Общим местом во вменяемой части российской международной аналитики, начавшей публиковаться в последние пару лет является констатация постоянно действующего дефекта у большинства современных демократий - их конструкционной неспособности отвечать за слова и действия предшествующих избранных руководителей.
Руководство страны, как правило, меняется от электорального цикла к электоральному циклу. И это означает не только не сдержанные личные обещания руководителей, но и общую неспособность к проведению преемственной внутренней и внешней политики. С этой точки зрения настойчиво встраиваемый в современные демократии ограничитель предельного числа сроков работы президентов - это не только механизм против авторитаризма, но и механизм против системности длительной политики.
Россия обладала длительным конкурентным преимуществом - и в период Российской Империи, и в период СССР руководство страны не сменялось периодическим путём. Но и в демократический период мы эту проблему успешно обошли, буквально в программистском стиле внедрив серию "патчей" в Конституцию страны.
Эта серия правок верховного закона, с моей точки зрения, была хороша, но недостаточна. И эта недостаточность законодательной конструкции вызвана, в том числе, значимым умолчанием со стороны современных сторонников демократии.
Оно состоит в том, что для бывших президентов признаётся право на иммунитет, защиту со стороны общества от возможных преследований со стороны недобросовестных конкурентов, но, неявно, предполагается, что бывший президент страны - в нашем случае - России, достигнув наивысшего пика своей политической карьеры, уходит после неё пенсионерствовать, в более-менее в частную жизнь.
Этот подход выглядит нерациональным. Если народ России доверил какому-то человеку высший политический пост, то обществу вполне логично продолжать пользоваться поддержкой такого политика, его знаниями и авторитетом и после окончания президентства.
Институализация длительных, ответственных решений в высшей российской политике должна идти не через искусственные конструкции с "переучреждением" монархии. Династия законных монархов России так или иначе пресеклась, претензии текущих наследников можно рассматривать с уважением, но принять их было бы нелепо - эти люди не обладают достаточным моральным авторитетом перед гражданами России, чтобы вытаскивать их на самый верх российской политики.
России следует обратиться к опыту первого Рима. После окончания монархии, но до начала Империи. Но обратиться не механически, но творчески, модифицировав имевшиеся ранее механизмы под наши современные потребности.
В российской Конституции должен появиться статус Консула - политической должности, предоставляемой любому лицу, победившему на президентских выборах пожизненно. Должность должна обеспечивать своему носителю пожизненный иммунитет, пожизненный дипломатический статус при визитах за рубеж, пожизненное финансирование личной администрации в достаточном для ведения организационной деятельности объёме и пожизненное участие в Совете Консулов - законосовещательном органе при Президенте РФ. (Разумеется, действующий президент входит в состав этого Совета с момента избрания).
Для обеспечения преемственности российской политики Совет Консулов, в числе прочих полномочий, должен иметь право законодательной инициативы, право принятия временных указов, чьё действие Президент должен поддержать не позднее чем через год после принятия, а также право вето в отношении Указов действующего Президента и в отношении законодательных изменений, принимаемое большинством голосов. Число голосов членов Совета может быть установлено равным числу избирательных сроков, на которые был избран президентом каждый из Консулов. Таким образом, может быть реализован принцип "двух ключей", обеспечив преемственность внутренней и внешней политики России на длинной дистанции в течении ближайших нескольких десятков лет.
Считаю, что указанная конструкция позволит направить личную энергию бывших Президентов России на благо её народа и максимально стабилизирует политическую ситуацию в России. А именно внутренняя стабильность - и есть то, что крайне необходимо России в наше время.