Украина и Россия: перспективы «холодной войны»

Дипломатический гений Владимира Путина известен всем. Пожалуй, не осталось ни одного государства постсоветского пространства, за исключением разве что Казахстана и Туркмении, отношения с которым не испортились бы за годы путинского правления. Даже Белоруссия, всегда стремившаяся к союзу с Россией, благодаря новой энергетической политике Кремля может повернуться спиной к нашей стране. Что уж говорить о российско-украинских отношениях, превратившихся в одну сплошную зону конфликта.

Одна из самых крупных и богатых стран бывшего Союза, Украина, майданно сменив власть, решила интегрироваться с Западом. К власти были призваны украинские националисты – сторонники вестернизации. Было принято решение вступить во все реальные и виртуальные западные организации.

Ранее не имея реальных шансов претворить мечты в жизнь, «оранжевые» вожди начали играть в «настоящую демократию», не обладая необходимым ресурсом для победы на выборах.

Наглядным примером стали прошедшие 26 марта выборы в Верховную Раду Украины, фактический победитель которых не известен до сих пор (пока не будет создана правительственная коалиция). Аналогичная ситуация сложилась в связи с непризнанием официальным Киевом решений ряда облсоветов Юго-Востока о придании русскому языку статуса регионального (эти решения были приняты в соответствии с Хартией европейских региональных языков и языков национальных меньшинств, по которой живет вся Европа).

Обратной стороной процесса всеобщей «демократизации» стало уютное существование «Партии Регионов» в нише Главной Оппозиции (ТМ), которою она не спешит покидать. Особенно важно, что в результате принятия украинской политической элитой новых правил игры стала очевидна призрачность и иллюзорность «пророссийскости» некоторых политических сил Украины.

«Партия Регионов» в последние годы наглядно показала, ЧЬИ интересы она защищает – это интересы капитала, преимущественно, донецкого происхождения, интересы Рината Ахметова и стоящих за ним ФПГ, но никак не интересы русских на Украине и уж тем более не России в этой стране. Другая проблема, с которой сталкивается Россия на Украине – неадекватность или очень слабая адекватность политиков, привычно называемых «пророссийскими», но далеко не всегда (см. выше) таковыми являющихся. Пример Натальи Витренко показателен. Пойдут ли за такой Белладонной от политики люди, которые себя считают русскими гражданами Украины и которые хотят жить, если уж не в едином государстве с Россией, то, по крайней мере, в тесном союзе между нашими странами? Вряд ли. Где партия, защищающая права русских, второй по численности национальности, которых на территории Украины проживает более 8 миллионов человек (согласно переписи 2002 года)? И есть ли на Украине политики, которые бы могли защитить их интересы? Вопросы, пока что остающиеся без ответа.

Политика России на постсоветском пространстве в силу своей противоречивости вызывает очень много претензий. Проблема выбора ОДНОГО «пророссийского» кандидата за все 15 лет независимости НИ РАЗУ не была решена положительно (приход к власти в Литве «Партии Труда» Виктора Успасских и в Азербайджане «наследного принца» Ильхама Алиева состоялся, в первую очередь, по причинам внутреннего характера). Хочется спросить, почему на роль пророссийских политиков наши власти всегда выбирают уродов?

Российская политика на Украине больше всего напоминает шараханья по лесу разбуженного от зимней спячки медведя. Наши официальные власти делают все для того, чтобы прекратились любые дружеские отношения между нашими странами. Не сложно спрогнозировать очередные кризисы в российско-украинских отношениях во втором полугодии этого года. Вслед за первоиюльским пересмотром газового соглашения может быть введен запрет на ввоз в Россию из Украины мяса, чуть позже сахара, а там и до полной экономической блокады недалеко. Молдавский и грузинский прецеденты говорят сами за себя. Постепенное усиление центробежных тенденций может в недалеком будущем привести к тому, что Украина станет главным врагом России, на уничтожение которого будет работать вся мощь российского ВВП.

Это чудовищный сценарий, избежать которого в интересах России и Украины, но не их правящих элит. До тех пор, пока на Украине у власти будет находиться Ющенко, а в России – окружение Путина, потепления во взаимоотношениях между нашими странами ожидать не приходится. Поэтому как минимум до 2008 (президентские выборы в России) или же 2009 (президентские выборы на Украине) года российско-украинские отношения будут ухудшаться практически с каждым месяцем.

Чтобы окончательно не потерять Украину, заинтересованным господам и панам необходимо организовать альтернативные каналы коммуникации между нашими странами. Подобными каналами могут стать информационные центры, как в Москве, так и в Киеве, представляющие точки зрения, альтернативные позициям официальных властей и «Первого канала» российского телевидения. Если подобного не произойдет, каждая газовая плита в украинском доме и каждая коса Тузла (благо, таких много) будет разделять наши народы. Вплоть до полного разрыва еще в недавнем прошлом единых культурно-исторических связей.

Вы хотите, чтобы на Украине начались серьезные проблемы с русским языком? Сделайте газ по 500$ и украинцы, которые сегодня, в большинстве своем, говорят по-русски, сами откажутся на нем разговаривать…

Акцент на провалах российской политики на Украине еще не означает, что к украинским властям претензий меньше. Однако здесь проблема кроется в другом. Я не открою секрета, если скажу, что власть на Украине слаба настолько, что иногда возникают искренние сомнения в ее (власти) наличии. Система принятия решений на Украине хаотична, в ней никто ни за что не отвечает и всеми силами старается спихнуть ответственность на другого. Это система броуновского движения, но никак не «команда единомышленников» - «оранжевых» или «серо-голубых» - с отсутствующей как явление стратегией и постоянным перепоручением принятия всех мало-мальски важных решений. Президент передает право принятия решения Кабинету временно исполняющих обязанности министров, а тот далее - вплоть до вр.и.о. начальников вр.и.о. департаментов вр.и.о. министерств с постоянно отсутствующим на рабочем месте главой, занятым «чисткой хвостов» перед отставкой, накоплением по такому случаю капитала на «выходное пособие» и поиском новой хлебной должности.

Иногда задаешься вопросом, а может ли работать экономика, если все в стране, вплоть до последнего клерка, уже почти полгода ждут появления нового премьера с новой командой и новыми правилами игры и ничего не делают для долгосрочного экономического развития. Медлительность украинского политического процесса иной раз просто поражает. Складывается впечатление, что наиболее актуальным лозунгом в сложившейся ситуации станет лозунг «Хватит политики, пора заниматься экономикой!», который поддержит большинство людей как из «оранжевого», так и «бело-голубого» лагеря.

Тем временем, из темы «коалиционного строительства» уже сегодня вырисовывается тема будущего партийного строительства с прицелом на президентские выборы 2009 года. И общая картина здесь такова: «Наша Украина» обреченно смирилась с необходимостью создания «оранжевой коалиции» с Тимошенко в качестве премьера, и теперь предается внутренним спорам по поводу дележки поста спикера Верховной Рады для противодействия «леди Ю». Существует два основных кандидата на спикерство от «НУ», по сути представляющих 2 крыла партии — это Порошенко с Третьяковым, Жванией и остальными «люби друзи» со стоящим за ними финансированием с одной стороны и Ехануров с Катеринчуком (глава Исполкома «НУ»), Зварычем (глава юридического отдела «НУ») и примкнувшем к нему Бессмертным с другой. Эти две головы одной гидры имеют все шансы сожрать друг друга, поэтому наиболее реальным кандидатом на пост спикера представляется «миноритарный акционер» «оранжевой коалиции», но при этом держатель «золотой акции» - глава социалистов Александр Мороз.

В течение ближайшего года возможен уход Ющенко с поста Почетного председателя Народного Союза «Наша Украина» и фактический роспуск последней, как неэффективной и уже малопривлекательной партии. С последующим возникновением на ее базе нового политического проекта, одним из лидеров которого станет преемник Президента. Таковым вполне может быть нынешний министр внутренних дел Украины Юрий Луценко.

После создания долгосрочной (задумано, что до следующих выборов) «оранжевой» коалиции с Тимошенко во главе Кабмина, велика вероятность, что Ющенко, сославшись на болезнь, объявит об отказе баллотироваться на второй срок, потому что в тандеме Ющенко-Тимошенко однозначно выигрывает женщина с косой, предлагая на свое место перспективного и любимого в народе лидера новой партии, возникшей на месте «Нашей Украины».

Образуется следующий политический треугольник-2009: Луценко – Тимошенко – представитель «Партии Регионов» или «партий Восточной Украины» (не Янукович), где победителем в борьбе за президентский пост станет тот, кому удастся, заранее отмобилизовав свой электорат, удачно стравить своих противников в пределах их политического поля. И на сегодняшний день, безусловно, наибольшие шансы на это есть у Тимошенко.

Новый глава Кабинета министров, согласно политической реформе значительно расширивший свои полномочия, занимаясь решением экономических вопросов, отнюдь не будет забывать про политическую составляющую, коей в ее деятельности значительно прибавится даже в сравнении с ее предыдущим премьерством. Для уверенного захвата поста президента Блоку ее имени понадобится собрать под своей любвеобильной крышей политические силы, представляющие левую и правую политические платформы. При чем если левая составляющая может создаваться на базе резко давшей крен в сторону социализма «Батькивщины» и Социалистической партии Мороза (с возможным последующим их объединением), то найти политическую силу под правоцентристскую либеральную платформу будет значительно труднее. На роль подобной правой опоры может претендовать разве что «Партия Реформы и Порядок» (ПРП) нынешнего министра финансов Виктора Пинзенныка, который, к слову, имеет большие шансы остаться в новом правительстве.

Это всего лишь один из возможных, но наиболее реальных вариантов развития ситуации. Вопрос же по-прежнему остается в том, поймет ли Москва, как себя надо вести в новых условиях или опять полезет напролом, как это бывало в последнее время, тем самым, добиваясь лишь полного отторжения со стороны простых украинцев? И если не начать проводить альтернативную дипломатию между Киевом и Москвой, то «холодная война» между нашими странами может возгореться от одной случайно не потушенной кем-то газовой горелки…

Автор - соучредитель Российско-Украинской Международной Ассоциации молодых политических экспертов и консультантов.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram