Ждёт ли Израиль судьба Нагорного Карабаха?

Ждёт ли Израиль судьба Нагорного Карабаха? Вполне вероятно. Но когда? И обязательно ли?

Для ответа на эти вопросы стоит углубиться в историческую судьбу еврейского народа.

Историческая жизнь еврейского народа циклична. Так же, как историческая жизнь другого древнего и успешного народа – китайцев. Только исторические циклы еврейского народа несколько длиннее. И, начиная с эпохи эллинизма, привязаны к историческим циклам европейской цивилизации.

 

Первый цикл начался с завершения расселения древних евреев на территории Израиля. Создания достаточно сильных еврейских государств. Присоединения к еврейскому народу громадного числа местных аборигенов – ханаанеев. Очень сильно повлиявших на самих евреев. После этого последовал разгром еврейских государств Ассирией и Вавилоном, Вавилонское пленение евреев. Огромное их количество было уничтожено либо ассимилировано. Уцелевшие евреи в плену и в послепленный период значительно укрепили свою национальную религии – иудаизм. И вместе с ним – этнические границы, отделяющие их от других народов. Появился феномен еврейской диаспоры, живущей вне Израиля.

 

Следующий цикл начался с появления нового еврейского государства Хасмонеев. При них еврейская государственность укрепилась, некоторые народы были завоёваны и обращены в иудаизм. Например, идумеи. Одновременно на евреев сильнейшее воздействие оказал эллинизм. Появилась масса грекоязычных и гречески образованных евреев. Очень многие евреи жили в диаспоре. Сама диаспора нередко была богата и влиятельна. Еврейский образ жизни и религия так же приобрели популярность. Представители разных народов или принимали иудаизм, или чаще становились некими «околоиудеями», т.н. «чтящими Бога». Большое значение тут играли мощные сетевые связи и взаимная поддержка разных еврейских общин друг другу. А так же отличная самоорганизация внутри общин.

 

Кульминация цикла пришлась на появление христианства и разрушение римлянами Второго храма. В ходе борьбы с Римом громадное количество евреев погибло. Ещё большее число вынуждено было покинуть историческую родину. Христианство очень быстро эмансипировалось от иудаизма. И стало с ним очень активно и эффективно соперничать. Большая часть «околоиудейской» среды оказалась в рядах христиан. Так же как и очень многие из этнических евреев. Впоследствии очень многие евреи становились адептами мировых религий, «находящихся у власти». Как то христианство после признания его официальной религией Римской империи. А так же ислам после арабских завоеваний.

Произошло новое «сжатие» еврейского народа, сопровождающееся новым витком развития иудаизма и укреплением этнических границ. Появился Талмуд. Талмуд и талмудические установления можно назвать классическим примером целенаправленного проведения этнических границ. Во многом так, как этот описывает классик этнологии Ф. Барт. Из достаточно однородного населения тогдашнего Ближнего Востока, где были распространены общеизвестные языки, виды экономической и общественной деятельности, сходные религиозно - идеологические устремления талмудические предписания вновь резко выделяют евреев.

 

Они были резко и специфически маркированы путём многочисленных предписаний, серьёзно влияющих на повседневную жизнь. Причём у этих предписаний был свой круг авторов – талмудических мудрецов. Далеко не всегда анонимных.

В течение средних веков имели место многочисленные пертурбации. И изгнания евреев из некоторых стран, и их господство в Хазарском каганате. Однако коренным образом они ситуацию не меняли. Евреи оставались стабильной, замкнутой и закрытой общностью. Опять таки, определённое исключение представляла из себя мавританская Испания.

 

С развитием европейского капитализма и модерна начался новый цикл еврейской истории. Весьма идентичный античному. Так же, как сами процессы в европейском обществе были сходными с аналогичными в период античности.

 

Не стоит вместе с Вернером Зомбартом переоценивать значение евреев, наряду с некоторыми другими этническими группами, активно занимавшихся предпринимательством, в появлении европейского капитализма. На востоке была масса таких же этнических групп. Армяне – в торговых городах Ирина. Парсы – в портах западного побережья Индии. Китайцы – в крупнейших городах Юго - Восточной Азии. Только вот никакого капитализма в этих регионах не возникло. Несмотря на значительные экономические успехи.

 

Евреи сыграли значительно большую роль в более поздний период. В период распада традиционных сословий, коллективов выживания, подготовки и проведения некоторых европейских революций. Когда появилась масса европейски образованных и воспитанных евреев. Подобных эллинизированным евреям античности.

 

В течении 19 – 21 веков не прекращается крайне бурный спор о роли евреев в тот период. Кто-то называл и называет это борьбой за неотъемлемые права и средоточием всего самого лучшего. Другие называют это заговором с целью захвата власти.

 

Замечу только, что в той или иной степени европеизированные евреи, нередко активные либералы или социалисты, притягивали к себе людей, желающих иметь дополнительную поддержку в быстро меняющемся обществе. Это были самые разные люди. Они покровительствовали евреям и евреи покровительствовали им. Среди них встречались беспринципные карьеристы и авантюристы. Или гонимые поэты. И менее экзотические личности разных чинов и званий. Которые в той или иной степени оторвались от старых сословий и коллективов выживания. Но, пустившись в «свободное плавание», продолжали нуждаться в некоей силе, имеющей развитые навыки самоорганизации, создания «своей» социальной среды. Тем более, что эти люди прекрасно знали их язык и не были слишком далеки от них по культуре.

 

Евреи опять резко европеизировались и появилась обширная «околоеврейская» среда. На этот раз – подчёркнуто светская. Состоящая из либералов и левых. На этот раз евреи связали свою судьбу с наиболее перспективными, динамичными и успешными силами западного модерна и постмодерна. И потому успех был гораздо более грандиозным, чем в период античности. Евреи получили возможность влиять на значительный сегмент мировой политики, экономики, культуры. Было создано процветающее и сильное государство Израиль.

 

Соответственно, евреи столкнулись с гораздо более сильной агрессией. Несколько миллионов евреев (сколько – общего мнения нет) погибло во время гитлеровского террора.

 

К тому же христиане стояли на позициях традиционализма, семейных ценностей. Эти принципы гармонировали с общими установками «культуры выживания». И, соответственно, со многими еврейскими ценностями. Окружение из полноценных христиан, несмотря на опасность конфликтов, способствовало сохранению этнических границ еврейского народа, его идентичности.

 

Околоеврейское окружение из либералов и левых, основывающееся на принципах стирания этнических и культурных границ, немало способствовало еврейской ассимиляции: многочисленным смешанным бракам, утрате евреями многих этнических признаков, размыванию национальной идентичности.

 

Но эта не единственная опасность, которая угрожает евреям от их «лучших друзей». В своё время они создали для евреев среду наибольшего благоприятствования. Которую они же теперь не менее успешно уничтожают. Толерантные европейцы в западных странах постепенно заменяются на выходцев с Юга и Востока. Которые не слишком толерантны и, в лучшем случае не питают к евреям ни малейшего пиетета. А очень часто это откровенно антисемитски настроенные радикальные мусульмане. Последние уже превратились в объект первостепенной защиты и поддержки со стороны «еврейских друзей».

 

«Официальное юдофильство» всё ещё существует. Например, поддерживается «культ» жертв холокоста. Однако на практике как европейские, так и заокеанские либералы склонны всё больше делать ставку на мусульман.

 

Между евреями и, условно говоря, «либералами» нарастает неприязнь. В самом Израиле идут процессы, призванные превратить национальное модерное государство евреев в постмодернистское безнациональное. Развивается гей-движение, в том числе среди религиозных евреев. Развивается интернационализм, неприятие собственного государства.

 

 

В то же время в Израиле растёт влияние консерваторов и религиозных ортодоксов. Они так же укрепляют свои позиции. В той же системе образования. Растёт и их общая численность благодаря многодетности. Рост влияния ортодоксов объясняется и необходимостью этнокультурной мобилизации перед лицом угрозы радикального ислама. Но при этом укрепляются и внутриэтнические границы между светскими и религиозными евреями. Таким образом, ликвидация израильского национального модерного государства происходит в сразу в двух плоскостях: постмодернистской и неофеодальной.

 

Понятно, что евреи вряд ли сами откажутся от союза с либералами и левыми. Сами они в массе не пойдут на резкое обострение. Еврейство слишком зависит от либералов. Особенно самое богатое и образованное. Всё будет идти своим чередом до тех пор, пока «друзья» не займут однозначную и агрессивную антиеврейскую позицию. Созданная давно «защитная оболочка» принесла немало пользы. Но теперь стала вредить, превратившись в свою противоположность.

 

Во второй половине 20 века евреями была пройдена высшая точка успешности очередного цикла. Теперь начинается спуск вниз. Несомненно, при крушении общества постмодерна евреям придётся сильно ужаться. Их может просто-напросто стать в несколько раз меньше. Если не вообще очень мало. Будет потеряны социальный вес и влияние. Но у евреев всё же больше шансов уцелеть как этнос, чем у многих западных народов. Благодаря разветвлённому этноконфессиональному комплексу иудаизма. А так же наличию относительно большого числа национально мыслящих людей, особенно в самом Израиле.

 

Государство Израиль — своеобразный геополитический преемник Иерусалимского королевства, которое было создано в результате крестовых походов. Оно было очагом привнесённой европейской культуры, враждовало с мусульманскими соседями и крайне зависело от поддержки коллективного Запада. Его реакция на атаку движения ХАМАС 7 октября, говорит о том, что судьба Нагорного Карабаха в ближайшие годы Израиль не ждёт. Есть международная поддержка, есть и собственные силы.

 

Однако что будет через несколько лет — неизвестно. Неизвестно, что будет со странами Запада и какую позицию они будут занимать. Ведь Израиль может рассчитывать прежде всего на элиту «строй школы», которой присущи имперские амбиции в духе 20 века. Но те же более молодые американские либеральные политики уже не так озабочены мировым лидерством. Также очень многое зависит от того, будет ли эскалация внешнего конфликта способствовать сплочённости израильтян или же раскол будет только углубляться. В нынешних условиях последний вариант вполне вероятен…

 

Поэтому Израиль сможет существовать достаточно долго только в случае появления сильных лидеров и идейной платформы, могущих сплотить носителей религиозного и светского укладов, победа государственников над интернационалистами. Также ближневосточному государству жизненно необходимы новые союзники, некие влиятельные консервативные немусульмане. А также активные союзники внутри исламского мира. Израилю может помочь быстрое снижение роли углеводородов в мировой экономике и, соответственно, кризис арабского мира; смена режима в Иране.

Без всего этого в условиях очередного упадка еврейского народа карабахский сценарий для Израиля возможен уже в среднесрочной перспективе.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter