Кремль двинулся по пути полковника Зубатова

Кремль двинулся по пути полковника Зубатова

В Москве состоялся первый этап учредительного съезда Российской партии труда (РПТ), создаваемой на базе ряда небольших профсоюзов, не входящих в Федерацию независимых профсоюзов России. Фактическим лидером РПТ является Сергей Храмов, бывший член «Демократического союза» Новодворской, создавший на деньги Конгресса США, выделенные через АФТ-КПП, профобъединение «СОЦПРОФ» и состоящий в предвыборном списке «Единства». В роли «повивальной бабки» РПТ выступил кремлЈвский куратор депутатской группы «Регионы России» и профессиональный лоббист Антон Лаврищев.

Между тем в формировании партии задействованы и левые - от лидера профобъединения «Защита труда», депутата Госдумы и близкого друга французской троцкистки Олега Шеина до бывшего представителя РКРП Михаила Попова, снискавшего репутацию «кондового сталиниста». Как известно, рабочее движение, созданное полковником охранного отделения департамента полиции Зубатовым и священником Гапоном, в конце концов, вышло из-под контроля тогдашних властей. Возможно ли что-то подобное в наше время, особенно учитывая острые разногласия между Кремлем и некоторыми представителями крупного капитала?

По просьбе АПН создание Российской партии труда прокомментировал социолог и левый активист Борис Кагарлицкий.

- Вы принимаете участие в создании этой партии?

- На предварительном этапе меня приглашали на некоторые совещания. Но то, с чем я столкнулся, склонило меня к решению не участвовать в этом проекте.

- Почему же?

Во-первых, партия создается совершенно не демократическим путЈм. Сначала группа инициаторов сформировала руководство и приняла учредительные документы, включая партийную программу. И только затем началось рекрутирование рядовых членов, создание региональных отделений. При этом уже с самого начала было объявлено, что программа и другие документы не подлежат никакой корректировке, их даже нельзя обсуждать. Во-вторых, основатели партии не понимают разницы между профсоюзной и политической деятельностью. В программе нет ни намЈка на идеологию, ничего не сказано об идеале общественного устройства, никак не выражено отношение к существующей системе и действующей власти, и вообще игнорируется большинство вопросов, волнующих общество. Фактически речь идЈт только о намерении лоббировать некоторые частные вопросы. Например, поправки в Трудовой кодекс, которые способствовали бы профсоюзному плюрализму. Политическая организация, которая будет действовать по подобным правилам, не имеет перспектив развития.

- Кто реально руководит этой партией?

- Формально первым лицом является лидер профобъединения «Защита труда», депутат Госдумы Олег Шеин, а вторым – лидер профобъединения «СОЦПРОФ» Сергей Храмов. Но при этом следует подчеркнуть, что «Защита труда» далеко не в полном составе поддержала партийное начинание своего лидера. Поэтому политическая база у Шеина значительно уже, чем у Храмова. Кроме того, к партии проявляют интерес некоторые сотрудники администрации президента, которые хотели бы выступать в роли кукловодов. И, насколько я понимаю, по крайней мере, Храмов против этого ничего не имеет.

- Чем вы объясняете такую безликость партии?

- В этом заключается принципиальная позиция Храмова. Он смертельно боится, что партия, в которую рекрутируют людей, придерживающихся левых настроений, в том числе радикальных, выступит против власти или крупного капитала. Шеин же склонен в этих принципиальных вопросах к постоянным уступкам Храмову. Возможно, причина в том, что финансовые ресурсы, которые привлекает Храмов, играют немаловажную роль.

- Кому же нужна такая партия?

- Профсоюзные лидеры борются за самосохранение. Дело в том, что новый Трудовой кодекс, в котором установлено, что работодатель заключает коллективный договор только с тем профсоюзом, в который входят большинство сотрудников предприятия или организации, фактически ставит крест на некоторых сравнительно малочисленных профсоюзах, делает их дальнейшее существование бессмысленным. Лидеры таких профсоюзов рассчитывают сохранить свои структуры, превратив их в отделения Российской партии труда. Что же касается представителей кремлЈвской администрации, то они заинтересованы в том, чтобы энергия оппозиционно настроенных активистов поглощалась лояльной партией, деятельность которой можно было бы направлять, например, против отдельных представителей власти. Но они не учли, что теперь сводятся воедино многие энергичные, радикально настроенные рабочие лидеры местного уровня, к тому же в рамках политического проекта. Следовательно, партия может, в конце концов, оказаться под влиянием совершенно других сил. Мне представляется, что летом, когда должен состояться второй этап учредительного съезда, может возникнуть острое противостояние.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram