Реквием по соцстраху. Пенсионный фонд

Трехлетний бюджет продолжает движение по властным коридорам. Анализ этого произведения минфиновского искусства показал, что бюджет скорее всего исполнен не будет, поскольку построен на кофейной гуще, оставшейся после последнего глотка уходящих кремлевских внештатников. Более или менее точно показатели доходов и расходов рассчитаны лишь на следующий год, а все остальное – прогнозы, прикидки, приближения. Впрочем, тот анализ получился чересчур общим. Рассмотрим детали и еще раз убедимся в том, что крысы начинают паковать чемоданы, а заодно посмотрим, какое наследство нас ждет. Деталями станут бюджеты фондов социального страхования.

Российское социальное обеспечение держится на трех страховых китах, трех фондах социального страхования: Пенсионном фонде России (ПФР), Фонде социального страхования (ФСС) и Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Взносы в фонды отчисляются с наших доходов, то есть в этих организациях аккумулируются и перераспределяются наши деньги. Часть собранных взносов ежегодно возвращается в виде пенсий, пособий по временной нетрудоспособности или оплаты медицинской помощи, часть – откладывается до тех пока еще туманных времен, когда мы достигнем пенсионного рубежа, и нас с торопливым почетом проводят на заслуженный отдых. Размеры возвращаемых средств зависят от наших взносов, а также эффективности работы фондов, в отличие от органов соцзащиты, чья деятельность целиком зависит от федерального и региональных бюджетов.

За годы путинского правления фонды социального страхования превратились из страховых организаций в федеральные филиалы Минздравсоцразвития, которое переложило на них многие непосредственные функции, заодно подсадив на финансовую иглу бюджетного допинга. Без федеральных ассигнований фонды, к сожалению, уже не выживут. Это значит, что недополучение федеральным бюджетом доходов моментально отразится на системе социального страхования, то есть на пенсиях, выплатах и пособиях. Есть к чему готовиться.

Пенсионный фонд

Напомню путинские слова из последнего Послания, где он учит правительство, как раздобыть денег на укрепление финансовой устойчивости ПФР: «…у нас до сих пор не исчерпаны значительные резервы, позволяющие обеспечить большую наполняемость Пенсионного фонда и покрытие его дефицита: это вопрос собираемости налогов, вывода из тени зарплат». И тут же амбициозно обещает за 2007-2009 годы поднять пенсии не менее, чем на 65%.

Языки современного российского чиновничества настолько гладки от вылизывания президентской задницы, что, даже если бы Путин поручил в 2007-2009 годах возвести не менее, чем на 65% мост от Москвы до Луны, они и то заложили бы в бюджет «необходимые» средства и с готовностью сообщили, что сияющее указание будет всенепременно исполнено. Прогноз Минэкономразвития по росту фонда заработной платы в 2008-2010 годах заставляет задуматься, за счет каких средств власти собираются выполнять пенсионное обещание. По расчетам, суммарный фонд заработной платы в целом по стране в 2008 году составит 8 921,0 млрд., в 2009 году – 10 299,0 млрд., в 2010 году – 11 771,0 млрд. рублей. За три года главная составляющая налогооблагаемой базы по ЕСН вырастет всего на 32%, тогда как пенсии должны вырасти в два раза больше, на 65%. На какие шиши? Ответ стандартный по нынешним нефтяным временам – за счет увеличения бюджетных ассигнований. Не проходите мимо первой таблицы, ознакомьтесь.

Таблица 1

Предполагаемые доходы ПФР в 2008-2010 гг. (млрд. рублей)

Показатели

2008

2009

2010

Общий объем доходов,

в том числе

2 330,6

2 669,5

3 179,8

за счет страховых взносов

в %% к доходам

1020,6

43,8%

1175,6

44,0%

1335,2

42,0%

за счет федерального бюджета,

из них

1280,3

1 456,4

1801,4

на выплату базовой части пенсии

707,7

876,6 

1033,0

Справочно: средства пенсионных накоплений на конец года

652,7

898,0

1 183,5

Справочно: суммарные поступления от ЕСН в федеральный бюджет

442,8

506,0

573,7

Источники: Минфин, ПФР.

Примечание: в табличку не вошли некоторые другие доходы ПФР, например, от взимания пени, штрафов, использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, продажи материальных и нематериальных активов и кое-что еще по мелочи.

Данные красноречиво иллюстрируют, в каком ауте находится российская пенсионная система. Ежегодно федеральный бюджет будет вливать в ПФР в среднем 57% необходимых средств! За грядущие три года поступления от страховых пенсионных взносов вырастут всего на 30,8%, тогда как ассигнования из бюджета – на 40,7%. Доля федерального бюджета, направляемая в ПФР в 2008 году будет составлять 19,3%, в 2009 году – 19,5%, в 2010 году – 22,3%. Пятая часть федерального бюджета ежегодно будет направляться пенсионерам. Вы уверены, что через три года будущее правительство найдет такие деньги? Если да, то вы – Всевышний.

Еще одна проблема, которую до сих пор не знают как решить – куда девать средства пенсионных накоплений. По действующему законодательству они инвестируются в фондовые инструменты. Сегодня на долю десяти лидеров продаж, в основном, представителей топливно-энергетического комплекса (РАО «ЕЭС России», ОАО НК «ЛУКОЙЛ», ОАО НК «ЮКОС», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО ГМК «Норильский Никель», ОАО «Татнефть», ОАО «Мосэнерго», ОАО «Ростелеком», ОАО «Сибнефть», ОАО «Северсталь»), приходится более 95% сделок на фондовом рынке. Капитализация этих структур целиком зависит от нефтяной конъюнктуры. Нет никакой гарантии, что через три года пенсионные накопления, инвестированные в ценные бумаги сырьевого сектора, сохранятся в прежнем объеме.

Есть еще один нюанс, который нам пригодится через несколько абзацев. Страховые взносы, суммарно составляющие в 2008 году 1020,6 млрд. рублей, подразделяются на 810,0 млрд. рублей страховой части и 210,3 млрд. рублей части накопительной. В 2009 году соответственно - 922,6 млрд. и 253,0 млрд. рублей, в 2010 году - 1035,9 млрд. и 299,3 млрд. рублей. Извините за обилие цифр, они необходимы для последующих неутешительных выводов.

Расходы ПФР в 2008-2010 годах не менее занимательны, чем доходы.

Таблица 2

Предполагаемые расходы ПФР в 2008-2010 гг. (млрд. рублей)

Показатели

2008

2009

2010

Общий объем расходов, в том числе

2 099,9

2 464,8

2 877,8

Выплата трудовых пенсий, в том числе страховой части

1 615,2

929,2

1 923,5

1073,0

2 235,3

1 232,6

Социальные пенсии

66,6

85,8

102,2

Расходы на осуществление ежемесячной денежной выплаты (монетизация льгот)

251, 7

266,5

282,2

Финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР

46,9

49,1

49,1

Расходы на выплату «материнского капитала»

-

-

55

Источники: Минфин, ПФР.

Давайте разбираться.

ПФР постоянно сообщает о том, что дефицит его средств минимален, что народу не стоит волноваться, а некоторые, с позволения сказать, экономисты просто «гонят волну». Попробуем подсчитать реальную величину дефицита бюджета ПФР.

Прежде всего обратимся к проекту трехлетнего бюджета. Планируемые поступления от ЕСН в 2008 году составят 442,8 млрд., в 2009 году – 506,0 млрд., в 2010 году – 573,7 млрд. рублей. Трансферты, перечисляемые из бюджета в ПФР, представлены в первой таблице. Таким образом, только по базовой части пенсии дефицит пенсионной системы в 2008 году составит 264,9 млрд., в 2009 году – 370,6 млрд., в 2010 году – 459,3 млрд. рублей.

Дефицит ПФР по страховой части (помните извинения за обилие цифр перед второй табличкой?) в 2008 году составит 119,2 млрд., в 2009 году - 150,4 млрд., в 2010 году – 196,7 млрд. рублей.

Итого: дефицит российской пенсионной системы только по трудовым пенсиям в 2008 году составит 384,1 млрд. рублей, в 2009 году – 521,0 млрд. рублей, в 2010 году – 656,0 млрд. рублей.

Сравним с официальными данными по дефициту, представленными в проекте бюджета ПФР, составленным с учетом федеральных вливаний. Бюджет фонда по распределительной составляющей сформирован в 2008 году с профицитом (!) в сумме 27,6 млрд. рублей, в 2009 году с текущим дефицитом в сумме 40,6 млрд. рублей, в 2010 году с профицитом (!!) в сумме 16,5 млрд. рублей. Хватает же наглости так врать!

Теперь о федеральном филиале Минздравсоцразвития. Перечислю только некоторые выплаты по социальному обеспечению, которые «великодушно» доверено осуществлять ПФР.

Это дополнительное ежемесячное материальное обеспечение граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Родиной, ежемесячные денежные выплаты, связанные с монетизацией льгот, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно, социальная поддержка Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы и даже возмещение уплаты страховых взносов в период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву.

Все это осуществляет ПФР, а расходы на организацию процесса проходят по статье «Финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР», то есть осуществляются за счет наших пенсионных взносов.

Затраты по этой статье запланированы огромные – более $1,8 млрд ежегодно. В народе бытует мнение, что основная часть этих расходов материализуется в шикарных офисах ПФР, диссонирующих с убогой обстановкой депрессивных российских регионов. Отчасти это правда. Как правда и то, что проектировались и закладывались эти дворцы в период председательства в ПФР во всех смыслах дорогого Михаила Юрьевича Зурабова. Впрочем, тогда средства были, благо, пенсионный взнос в ЕСН составлял 28%. В 2008-2010 годах ПФР потратит на содержание органов фонда по всей стране в среднем 47,1 млрд. рублей, а на капитальные вложения и проектные работы по строительству объектов – в среднем 1,1 млрд. рублей. То, что начали, конечно достроят, но новых строек скорее всего не будет.

Еще одна не относящаяся к фонду статья расходов ПФР, отмеченная во второй табличке – выплата «материнского капитала», которая начнется в 2010 году. Сумма выплаты на одного ребенка составит 250 тыс. рублей, в бюджете на 2010 год предполагается выплатить (перевести на ипотеку, образование, дополнительное пенсионное обеспечение) 55 млрд. рублей. В пересчете на головы, в 2010 году ПФР «осчастливит» целых 220 тыс. семей. По статистике треть родов приходится на второго или третьего ребенка. Таким образом, за 2007 год может спокойно родиться порядка 500 тыс. детей, чьи матери будут иметь право на получение «материнского капитала», общая же сумма необходимых средств составит 125 млрд. рублей. В бюджете ПФР предусмотрено в 2,3 раза меньше.

Наконец, о самой неприятной стороне пенсионного обеспечения – о коэффициенте замещения пенсии заработной платы (таблица 3).

Таблица 3

Расчет коэффициента замещения заработной платы пенсий на 2008-2010 годы

Показатели

2007

2008

2009

2010

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в целом по экономике, руб.

12 920

15 304

17 723

20 395

Среднегодовой размер пенсии, руб.

3 284

3 928

4 760

5 098

Коэффициент замещения

25,4%

25,7%

26,9%

25,0%

Источники: Минэкономразвития, ПФР, собственные расчеты.

Стоило огород городить ради того, чтобы к 2010 году попытаться сохранить прежний коэффициент замещения! Впрочем, составителям бюджета до проблем пенсионного обеспечения дела нет. К 2010 году их у руля не будет. Нагадали, нашаманили – и на заслуженный отдых. Нам останутся призрачные источники финансирования пенсионного бюджета, непомерная нагрузка ПФР чужими функциями и неуклонный рост числа пенсионеров. Тут уж не до жиру – лишь бы пенсии выплачивались вовремя. Не ровен час, опять начнутся ежедневные перегоны с Дальнего Востока в центральную часть России собранных пенсионных взносов, как это уже было в середине 90-х годов. Да и здания можно будет продать. Все равно рано или поздно разнесут по кирпичикам.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter