Может быть, отказываться от победы - это заразное занятие.
Может быть, это такой стиль, и он наконец найден.
Ведь сам спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой
говорит, что когда Ярослав Дронов (Шаман), выступая на конкурсе "Интервидение" попросил не оценивать его выступление ("по законам гостеприимства"), - это был "абсолютно правильный шаг, потому что всегда на жюри влияет так или иначе атмосфера в стране, где проходит такого рода конкурс. Значение имеет и влияние публики. <…> Поэтому мне кажется, что это был абсолютно благородный и правильный шаг"
. По мнению Швыдкого, "такой шаг со стороны исполнителя, который понимал, что он имеет очень большие шансы на победу, свидетельствует о его духовном здоровье".
Так что это уже стиль, друзья. Он государственно-одобрен.
Почему-то на Олимпиаде-80 СССР не считал зазорным стремиться к первому месту в медальном зачёте. А мог бы ведь сказать, что, мол, атмосфера влияет, и "по законам гостеприимства" не надо оценивать наши команды. Вот БЛАГОРОДСТВО-то было бы, правда? Вот духовное-то здоровье!
Даже на олимпиаде в феврале 2014 года в Сочи я не припоминаю заявлений, что нас уж так распирает от гостеприимства, что нас и оценивать не надо, мы уже победили.
Тогда такого стиля ещё не было. А теперь, похоже, есть.
Качество выступления Ярослава Дронова я оценить затрудняюсь. Некоторые мои знакомые-меломаны говорят, что оно было очень невысоким. Автор песни "Прямо по сердцу" Максим Фадеев
прямо сказал, что он разочарован - и номером с каскадёрскими трюками, который нагородили для вокально-сложной песни (номер мне тоже не понравился), и исполнением (несовпадением вокала и фонограммы), и тем, что исполнитель снялся с конкурса. Это всё существенно, но, на мой взгляд, вторично. Даже если бы Дронов выступил просто блестяще - даже тогда он поступил бы скверно по отношению, как к минимум, к победителю конкурса. Ведь он украл у победителя сладость чистой победы. Некорректно это и по отношению к жюри (фактически певец усомнился в их способности объективно судить), и, конечно, по отношению к публике. Народам нравятся победы. Нра-вя-тся. Даже в СССР, при всей разогнанной на полную мощь дружбонародности, это где-то понимали. А мы должны довольствоваться объяснениями, почему отказ от победы - это "благородно". В политике, а теперь и в песне.
Ну и, конечно, если Дронов выступил далеко не блестяще - тогда его отказ быть оцениваемым тем более неприличен. Не получилось ли так, что у нас искусственно раскрутили в качестве локальной суперзвезды и поставили на роль "главного русского деятеля массовой культуры" в действительности среднего певца, а теперь побоялись пожинать плоды? Соревнование - это всегда сравнение, вывод себя за рамки соревнования - выход из сравнения... Побоялись, а? И решили объяснить благородством и духовным здоровьем? Ладно бы Дронов не занял первое место. А если бы не попал в тройку? И даже в пятёрку?
Наконец, приходится сказать, что даже если вообразить на минуту, что благородство это совершенно искреннее - даже тогда оно лишь подкрепит дурные (анти)русские стереотипы. Кто-то из сторонних наблюдателей найдёт здесь высокомерие старшебратства, в котором так часто упрекают Россию. Кто-то, может быть, и умилится нашему бескорыстию - но может воспринять его в ключе "русским деньги не нужны". Даже если переймут наш пример - что хорошего-то? Нет, правда: вот приехали вы на конкурс, скажем, в тот же Вьетнам. А вьетнамцы говорят: мы, во-первых, хозяева, во-вторых, в прошлый раз уже победили, так что нас оценивать не надо. Разве хорошо?
Годами мы возмущались судейством на Евровидении - мол, оно исковеркано политикой. И справедливо возмущались. Всё для того, чтобы теперь начать коверкать собственноручно созданный песенный конкурс "гостеприимством" и "благородством" - в конечном итоге, тоже политикой.