Клерикализация государственного образования тревожит правозащитников

Приводим полный текст их обращения с призывом запретить внедрение в средние школы учебника А. В. Бородиной "Основы православной культуры" и вместо этого курса преподавать школьникам единый курс "История мировых религий".

Стоит при этом отметить, что различные христианские, мусульманские, светские общественные деятели и журналисты высказывали и противоположную точку зрения. Согласно их мнению, на факультативных занятиях следует разделить школьников по этнической принадлежности и каждой из групп преподавать основы той религии, которую исповедовало большинство их предков. Что же касается критики учебника Бородиной как "клерикального и ксенофобского", то сторонники этой книги утверждают, что в ней адекватно изложена православная доктрина, каковую недопустимо проверять на соответствие Конституции РФ.

КЛЕРИКАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ - УГРОЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Открытое обращение к министру образования РФ В.М. Филиппову

Уважаемый Владимир Михайлович!

Участники Инициативной группы "Общее действие" выражают озабоченность стремлением представителей Министерства образования РФ использовать введение религиоведческих дисциплин для насаждения в общеобразовательных учреждениях идеологии, пропитанной православным клерикализмом и ксенофобией. Прежде всего, для этого уже больше года используется печально известный учебник А.В. Бородиной <Основы православной культуры> M: Покров, 2002, его модификации. Несмотря на то, что внедрение "ОПК" уже вызвало множество протестов со стороны демократических СМИ, педагогических и правозащитных организаций, ученых, священнослужителей, депутатов и высокопоставленных должностных лиц, руководящие работники системы образования с упорством, достойным лучшего применения, продолжают политику внедрения учебного пособия, в котором подросткам внушают такие не соответствующие евангельскому тексту представления, как то, что "иудеи распяли Христа", а также учат различать "сектантов", "сатанистов" и "еретиков", и сообщают, какие народы ведут себя более благородно на русской земле, а какие - менее. Год назад учебник Бородиной получил рекомендацию Координационного совета по взаимодействию Министерства образования РФ и Московской Патриархии РПЦ, его апробировали в столичных школах структуры Московского Комитета образования, и готовили к печати в Издательском доме "Покров". Организаторов внедрения "Основ православной культуры" не остановило даже то, что учрежденный приказом Министра образования РФ ?58 от 1 июля 1999 г. Координационный совета не имеет полномочий давать рекомендации пользователям учебной литературы.

Вот оценка, которую получил учебник А.В.Бородиной "Основы православной культуры" (первое издание) со стороны экспертов и общественности:

- Руководитель Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного Университета Н.В.Шабуров: "учебник не отвечает требованиям, предъявляемым к учебно-методической литературе, поскольку содержит некорректные высказывания, способствующие разжиганию религиозной и национальной розни... представляет собой не учебное пособие по основам православной культуры, а конфессиональную апологию православия... рассуждения [о еврейском народе] не имеют ничего общего с исторической действительностью и носят откровенно антисемитский характер... содержит некритическое описание чудес... где описание чуда должно продемонстрировать превосходство православных над армянами....";

- РОО "Клуб учителей "Доживем до понедельника": "не является по содержанию и подаче сведений религиоведческим и культурологическим учебным пособием...содержит утверждения, могущие формировать у учащихся представления об изначальном превосходстве или неполноценности определенных этнических, национальных или религиозных групп, создавать предубеждения к ним...";

- историк Церкви, священник Яков Кротов: "автор обличает религии, верования которых не разделяет... Бородина излагает даже не историю Русской Православной церкви, а российскую модификацию теории немецких романтиков... содержит пересказы средневековых легенд, не имеющих под собой фактической основы, а также некоторых современных суеверий... приучает учеников (и учителей) к некритическому восприятию различных слухов и псевдосенсаций из желтой прессы... взгляд [на "гостей" русского народа] противоречит и основам христианской веры... национализм "базарного типа"... классическая антисемитская тирада... не освещена история русской христианской мысли...";

- "Объединенный комитет в защиту евреев в бывшем СССР": "средневековые национально-религиозные представления, основанные на неприятии других вер и народов... Миллионы евреев были убиты, замучены или дискриминированы именно из-за [содержащегося в учебнике] мифа о коллективной ответственности еврейского народа за казнь Христа, а также из-за утверждений о стремлении евреев к мировому господству";

- Военно-историческая организация "Добровольческий корпус": "культурологический шовинизм, разрушающий Россию".

Мы считаем совершенно недопустимым, чтобы учебники, выражающие взгляды только одной из многих групп верующих, существующих в российском обществе, были внедрены, пусть и с согласия родителей в государственных школах, существующих на деньги налогоплательщиков, среди которых не только представители самых разных конфессий, но и атеисты и агностики. Громкие протесты против клерикализации школы и скандальная репутация учебника "Основы православной культуры" должны были бы заставить руководство Минобразования отказаться от его насаждения. Тем более, что все разговоры о православии как религии подавляющего большинства россиян - чистая спекуляция. Число лиц, которых по данным социологических опросов и оценкам серьезных исследователей с большей или меньшей обоснованностью можно считать православными верующими не превышает в России 4 - 9% (К.Каариайнен, Д.Фурман в книге "Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России", С-Пб.; М: Летний сад, 2000). Одно время казалось, что руководство Минобразования вняло голосу рассудка. Сперва Вы, господин министр, обещали, что преподавание православной культуры будет вестись только в рамках единого курса по истории мировых религий. Затем, видимо, чтобы отсечь школьников от знакомства с индуизмом, буддизмом, и самыми распространенными в мире христианскими направлениями (протестантизмом и католицизмом) - заговорили только о курсе <Религии России>. Успокаивали, что учебник А.В.Бородиной не имеет статуса "рекомендованного". Однако, вскоре, после того как общественность Вам поверила, были отброшены все публичные заверения о преподавании только объединенного курса по истории основных религий. Руководство Минобразования мгновенно позабыло собственные аргументы в пользу многоконфессионального учебника - и начался новый этап насаждения православной клерикализации школы. Вместо курса "Религии России" стали готовить учебник "РЕЛИГИЯ РОССИИ"

Открытым вызовом общественности стало решение Координационного совета по взаимодействию Минобразования и Московской Патриархии РПЦ вторично рекомендовать для общеобразовательных и воскресных школ учебное пособие А.В.Бородиной "Основы православной культуры", М: Покров, 2003 (второе, обновленное издание). Совет прошел под сопредседательством заместителя Министра образования РФ Л.С.Гребнева и Митрополита Сергия (Солнечногорского), которые и подписали рекомендацию. Основанием для этого решение послужили:

а) "положительные экспертные заключения" богословов, священнослужителей (некоторые из которых, напомним, руководят издательским домом "Покров"), а также должностного лица - первого проректора Московского института повышения квалификации работников образования С.Б. Романова (руководитель подготовки учебника);

б) "положительный результат внедрения данного учебного пособия в Москве, Московской, Курской, Белгородской, Смоленской области и других областях России". Какой "положительный" результат имеется в виду, в решении не сообщается, зато, как Вам хорошо известно, скандальный учебник вызвал резкую критику.

Анализ фрагментов нового учебного пособия показывает, что и в новой редакции сохранены элементы прямой агитации в пользу православия, фактически превращающие его в учебник "закона божьего", проявления религиозного национализма, антисемитизма и ксенофобии.

Это значит, что с 1 сентября новые тысячи учащихся обречены получать оценки за успешное усвоение пассажей, подобных тем, которые мы процитировали в начале письма. Упорство, с которым в учебнике Бородиной - несмотря на все протесты - сохраняются ксенофобные утверждения, показывает их важность для идеологов "возрождения духовности".

Самое опасное заключается в том, что учебник А.В.Бородиной внушает подросткам, что национальное происхождение и религиозная принадлежность обуславливают нравственные качества человека. Именно такие представления и являются доктринальной основой шовинизма и расизма. Курс ОПК практически возвращает в современность средневековый уровень межконфессиональной полемики, легализует религиозный национализм. Внедрение этого учебника перечеркнет все программы воспитания толерантности. Мы считаем необходимым издание специального распоряжения министра образования РФ о недопустимости использования в качестве учебного пособия обоих изданий учебника А.В. Бородиной "Основы православной культуры", как не прошедших Федеральную экспертную комиссию по общему образованию и вызвавших обоснованную критику.

Конституция РФ запрещает возбуждение национальной и религиозной вражды и пропаганду национального и религиозного превосходства (ч. 2 статьи 28), обеспечивает правовые гарантии существования в России светского государства и не допускает превращения православия, равно, как и другой религии, в государственную идеологию (ч.2 статьи 13 и статья 14). Эти конституционные принципы не случайны. Человечество буквально выстрадало принципы веротерпимости и духовного плюрализма, равноправия и верующих, и неверующих людей.

Руководители Министерства образования не имеют права перечеркивать и подменять своими решениями основные принципы действующей Конституции. Мы считаем, что требуется провести широкое обсуждение необычайно важного вопроса о целесообразности и допустимости приобщения государством подрастающего поколения к некоей национально-религиозной идеологии, выходящей за рамки принципов соблюдения и защиты прав человека, независящих от национальной и религиозной принадлежности учащихся. Если общество, все же сочтет необходимым и возможным делать это в государственных школах, потребуется ввести в Конституцию и законодательство соответствующие поправки. Однако и чиновники и общество должны полностью осознавать все последствия таких фундаментальных решений.

Речь идет не только о светском характере образования и государства, но и об угрозе цепной реакции разнонаправленного религиозного национализма. Мы призываем руководство Министерства образования РФ к соблюдению конституционных принципов светского, неидеологизированного характера государственной системы образования в Российской Федерации. Наилучшим выходом для решения вопроса об ознакомлении российских школьников с историей религий и религиозными догматами является создание - обязательно согласованного с главами реально действующих в РФ конфессий - единого учебного курса "История мировых религий", преподаваемого в рамках школьного курса истории.

С уважением,

Л.М. Алексеева, Московская Хельсинкская группа

С.А. КовалЈв, депутат Государственной Думы РФ;

М.Г. Арутюнов, Международная правозащитная ассамблея;

А.В. Бабушкин, Общественный Благотворительный Комитет "За гражданские права";

Е.Л. Гришина, Общественная организация "Правозащитная информация"

Л.С. Левинсон, Институт прав человека;

Л.А. ПономарЈв, Общероссийское движение "За права человека";

Ю.В. Самодуров, директор Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова;

священник Глеб Якунин, Комитет защиты свободы совести

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram