляет аргументация ухарей. Они ссылаются на Конвенцию МОТ №103 «Об охране материнства», в которой записано, что сумма денежного пособия, выплачиваемого в связи с предоставлением отпуска по беременности и родам и рассчитываемого на основе предшествующего заработка женщины, не должна составлять менее двух его третей. Но Конвенция принята 28 июня 1952 года, а по новому Европейскому кодексу социального обеспечения оплата временной нетрудоспособности должна компенсировать не две трети, а все 100% заработка. Плюс ко всему, по упомянутому 255-му Закону размер выплат также должен составлять 100% заработка.

Но наиболее тупо выглядит аргумент, что Конституционный Суд указал «на недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся работодателями в ФСС и из которых формируются его средства, и страховым обеспечением». При чем здесь работники?

При чем тут работодатели? Ведь они платят налоги согласно Главе 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса, где установлены действующие на сегодняшний день ставки. Не они их устанавливали. Они законопослушно платят ЕСН в надежде, что их подчиненные смогут получить адекватное заработной плате и существующим нормативам обеспечение, тем более, что сегодня со всех трибун высокопарно разглагольствуют о демографической проблеме. Казалось бы, чего уж проще — отменить регрессивную шкалу налогообложения или повысить планку, с которой начинаются льготы, хотя бы до 1 млн. рублей, и проблема решится сама собой. Но нет, будут ждать новых исков.

А теперь подсчитаем количество молодых матерей, которые уже в следующем году могут эти иски подать. В 1 квартале 2007 года большинство получательниц пособия по беременности и родам (90,1%) имели среднюю зарплату до 17,9 тыс. рублей. Трудовым доходом от 17,9 тыс. до 26,6 тыс. рублей перед родами располагали 6,2% женщин. Но 3,7% тех, кому положено пособие, получали зарплаты 26,6 тыс. рублей и выше. Таких женщин на апрель этого года насчитывалось 8 660 человек. Учитывая популистский рост МРОТ и постоянное увеличение денежной массы, можно уверенно предположить, что к концу года число женщин, имеющих право на большее по сравнению с законодательно определенным верхним пределом пособие, перевалит за 40 тыс. человек. Поскольку женщины, получающие такие зарплаты, хорошо образованы и юридически подкованы, можно не сомневаться, что новые иски к ФСС не за горами.

Кстати говоря, максимальный размер ежемесячной страховой выплаты при несчастном случае на производстве, исчисленный в соответствии Федеральным законом от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», почему-то индексируется. В 2008 году он составит 38 500 рублей, в 2009 году — 41 000 рублей, в 2010 году — 43 500 рублей. Данные размеры определены с учетом прогнозируемых Минэкономразвития индексов инфляции по годам (соответственно 7,0%, 6,5%, 6,0%). Кто сможет — пусть объяснит логику.

Сейчас о нестраховых выплатах ФСС, кои в последнее время активно передаются в ФСС из ведомства МихалЮрича. По табличке общая величина средств, передаваемых из федерального бюджета на обеспечение этой деятельности, в 2008 году составит 27 211, 3 млрд. рублей (8,4% от всех расходов бюджета), в 2009 году — 27 530,3 млрд. рублей (7,7% всех расходов), в 2010 году — 28 690,6 млрд. рублей (7,4%). Я, как один из десятков миллионов застрахованных, интересуюсь, почему я должен оплачивать функционирование той части ФСС, которая дополнительную работу выполняет? А нестраховых выплат много. Сегодня ФСС, подменяя органы социального обеспечения, командует которым незабвенный МихалЮрич, финансирует:

— выплату пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний;

— оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно;

— обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий;

— выплату пособия по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий;

— выплату пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию;

— оздоровление детей.

Есть ли у ФСС способы увернуться от нахлобучивания обязанностей, исторически относившихся к органам соцзащиты? Нет. Потому что курирует ФСС не кто иной, как Минздравсоцразвития, возглавляемый… Ну, вы меня поняли.

Неосвещенной осталась очень интересная строка в табличке, «средства, передаваемые из ФФОМС». Это не что иное, как слегка подзабытые «родовые сертификаты». ФСС вынужден оплачивать государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуги в части медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности в сумме 3 тыс. рублей, в период родов и в послеродовой период — в сумме 6 тыс. рублей, а также диспансерное наблюдение ребенка в течение первого года жизни, в сумме 2 тыс. рублей. Причем тут ФСС, спросите вы. Я вам не отвечу, потому что в отличие от МихалЮрича, не знаю. Медицина относится к Минздравсоцразвития, на худой конец — к тому же ФФОМС. В прошлом году финансирование родовых сертификатов осуществлялось за счет изъятия у ФСС в пользу ФФОМС «жирка», накопленного за предыдущие годы работы, и последующего дозированного его возврата обратно в ФСС. В этом году, скорее всего, придумана более хитрая схема, видимо, не я один при рассмотрении нацпроекта «Здравоохранение» обратил на это внимание.

Напоследок об источниках финансирования дефицита бюджета ФСС. Основной источник один, но это не федеральный бюджет, а бюджет все того же ФСС, вернее, те излишки, которые у него должны остаться. По прогнозам наших государственных финансистов в 2008 году у ФСС останется 18 213,7 млн. рублей, в 2009 году — 9 597,3 млн. рублей, а в 2010 году, учитывая хитрюще отсутствующие индексации выплат, ФСС должен выйти в плюс. Получится или нет — посмотрим. Ждать осталось недолго.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter