Удар в черкесском направлении

ОТ РЕДАКЦИИ.Острые публикации Авраама Шмулевича по черкесскому вопросу вызывают заинтересованную и еоднозначную реакцию читателей: от бурного одобрени до полного неприятия.

Мы публикуем ответ автора своим критикам и оппонентам, в том числе и облечённым властью. Не разделяя многие позиции автора по существу обсуждаемого вопроса, мы полагаем, что любые проблемы, касающиеся судеб нашей страны, могут и должны обсуждаться публично, в ходе свободной общественной дискуссии. И, разумеется, мы всегда готовы предоставить слово всем заинтересованным сторонам.

* * *

Ежегодно день 21 мая широко отмечается в черкесском мире как День Геноцида. 21 мая 1864 года (по старому стилю, по новому это 2 июня) на Красной поляне близ Сочи, где ныне располагается летняя резиденция президента России, и прокладываются трассы Зимней Олимпиады, торжественным молебном и парадом русских войск было отпраздновано окончание Кавказской войны и утверждение русского владычества на Северо-Западном и Северо-Восточном Кавказе.

В этом году дата почти круглая — 145. В течение многих лет российские власти явно пребывали в растерянности — что делать с этой сложной и неудобной годовщиной. Ныне же есть основания полагать, что к этой круглой дате ФСБ и российские чиновники, отвечающие за национальную политику, приняли, наконец, стратегическое решение — решение простое, как все гениальные действия Кремля на Кавказе — «замести адыгскую проблему под ковер».

Нет публикаций — нет проблемы. В нынешнем году, в отличие от предыдущих лет, неудобная дата была полностью проигнорирована Федеральными СМИ. И лишь отдельные независимые ресурсы, вскользь коснулись этой темы.

Между тем, автор этих строк получил к 21 мая сразу несколько доброжелательных советов из России: «просьба снизить активность» в публикациях по черкесскому вопросу, «В России все структуры будут крайне негативно и болезненно воспринимать Вашу активность на этом поприще и в этом контексте», «На вас тоже будут нападки, потому как вы очень активно черкесский вопрос раскручиваете. Надо сбавить темп», «Раскачивание черкесского вопроса в таком контексте может серьезно помешать нашей деятельности и подставить под удар как правительства так и спецслужб. У меня к Вам просьба быть крайне осторожным в публикациях» — попросило меня сразу несколько доброжелателей.

Действительно, как политолог и журналист, занимающийся процессами на постсоветском пространстве, в том числе и на Кавказе, я никак мог пойти мимо «черкесской проблемы», ибо я считаю, что черкесский вопрос является ключевым для стабильности на Кавказе и в РФ в целом.

Должен сказать, что именно мои публикации открыли «черкесский вопрос» и для широкой публики и для московского «экспертного сообщества», именно я вывел тему на новый информационный уровень, после того, как она замалчивалась десятилетиями. Экспертное обсуждение черкесской темы в федеральных СМИ пошло именно после моих публикаций.

При этом и на самом Кавказе и на Западе о «черкесском вопросе» не забывал никто — он интенсивно изучался, о нем помнили и работали с ним — все кто угодно, кроме российских федеральных властей...

Советами дело не ограничилось. К юбилею «адыгского геноцида» в российские СМИ в нескольких изданиях были вброшены явно заказные «разоблачающие» статьи о моей деятельности, направленной «на дестабилизацию ситуации на Кавказе». В старых добрых традициях советского антисемитизма оказалось, что во всем виноваты спецслужбы Израиля, а Кавказ раскалывает ни кто иной, как раввин Авраам Шмулевич, который старается «создать политическую нацию «черкесы», слив в нее все коренные народы Северного Кавказа за исключением вайнахов, сразу же сделать этот новый этнополитический продукт агрессивно настроенным».

Более того, в мои планы входит, вновь цитирую конспирологов от ФСБ: «отделения Чечни и всего Северного Кавказа, а также создания «Великой Черкесии» от Сочи до Анапы. До 2025 года предполагается сделать Крым татарским и отделить от РФ Поволжье. К 2030 — отделить от Китая Синьцзян и провозгласить империю».

Автор(ы) статей из ФСБ, пожелавший оставаться неизвестным, пишет: «Специально под это дело месяц назад в Израиле был создан Институт восточного партнерства (штаб-квартира располагается в Иерусалиме). Так что работа по возведению так называемого «черкесского проекта» в ранг суверенизации отдельных областей РФ сейчас кипит как никогда. Президентом Института является известный израильский политолог, сторонник концепции либерального гиперсионизма Авраам Шмулевич (1968 г.р.). Возглавляет международную еврейскую организацию «Беад Арцейну!» («За Родину!»), имеет духовный сан раввина, брацлавский хасид, входит во всемирный оргкомитет иудеев-паломников к могиле цадика Нахмана в Умани.

Всю черную работу для его структуры по сдельной цене выполняют, как и двадцать лет назад, в случае с «Чеченской Республикой Ичкерия», талантливые россияне».

В завершение всех ужасов: «Проект представляет большой интерес и для Турции, определенные круги которой мечтают о появлении на обширных евроазиатских просторах пантюркистской сети государств».

Комментировать этот параноидальный бред вышедший из-под пера ФСБ-эшных «политтехнологов» не имело бы смысла — если бы не тот факт, что зачастую именно «аналитика» подобного уровня лежит в основе принимаемых российскими властями решений.

Что я хотел бы ответить моим оппонентам из ФСБ:

Кроме факта организации «Института восточного партнерства», независимой политологической экспертной организации, президентом которой я действительно являюсь, все остальные «сведения» содержащиеся в статье — домыслы некомпетентных «этнографов в штатском».

«Черкесский вопрос» действительно существует. И выдумал «единую черкесскую нацию» отнюдь не раввин Авраам Шмулевич — это объективный факто, который, правда, долго пыталась отрицать советская «партийная этнография». Черкесы оказались искусственно разделенными, ныне они проживают в четырех субъекта Федерации, и во всех — «в коммунальных квартирах» вместе с другими народностями. Кроме того, за пределами РФ проживает многомиллионная черкесская диаспора.

Такое положение сложилось в результате беспрецедентной трагедии — насильственной депортации 95% черкесского населения Кавказа в ходе и после окончания Кавказской войны в 1864 году. При этом в ходе военных действий и этнической чистки погибли сотни тысяч (по оценкам до 750 тыс.) черкесов, хотя убитых и умерших никто не считал. В советское время все это замалчивалось — советские историки писали о «добровольном переселении». Версия, хоть и идиотская, но работала: кавказцы прекрасно знали, как было дело, но еще лучше знали, что им лучше держать это знание при себе. Для жителей прочих уголков «многонациональной» версия о том, что горцы добровольно покинули земли, где жили тысячи лет, казалась не более абсурдной, чем прочие страницы советских учебников истории.

Однако «черкесский геноцид» изучался и на Западе, в станах черкесский диаспоры, а в постперестроечное время вышло достаточно объективных трудов по этой трагической странице недавнего прошлого. Молчали и до сих пор молчат лишь официальные власти РФ.

Черкесская диаспора многочисленна и хорошо организована, потомки изгнанников проживают почти в 50 странах мира. Практически во всех странах, где имеется относительно значительное число черкесов, существуют их организации, а международная The International Circassian Association с 1994 г. является членом Unrepresented Nations and Peoples Organization (UNPO — Организация наций и народов, не имеющих представительства). Черкесы уже давно сложились в мощное международное лобби.

Современные черкесы — это образованный, материально обеспеченный и достаточно организованный народ, умеющий пользоваться всеми продвинутыми способами достижения своих национальных целей.

По контрасту с положением в России, Запад присматривается к «черкесской теме» давно и всерьез, ей уделяется там большое внимание — и в академических и в политических кругах. Так, незадолго до проигнорированной официальной Москвой годовщины, с 23 по 25 апреля 2009 г., в Колумбийском университет в Нью-Йорке прошла ежегодная конференция «2009 WORLD COVETION OF NATIONALITIES», одно из самых известных и престижных ежегодных научно-политических событий, имеющее большое влияние на выработку политики американской администрации. Целая сессия Конференции целиком была посвящена черкесам.

В начале 2006 г. в Иордании заработал всемирный черкесский ТВ-канал. «НАРТ» — «National Adiga Radio Television» («Национальное Адыгское Радио и Телевидение»). Сигнал будет транслироваться из Аммана на весь Ближний Восток — Сирию, Иорданию, Египет, Израиль, Объединенные Арабские Эмираты, Турцию, а также Черноморское побережье и весь Северный Кавказ.

В середине марта 2008 г. черкесская делегация впервые появилась в зале Генеральной ассамблеи ООН. «Клуб первых леди ООН», во главе с Бан Сунн-Таек — супругой генерального секретаря ООН, провел в зале Генеральной ассамблеи ООН культурный вечер, посвященный международному женскому дню. В числе прочих выступавших был и адыгский ансамбль народного танца «Нарт» из Нью Джерси. Черкесскую делегацию представила публике Хелен Юсфи, председатель комитета «Женщины за мир», первая леди Алжира в ООН. «История знает народ, живший долгие годы на склонах Кавказа. Большинство из них было изгнано с родины, подобно листьям, унесенным сильным ветром и разбросанным по всему миру. Сегодня они здесь с нами, в зале Генеральной ассамблеи ООН» — сказала она. Как сообщил официальный пресс-релиз, по окончании концерта, представители черкесских общественных организаций «имели возможность пообщаться с организаторами концерта и работниками ООН».

В Израиле в прошлом году, по просьбе черкесской общины, решением Кнессета 21 мая было объявлено «Днем памяти черкесов — жертв Кавказской войны».

Кроме всего прочего, в практическом плане это означает следующее. Участие официальных представителей государства в мероприятиях черкесской общины по случаю этой даты; министерство просвещения должно будет помочь чркесским школам включить темы, связанные с этим днем, в школьную программу; В Израиле есть обязательные для все выходные дни — еврейские религиозные праздники и дни, связанные с независимостью государства (День объявления независимости и День освобождения Иерусалима). Кроме того, для каждого признанного религиозного или этнического меньшинства есть список дат, когда представитель этого меньшинства имеет право взять выходной день и работодатель, соответственно, обязан его предоставить. С прошлого года для черкесов, кроме мусульманских праздников, такой датой является 21 мая.

И лишь в Российской Федерации «искусствоведы в штатском» продолжают публиковать «аналитику», где черкесские проблемы то объявляются несуществующими, а то и выдуманными «Авраамом Шмулевичем» и прочими могущественными темными силами.

Но черкесы вполне реальны — и у черкесов РФ и диаспоры есть целый ряд проблем и требований, которые они годами безуспешно пытаются довести до сведения Федеральных властей.

Как и почти все, происходящее на Кавказе, «черкесский узел « сильно запутан, но большинство черкесских лидеров и активистов, с которыми я беседовал, отдают себе отчет в сложности стоящих проблем, хотят решать эти проблемы именно в российском правовом поле. Они хотели бы начать диалог с Федеральной властью. Пока хотели бы.

Требования умеренного крыла черкесской диаспоры были сформулированы в так. наз. «амманском меморандуме» иорданских черкесов, который должен был быть передан в ходе встречи Владимира Путина с представителями Центрального Хасэ Иордании во время его визита в феврале 2007 г. Послание было согласовано с черкесскими диаспорами Турции, Сирии, Израиля и США.

«1. Упростить процедуру предоставления иорданским адыгам вида на жительство для проживания в Российской Федерации, отменив практику необоснованных задержек и предварительных условий.

2. Предоставить иорданским адыгам безусловное право на получение российского гражданства с одновременным сохранением гражданства Иордании.

3. Ввести упрощенную процедуру предоставления российской визы представителям адыгской диаспоры в Иордании на основании рекомендации Черкесского (адыгского) благотворительного общества.

4. Положительно решить вопрос о полном восстановлении в российском гражданстве иорданских адыгов, изъявивших желание вернуться на историческую родину на постоянное проживание, в соответствии с действующим российским законодательством.

5. Предоставить иорданским адыгам право на приобретение жилья и коммерческих объектов на территории Российской Федерации с правом пользования ими для проживания, сдачи в аренду, открытия туристических объектов или в промышленных целях.

6. Предоставить иорданским адыгам право на свободное приобретение земельных участков на территории России: сельскохозяйственных угодий, участков под строительство любых видов объектов — коммерческих, промышленных, туристических и т.п. 7. Пересмотреть положения российского законодательства об инвестициях с тем, чтобы облегчить иорданским адыгам возможность капиталовложений в российскую экономику.

8. Открыть регулярный (еженедельный) воздушный рейс между одним из городов Северного Кавказа и Иорданией». Но передан этот текст не был — Путин в последний момент отменил встречу с черкесами.

Обостряет ситуацию и приближающаяся сочинская Олимпиада — олимпийские трассы будут проложены прямо по братским могилам черкесов, при этом в официальной информации о месте проведения Олимпиады о коренных жителях Сочи и окрестностей не говориться ни слова, датой основания города Сочи называются 1870-е годы, хотя впервые он упомянут как убыхское поселение Шуачэ в 1641 г.

Власти фактически доводят до сведения черкесских организаций, что им надо заткнуться и не мешать всем устраивать Праздник на месте последнего центра (фактически столицы) Великого Свободного Единения (т.е. Черкесской Конфедерации), на месте родовых могил.

Правительственная программа «возвращения соотечественников» лишь ухудшила ситуацию.

В правовом отношении она базируются на Указе президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». Оказалось, что адыги не подпадают под программу «возвращения соотечественников». Понятие «соотечественники», как его сейчас определяет закон, включает потомков тех, кто имел российское подданство. У выселенных адыгов его не было, они как раз и воевали за то, что бы не быть подданными России.

В самом конце апреля 2007 в Нальчике прошло заседание Исполкома Международной Черкесской ассоциации. Выступая на нём Зухер Хадж Ибрагим (Сирия) сказал, что «Владимиру Путину был задан вопрос на эту тему, и он ответил, что и представители народов Кавказа тоже соотечественники». Но каким именно образом — Путин не объяснил. Излишне говорить, что программа как не распространялась на адыгов, так и не распространяется.

Требования российских адыгских национальных организаций, кроме декларативного признания факта геноцида, таковы:

«Во-первых, самая существенная часть — материальная. Вопрос возвращения и обустройства желающих вернуться адыгов берет на себя федеральная власть. Во-вторых, воссоздается целостность адыгского этноса на своей территории. В-ретьих, адыги должны получить в рамках своей исторической территории единое национальное образование — республику». [Интервью лидера «Черкесского конгресса» Адыгеи Мурата Берзегова. Газета “Черкесский конгресс” за апрель 2007 года].

Требование репатриации для адыгских организаций - центральное. Для них это не просто вопрос психологической компенсации, восстановления исторической справедливости, но вопрос выживания нации. В диаспоре черкесы просто ассимилируются.

Точно также стоит и вопрос воссоединения всех адыгов РФ в один государственный субъект. Разделенное существование не только кажется им противоестественным, оно разрушает единство адыгской нации, ослабляет ее перед лицом внешних проблем, не дает развиваться национальной культуре и просто рано или поздно приведет к разделению пока еще единой нации адыгов на три пусть и близких, но разных народа.

Про трагедию геноцида и депортации Федеральные СМИ и власти не говорят ни слова. Ситуация просто абсурдна: на федеральном уровне регулярно отмечаются «годовщины добровольного вхождения Кабарды в Россию». Противоречащий всем фактам миф о «добровольном присоединении» возник лишь в 1950-е гг., впервые оно отмечалось в 1957 г. («400-летие»).

В сентябре 2006 Путин подписал «Специальный Указ о праздновании 450-летия добровольного вхождения Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи (исторической Черкесии) в состав России». Москва выделила на проведение празднества более 7 миллионов долларов. Торжественное открытие, с участием президента РФ Владимира Путина, в присутствии большого количества высоких гостей, состоялось 5 октября 2007 г. в Государственном Кремлевском дворце. В длившихся несколько дней торжествах приняли участие президенты всех трех адыгских республик — Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики и Республики Адыгея.

При этом на местном уровне каждый год с участием местных властей и при полном молчании властей федеральных, 21 мая отмечается годовщина «геноцида черкесов» и «насильственного изгнания в ходе Кавказской войны». Этот день официально объявлен в адыгских республиках как день траура и нерабочий день, когда отменяются все развлекательные мероприятия.

Шизофреничность ситуации, когда Центр торжественно празднует годовщину добровольного мирного вхождения в состав России субъекта федерации, а в самом субъекте дата вхождения в состав России в результате длившейся более ста лет войны отмечается как день национального траура, — и все это происходит с участием одних и тех же ответственных товарищей — никого не смущает, ни в Москве, ни в «субъектах».

***

Конечно, выполнение национальных требований черкесов — непростое дело, ситуация в РФ и так сложна.

Подвижки в черкесском вопросе неизбежно нарушат сложившийся на Кавказе баланс сил. Решения тут должны приниматься обдуманно, компетентно, с учетом и «груза прошлого» и современной экономической, политической и этнографической ситуации. Правда, как раз с обдуманностью и компетентностью у федеральных и местных властей, в ФСБ, МО, Госдуме дела обстоят из рук вон плохо. Видимо поэтому они стараются не замечать проблемы и так обижаются, когда кто-то пытается помешать их блаженному летаргическому сну.

При этом, с одной стороны, черкесский социум переживает культурный и этнический подъем, с другой — охвачен общими для кавказских республик кризисными явлениями. Ситуация накаляется не то что с каждым годом — с каждым месяцем.

Вот слова одного из моих корреспондентов на Кавказе, русскоязычного бизнесмена из Нальчика:

«Недавно встречался с некоторыми «большими шишками». Их прогноз: ситуация в КБР перейдет в фазу вооруженного конфликта до конца 2010 г максимум. С их слов, главный разлом будет по линии «черкесы/балкаро-карачаевцы», причём начнется не в КЧР, а в КБР. При этом, поскольку не решаются проблемы безработицы, низкой зарплаты и пр. тренд на рост исламистских настроений среди нереализовавшейся молодежи сохраняется также.

Мой прогноз во многом схож, правда я не могу сказать по срокам — в этом, в будущем году, или позже, но то, что взрыв в КБР будет — это точно. Для того чтобы его не случилось, нужно увеличить количество рабочих мест на порядки и увеличить зарплату в разы. Сейчас люди получают 100-200 долларов в месяц, ну а уж кто 300, то это очень много и это в Нальчике, т.е. в столице КБР. При этом, на глазах у молодых, спортивных, амбициозных, по-кавказски тщеславных молодых людей, «тусуется» местная «золотая молодежь», чьи папы-чиновники, как всем известно в республике, получают неплохой коррупционный доход. Девушки смотрят в сторону тех парней. В общем, психологический дискомфорт страшный. Тут либо надо развивать в себе мощные реакции замещения, либо начинать действовать «для восстановления справедливости», либо эмигрировать. Все кто мог уехать — уже уехали. Остались только те, кому это не по средствам или силам, или кто не может по каким-либо причинам (родители и пр.). Раздражение очень сильное. Это основная среда сегодня, в которой растет влияние «вахабов», как их там называют. До 25% молодежи в КБР, как черкесской, так и балкарской, ушли под «муслимов» и под них же ушел местный криминал, что очень плохой признак — эти люди нос держат по ветру. В прошлом году вахабы трясли всех местных «водочников» и пр. — им отстегивали.

Будет ли власть предпринимать что-то? Шишки больше всего хотят оставаться шишками, так что думаю, ничего сделать они не смогут, кроме того, что попытаются максимально сглаживать все углы столько, сколько возможно. Что будет дальше, когда начнется стрельба? Они сами боятся думать об этом, во всяком случае, озвучивать свои мысли на этот счет».

Власть или отмалчивается, или отвечает неуклюжими репрессиями против тех, кто просто попадается ей под руку — и мусульманский экстремизм, а с ним и терроризм, диверсионно-партизанская война, все сильнее охватывает и адыгские республики.

Борются власти с ним крайне тупо: вполне лояльные, мирные мусульмане-верующие, если они не бреют бороды или просто ревностно относятся к соблюдению шариата, имеют очень высокие шансы «попасть под раздачу» силовиков, быть обвиненными в «ваххабизме».

При этом действенная пропаганда против «вахабов» не ведется, их не опровергают, не высмеивают, из них не делают посмешище — вместо этого органы своими руками создают институт мученичества, буквально штампуя шахидов конвейерным методом.

Нельзя сказать, что власти совсем бездействуют. Точнее, местные чиновники и чиновники в Москве, отвечающие за регион если что-то и делают, то только в области пополнения своих личных счетов и втирания очков вышестоящему начальству. Силовые органы — ФСБ и ГРУ работают, вопрос только в том, насколько эффективно.

Адыгские республики нашпигованы летучими группами ГРУ, нацеленными на борьбу с исламским экстремизмом, многие из которых подготовлены весьма хорошо, их бойцы знают языки местного населения и действуют под видом местных жителей, ФСБ создаёт сети местной агентуры и т.п. — но результаты это приносит скорее противоположные желаемым: вооруженное подполье продолжает действовать, число находящейся под влиянием пропаганды исламистов молодежи все время растет, экстремистский ислам медленно, но верно становится ведущим интегрирующим фактором в среде местного населения.

Конечно, степень влияния исламистов различна: от умеренной в Кабарде до сравнительно низкой в Адыгее. И все же она, эта степень, не снижается, а растет. Молодые священнослужители, получившие духовное образование за рубежом (Турция, Египет), обычно находятся в явной или неявной оппозиции официальному муфтияту (в лице Духовного Управления мусульман Карачаево-Черкесии). Влияние радикально настроенных мусульманских групп можно обнаружить во многих учебных заведениях (особенно в сельских медресе), имеют они и собственные печатные органы.

Силовики добиваются отдельных тактических успехов — так, 28 мая 2009 было сообщено, что в ходе спецоперации в Нальчике был ликвидирован Анзор Астемиров, лидер исламистского подполья КБР, один из организаторов нападения на Нальчик в октябре 2005 года, выпускник исламского университета Эр-Рияда (Саудовская Аравия) и бывший корреспондент телеканала Аль-Джазиры на Кавказе. (в среде исламистов именовался «Сейфуллах» (. سيف الله‎‎ — «меч Аллаха»). Ликвидация двух лидеров исламистов (ранее Мукожева, теперь и Астемирова), конечно, ослабит их позиции и влияние на ситуацию в регионе. Однако на общую стратегическую ситуацию влияние успехи силовиков оказывают незначительное , тут нужен комплекс мер — террористическая война продолжается, и, главное, как уже было сказано, по авторитетным оценкам до 25% молодежи в КБР, как черкесской, так и балкарской, находится под влиянием пропаганды исламистов, под них же ушел местный криминал.

Активно, но еще менее эффективно, работает ФСБ среди черкесской диаспоры. Здесь основные усилия направлены не то, что бы черкесы зарубежья не поднимали вопрос о «геноциде». Лидеров зарубежных черкесов убеждают в том, что если «дергаться», то черкесам на Кавказе будет намного хуже, вопрос о репатриации совсем закроют.

Агитацию в этом направлении вели и агенты влияния российских спецслужб, и официальные российские черкесские деятели, включая президентов Адыгеи и Кабардино-Балкарии, лидеров Хасэ этих республик, а также Карачаево-Черкесии.

В прошлом году, казалось бы, ФСБ добилась впечатляющего успеха. (Убежден, что именно так и дело было представлено в отчетах «наверх» и не один офицер получил повышения и награды). А именно: удалось убедить руководителей старой Федерации черкесов Европы, в особенности президента Ехсана Салеха и его окружение в том, что любое проведение траурных мероприятий очень навредит черкесам, живущим на исторической Родине. И руководство старой Федерации черкесов Европы, несмотря на протесты большинства адыгов диаспоры, отменила все траурные мероприятия, посвящённые Черкесскому Геноциду.

Этот «успех» ФСБ, если вдуматься, является сокрушающе антироссийской акцией: влиятельным западным черкесским лидерам удалось внушить, что положение их собратьев в РФ настолько ужасно, а Кремль проводит настолько чудовищную политику, что способен подвергнуть массовым репрессиям черкесов, граждан России только за то, что в европейских столицах пройдут траурные церемонии, что Путин и Медведев, на самом деле, ведут себя как Сталин в его худшие годы!

«Победа» российских рыцарей плаща и кинжала, к тому же, оказалась пирровой. В то, что Российская Федерация — страна произвола и национального угнетения, европейские черкесы поверили. Но от идеи отмечать День Геноцида не отказались. Многие активисты просто покинули старую организацию — и образовали новую Федерацию Черкесов Европы (Federation of European Circassians), во главе ее встал Адмирал Дасдемир (Admiral Dasdemir), которая и организовала в этом году не только посвященное Дню Черкесского Геноцида траурное мероприятие в Берлине, но и Дни черкесов в Европарламенте. Одним из руководителей новой организации является влиятельный общенемецкий политик, черкес по национальности Джем Оздемир (Cem Özdemir ) Член Европейского Парламента и сопредседатель немецкой партии Зеленых. Так что триумф был недолог.

Впрочем, благодаря такой антироссийской «чёрной» пропаганде российским спецслужбам, в общем, удалось в последние годы в какой-то мере затушить импульс политической активности, возникший среди черкесов Запада в конце 1980-х гг. Но сейчас время, когда западные черкесы действовали с большой оглядкой на реакцию Кремля, заканчивается прямо на наших глазах. Любопытное совпадение — оно заканчивается, с минимальным лагом, аккурат с падением цен на энергоносители.

Среди черкесов зарубежья все активнее раздаются требования полной независимости Черкессии, о выходе ее из состава РФ, о необходимости силового давления на Кремль, и даже о солидарности с действующим на Кавказе исламистским подпольем — хотя до самого последнего времени черкесские националисты старалась дистанцироваться от радикального исламизма.

Светский национализм, впрочем, тоже принимает все более радикальный и агрессивный характер. Территориальный спор с балкарцами в КБР и связанный с ним постоянный рост давления со стороны балкарских активистов наконец-то растолкали «спящую красавицу Кабарду» и вызвали реакцию — рост националистических настроений, которые наложились на стремление к консолидации всех черкесов из всех черкесских анклавов на Кавказе и, в свою очередь, на стремление к консолидации с Диаспорой. Но параллельно задан импульс конфронтации с тюркским миром.

Не знаю, произошло ли это случайно, или «задан вектор» и задали его какие-то «хорошие ребята», но риторика черкесских националистов внутри РФ и используемая ими терминология производит странное впечатление: вместо того, чтобы отсекать противника от потенциальных союзников, поливая души последних елеем, черкесские националисты используют для обозначения балкаро-карачаевцев следующую терминологию (по нарастающей): гор(ские)татары, гор(ные)тюрки, татары, тюрки. Т.е., хотя националисты вкладывают в эти дефиниции только значение «карачаевцы-балкарцы», но при цитировании для внешнего наблюдателя виден явный наезд на всех тюрков максимум и всех татар минимум.

Это еще более подливает масло — даже не масло, а бензин — в огонь разгорающегося конфликта и делает почти неизбежным вооруженные столкновения между адыгами и карачаево-балкарцами (вспомним прогнозы чиновников, приведенные в начале статьи). Не принципиально, возникло ли это обострение само собой или в результате «умных» действий спецслужб — власти не предпринимают никаких мер, что бы потушить разгорающийся огонь войны.

А ведь кроме вдруг вспыхнувших кабардино-балкарских и карачаево-черкесских земельных противоречий, есть еще пока спящие осетино-черкесские, вайнахо-черкесские, казацко-черкесские и российско-черкесские земельные споры. Сейчас эти конфликты остаются потенциальными, хотя все исторические предпосылки для их возникновения имеются — и нет никакой гарантии, что какие-то «умные головы» во властных кабинетах не решат применить и тут древнюю, но в условиях сегодняшнего Кавказа абсолютно проигрышную для Центра стратегию «разделяй и властвуй».

Все эти кризисные процессы проходят в условиях полной информационной блокады, происходящее в черкесском мире остается неизвестным и экспертному сообществу, и центральным властям и широкой публике.

Я попытался в своих публикациях хоть как-то прорвать эту блокаду — в частности, предоставить слово самим черкесам, в том числе сделать цикл интервью, репрезентативно охватывающий весь спектр мнений, имеющихся среди черкесов РФ и диаспоры: крайних националистов; лидеров общественных организаций, умеренных и более радикальных; «людей из народа» — «непрофессиональных адыгов», могущих донести «голос улицы»; исламистов; «независимых экспертов — представителей черкесской интеллигенции; чиновников и представителей власти черкесских республик. Найти собеседников не составило большого труда: черкесы весьма интеллигентный народ и, как правило, отлично понимают важность публикаций в СМИ и общественного обсуждения своих проблем. Принципиальная договоренность об интервью достигнута даже с лидерами исламистов — хотя, в отличие от практически всех остальных черкесов, среди них весьма сильны антисемитские настроения.

Единственная группа, которая наотрез отказалась разговаривать — представители власти черкесских республик. Я послал и официальные запросы на интервью руководителям всех адыгских субъектов Федерации, пытался действовать через своих знакомых и в Москве и на местах — результат был нулевым, чиновники или отмалчивались или прямо заявляли, что не хотят и бояться давать интервью Я пытался уговорить их рассказать о проблемах вверенных их попечению народа и земли анонимно — тоже безрезультатно…

***

Резюмируя все изложенное выше, хотелось бы дать оценку работе официальных властей российских адыгских республик, российских чиновников и российских спецслужб, работающих по части СМИ и межнациональных отношений:

С такими охранителями и с таким аппаратом управления враги Российской Федерации не нужны.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter